Ода черному тополю

   В советские времена все было просто. Магазины не называли женскими именами. Были промтовары, были продукты. Сегодня на наших улицах растут просто тополя.  В советские времена тополей было много – десятки видов и десятки сортов. Дендролог Алексей Яблоков испытывал тополя на делянках как пшеницу и давал им чисто советские имена – Пионер, Сталинец, Максим Горький. Без устали скрещивал Яблоков тополя друг с другом по заветам Мичурина, не интересуясь законами Менделя, но веря в силу воспитания. Сегодня мичуринские яблоки из области мифологии, как и гибридные тополя. Мало кто сегодня  различает белые тополя и черные.

    Черный тополь – наш герой. Странное название у этого тополя, ничего черного у него нет, это не черный тюльпан и не черная орхидея. Есть у него и общеславянское имя – осокорь. Странно звучит это имя с ударением на последнем слоге. В первом ботаническом словаре Анненкова приводятся десятки народных названий осокоря. Исчезают не только деревья, слова.  И странно, что этот когда-то обычный тополь попал в Красные книги многих областей.  Не боится осокорь половодий, наводнений, песчаных заносов, даже радиации в  чернобыльских лесах. Живуч. Боится тополь человека.

   Чтобы увидеть черный тополь надо отправиться на реку, там,  в глубоких долинах, его дом. Именно так поступили сто лет назад молодые художники Петр Уткин и Павел Кузнецов. Сели они в родном Саратове в лодку и отправились в путешествие по Волге. Репин из такого путешествия вывез образы бурлаков, Левитан искал тихие плесы. Уткину запомнились тополя. Правда, свою известную картину он создал не сразу, прошел через выставки «Голубой Розы», через революцию, а в начале двадцатых годов написал картину «Осокорь».  Эта маленькая картина стала символом Волги, символом саратовской природы. На картине тополь совсем не черный, напротив, светлый воздушный, с прозрачной кроной, под стать небу, облакам и самой Волге. Не случайно называл Заболоцкий деревья императорами воздуха. Возле такой картины дышится легко, как на берегу великой реки. Есть два осокоря и в нашем поселке, остальные вырубили. Стоят  тополя посреди пустыря, в стороне  от речных долин, стоят, погруженные в горькую думу и кроны их не поднимаются к облакам, сжимаются в огромный шар и ни один луч солнца не проникнет через них к земле.   
Совсем по-другому видится осокорь художникам импрессионистам. На картине  Веры Евсеевой из Самары черный тополь похож на косматое чудовище. С тяжким стоном он вытягивает свой кряжистый ствол из земли, опираясь на ветви и корни. Мерцает , переливается красками его крона под напором речного ветра.  Ботаник скажет:  просто – это свойство осокоря защищаться от песчаных заносов, выбрасывая придаточные корни. Ботаники тоже правы. Черный тополь они отличают по листьям, Листья осокоря не унылые треугольники, они дельтовидные,  ромбовидные и на длинных черешках, как у осины,  поэтому на ветру шелест его далеко слышен и как у осины, век  осокоря не долог. Растет он быстро, но уже к ста годам появляются в его стволах глубокие дупла. Именно такие столетние дуплистые тополя встретили нас в походе с ребятами  на берегах красивой реки с древним названием Бердь. Дупла ребята, конечно, немедленно изучили и в одном обнаружили гнездо огромных шершней. На следующий день в школе они с удовольствием пугали девочек, открывая спичечные коробки. Глубокой осенью шершни не опасны, зиму они уже не переживают.
 
 Черные тополя многообразны. На юге кроны их пирамидальны.   Уже триста лет такие тополя украшают европейские города. Именно пирамидальные тополя скрещивал Яблоков с нашими речными осокорями и получал чистые линии мужских растений. Такие гибриды были красивы и не пылили. Где они сегодня? Говорят,  и в Ивантеевском питомнике, где работал дендролог,  такие тополя уже не производят, проще спилить те, что есть. Осокори не только красивы, они еще и пахнут, выделяя смолу ранней весной. Из этой смолы пчелы производят целебный прополис.
   Может еще возродятся парковые осокорники и будут бродить в них люди, вспоминая Яблокова,  любуясь черным тополем, который совсем не черный, а многоцветный, будут вспоминать картины символиста Уткина, импрессиониста Евсеевой и мир на миг станет таким же прекрасным, как прекрасен черный тополь. 

В коллаже картина Уткина из Википедии:

https://www.ikleiner.ru/lib/radischev/radischev-0070.shtml


Рецензии
Вы правы: тополь тополю - рознь!

Вадим Светашов   21.06.2019 14:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим. Разные тополя - разные судьбы. У речки тополям головы к счастью не рубят, как в городе. Хорошо летом на речке! Успехов.

Юрий Панов 2   21.06.2019 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.