Ч. 3 Понадеялись на авось и героизм

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/06/18/547
 
Командование Черноморского флота предполагало, что немцы могли знать об операции, потому что подготовка затянулась, некоторые части, подготовленные для десанта, отправлялись на фронт, кого-то из этих частей могли взять в плен.

О десанте знал слишком широкий круг людей. Действовали немецкая войсковая и воздушная разведка, которые тоже собрали сведения о готовящемся десанте.

Отец мне рассказал, что после инструктажа, на котором он присутствовал, пропал один из командиров групп. Он предполагал, что возможно его выкрала немецкая разведка.

В книге Романа Валерьевича я прочитал, что из недавно опубликованных документов советской военной контрразведки стало известно о переходе на сторону противника одного из морских офицеров, его имя и звание не сообщаются.

Перебежчик рассказал немцам, что в десанте будут участвовать 83-я бригада и другие части морской пехоты. Из его показаний немецкое командование сделало вывод:
 
«Русские предполагают 22 – 25 декабря 1942 года сделать попытку захватить Новороссийск и Анапу. Новороссийск должен быть взят к новому году. Руководство операцией возложено на заместителя командующего Черноморским флотом и войск Кавказской армии».
 
После войны в результате анализа трофейных документов стало окончательно ясно, что немцы были прекрасно осведомлены о готовящейся операции и приняли соответствующие меры противодействия.

Получается так, немцы знали об операции, а наше командование знало, что о ней известно противнику, но отменять операцию не стало. Я вижу этому только одно объяснение: поскольку решение об этой десантной операции принимала Ставка, боялись докладывать Сталину, что её необходимо отменить.
 
Никто не хотел оказаться виновным. Понадеялись на «авось» и героизм наших бойцов и офицеров.

Из воспоминаний командира бригады крейсеров Н.Е. Басистого: «Следя за посадкой бойцов на катера, канонерские лодки и болиндеры, я невольно, как и перед десантом в Феодосию, обращал внимание на моряков штурмового отряда, спокойно идущих к сторожевым катерам.

Это добровольцы с кораблей и подразделений  Новороссийской военно-морской базы. Несмотря на зимнюю пору, многие из них в бушлатах и бескозырках».

В воспоминаниях командира штурмовой роты С.Т. Григорьева и в трудах исследователей советского периода не упоминалось, что эта штурмовая рота была штрафной. Штрафники превращались в добровольцев, так было с точки зрения партийной цензуры патриотичней.

В группе первого броска, пишет Роман Валерьевич Талдыкин, находились также моряки пяти корректировочных постов и гидрографы. Каждый морской корректировочный пост на время проведения десантной операции был приписан к воинскому подразделению и должен был поддерживать связь со своим кораблём артиллерийской поддержки.

Общее руководство корректировочными постами возложили на капитан-лейтенанта А.Ю. Врубеля, командира БЧ-2  крейсера «Молотов», находившегося на ремонте после того, как торпеда, сброшенная с вражеского самолёта–торпедоносца, оторвала ему корму.
 
Из воспоминаний артиллерийского электрика крейсера «Молотов» В.А. Анхимова: « В феврале 1943-го группу в девять моряков с крейсера подготовили для организации корректировки стрельбы с боевых кораблей во время высадки десанта. В группу входили капитан-лейтенант, радист и я как рулевой, остальные ребята в охране».

Группе гидрографов поставили задачу выставить на берегу огни-наводки для ночной стрельбы корабельной артиллерии.

Но с самого начала всё пошло не так, как планировали. Снятие судов с якоря задержалось из-за опоздания десантных частей. Ветер был 4 балла, а на море волнение 3 балла. Тральщики использовали вместо буксиров, но они для этого не приспособлены, поэтому буксирные тросы рвались.

Тральщики вели болиндеры и маломощные портовые буксиры. Вместо хода 6 узлов, пришлось идти ходом 3 узла, чтобы собрать растянувшиеся корабли. Произошло столкновение малого морского охотника с тральщиком.

Потребовалось с морского охотника, находившихся на нём 50 десантников из штурмового отряда, в условиях сильного волнения моря пересадить на канонерскую лодку «Красный Аджаристан», а сам морской охотник вернуть в Геленджик.

В штурмовом отряде захвата плацдарма, который высаживали морские охотники, из-за этого стало на 50 человек меньше.

В море штормило, и многие десантники на катерах, канонерских лодках и болиндерах сильно укачались.

Стало ясно, что к часу ночи, как намечалось, к месту высадки первый десантный отряд подойти не успеет.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/06/20/1127


Рецензии
Информация всегда дорога. Для военных она считается не только днями и единицами техники. Жизнями!

Но как показало 24 февраля даже стопроцентно информированные не всегда действуют в соответствии с полученной информацией.

Миру-мир, с десантированием только за дополнительным "горючим".

С уважением,

ЕС.

Евгений Садков   13.07.2023 17:08     Заявить о нарушении
Неверная информация оплачивается жизнями.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.07.2023 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.