Котелинский источник Всех Святых Угодниов Божиих

Котелинский источник Всех Святых Угодников Божиих

Больных, испорченных, убогих
Сюда привозят каждый год.
Вся в пыль разбитая дорога –
К колодцу этому ведет.

Стоит в часовенке икона,
А перед ней свеча горит,
Творя молитвы и поклоны,
Народ здесь страждущий стоит.
Стоит в надежде исцелиться.
И это время подошло –
Мы снова начали молиться,
Чтоб различать добро и зло.
Е. Рыскова


В самом дальнем, восточном краю Рязанской области расположился Кадомский район, на территории которого, на берегу тихой речки Мокши раскинулось село Котелино, в старину называемое Кательня. Село Котелино возникло в 1602 году.

 
Если ехать в Котелино со стороны Кадома, сначала всё-таки храм словно невидимый магнит притягивает к себе, невольно приглашает полюбоваться чудной красотой архитектуры. Очень даже стоит зайти в храм поклониться и приложиться к частице мощей Николая Чудотворца, которая хранится в красивом ковчежце. Источник же расположен невдалеке от храма; продолжая ехать в том же направлении нужно найти указатель к святому источнику.


Если ехать со стороны Сасова - Кустарёвки, можно сначала встретить указатель на источник и повернуть направо по песчаной просёлочной дороге, но всё же стоит сначала проехать чуть дальше, и вначале посетить храм, затем возвратиться до поворота на источник.


Храм каменный, двухэтажный освящен в честь святителя Николая Мирликинских Чудотворца; был построен в 1916 г. на месте старой, деревянной церкви во имя чудотворца Николая, основанной в 1768г.
Храм возведён по желанию жены коммерц-советника Ф.Н. Солодова, Екатерины Николаевны Солодовой, которая предложила соорудить храм на её собственной земле. От епархиальных властей была получена благословенная грамота, где в частности говорилось: «Церковь предположено построить в центре села на площади, принадлежащей Е. Н. Солодовой, с южной стороны существующего деревянного храма, в 110 саженей от последнего». В строительстве принимали участие: епархиальный архитектор Владимир Иванович Фрейман, который провел инженерные и проектные работы по определению качества грунта под предполагаемую застройку. Архитектор Васильев Г.Н. из г. Ростов-на-Дону 15 июня 1909 года взял на себя обязанности осуществить технический надзор за постройкой каменного храма в селе Котелино, согласно проекта, утвержденного губернским правлением, о чем было уведомлена Духовная консистория. Храм строился с 1909 по 1916 г. Размеры и архитектура храма поражает своим величием и красотой. Высота храма от основания до центрального купола - 40м. Всё население окрестных деревень участвовало в строительстве.
Нижний этаж храма, освящен в честь Успения Божией Матери, находится в подвальном помещении. В нём построены усыпальницы-ниши, для захоронения членов семьи Солодовой. Сама устроительница была похоронена в одной из 12 ниш храма. Несколько лет назад нашлись родственники Екатерины Николаевны, которые вывезли из усыпальницы её останки. На этом этаже тоже совершаются службы; в основном чин отпевания усопших.

 
Верхний храм имеет 3 зала: центральный освящен в честь святителя Николая; боковые залы освящены: в честь великомученика Димитрия Солунского и в честь святой великомученицы Варвары.


Существует предположение, что церквей построенных по такому проекту в мире всего три. Тем более до конца не ясно, зачем, как и почему этот величественный Никольский храм построен в этих малолюдных краях, словно появился он каким-то чудом, оказавшись в настоящее время прекрасным памятником архитекторам, меценатам и всем тем, кто принимал участие в строительстве.


В годы советской власти Никольский храм был закрыт. Его имущество разграблено, а сам храм разорён. Всеми покинутый храм начал постепенно разрушаться. И только с начала XXI века храм был возвращен верующим. С 2002 года в храме начали проводиться богослужения, и постепенно начались работы по восстановлению храма под руководством настоятеля храма, протоиерея Сергия Карлышева.
В сентябре 2009 года еще одна достопримечательность появилась на Котелинской земле. В селе Котелино обустроен и освящен источник во имя Всех Святых Угодников Божиих.


Когда освящают источник в честь одного пророка, или святителя, или бессребреника, или преподобного, или блаженного, то у паломника не возникает вопроса к кому в молитвенном поклонении обращаться за помощью, за утешением на этом источнике. А здесь, на святом источнике, освященном во имя Всех Святых Угодников Божиих, открываются огромные возможности в выборе для молитвенного поклонения тому Угоднику Божия, к кому склоняется, страждущая той или иной заботой, или отягощенная гнетущим грехом, пороком, душа. Святых Угодников Божиих очень много и для того, чтобы хотя бы немного разобраться в этом многообразии, давайте хотя бы схематично посмотрим, кто же такие Святые Угодники.
Святые Угодники Божии имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророки – это святые, жившие еще до пришествия Спасителя на землю. Они по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе, возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса. Из пророков особенно известны Илия, Иона, Иезекииль, Даниил и др.


Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых он во время своей земной жизни посылал на проповеди, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Апостолов сразу было двенадцать, а потом еще семьдесят. Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными, так как они больше других потрудились, распространяя христианскую веру. Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов написали Евангелие (учение Иисуса Христа), и их называют Евангелистами. Святых, которые подобно апостолам распространяли Христову веру в разных местах, называют равноапостольными, т. е. равными апостолам. Это Мария Магдалина, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Владимир, святая Нина, просветительница Грузии, и др.


Мученики – это те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения, и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками. Первыми пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фекла и поэтому их называют первомучениками. Если они умирали после особенно тяжелых страданий, их называют великомучениками, как например: святые Варвара и Екатерина, святой Георгий и др.


Святители – это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, например: святой Николай Чудотворец, святой Алексий, митрополит Московский, и др. Святителей, претерпевших мучения за Иисуса Христа, называют священномучениками. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста называют вселенскими учителями, т. е. учителями всей Христианской Церкви.


Преподобные – это праведные люди, которые удалились от мирской жизни и угодили Богу. Они не вступали в брак, молились и постились, жили в пустынях и монастырях. Например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Анастасия, Ксения Римляныня и др. Преподобных, претерпевших мучения, называют преподобномучениками.


Бессребреники – это врачеватели болезней, как телесных, так и душевных, которые за свою помощь не брали платы, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и др.


Блаженные – это люди, взявшие на себя подвиг во имя Иисуса Христа казаться безумными. За свои труды, постоянные молитвы, пощение, насмешки, а то и побои они получали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Юродство во Христе –редкий, трудный, но высокий христианский подвиг. Блаженные добровольно отказывались от всех удобств жизни, от выгод общественного положения или звания, от родства, дружбы, семьи. Днями, а то и неделями они могли обходиться без пищи, одеждой им служило ветхое рубище, большую часть жизни они проводили под открытым небом. Они обличали людские пороки, вразумляя власть имущих, утешали страждущих. Это, например, Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская и др


Праведные – это люди, которые вели праведную, угодную Богу жизнь, будучи семейными: святые праведные Иоаким и Анна и др.


Родоначальники человеческого рода – первые праведники на земле. Их называют праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.


Итак, познакомившись с храмом святителя Николая Мирликинских Чудотворца, и разобравших с понятием Святые Угодники Божии, направляемся собственно к святому источнику Всех Святых Угодников Божиих.


Подъехав металлической калитке, представляющей как бы символический вход на территорию источника, справа от калитки видим витраж с информацией об источнике и правилами поведения возле источника. Следует внимательно прочесть правила и непременно следовать им. Далее, к источнику придется идти пешком по дороге, которая проходит по дну довольно крутого оврага. С правой стороны, на крутом склоне, среди молодой сосновой поросли видны, выступающие из земли, огромные, красивые, многовековые камни бледно-зеленоватого и красно-коричневого оттенков. Спускаясь далее вниз, видим цель нашего путешествия: красивую часовню, окрашенную в палисандровый цвет, в которой проходят службы; внутри часовни на стенах висят иконы и бамбуковые полотна с текстами молитв и заповедей.


Слева расположена приземистая купальня с оригинальной угловатой крышей. С левой стороны купальни идет тропинка, замощенная вбитыми в землю деревянными чурбаками, ведущая к роднику. Обойдя купальню по этой оригинальной тропинке, открывается вид на собственно источник. Родник находится у основания почти отвесного склона оврага под дубовой бочкой, из которой по дубовому жёлобу родниковая вода стекает в другую дубовую бочку с открытым верхом, где берут родниковую воду для пития и утоления духовной жажды. Из этой бочки вода опять по другому дубовому жёлобу стекает в купальню. Дубовая бочка, укрывающая родник, закрыта простым деревянным щитом, защищая родник от атмосферных осадков и пыли.


Умиротворённо и тихо журчит мощная струя родниковой воды. Сверкая на солнце и переливаясь искристым разноцветьем, несет она ту божественную силу и невидимую энергию, которая способна по молитве и непоколебимой вере помочь избавить паломников от хвори или другой какой напасти, пришедших сюда, к роднику Всех Святых Угодников. Сколько людей уже получили здесь исцеление! Много народу приезжает за котелинской водицей, чтобы поддержать здоровье детишек или престарелых родителей. Порой сюда идут с последней каплей надежды – и по вере своей обретают помощь. Святой источник в честь Всех Святых - родник надежды и любви, он бьет кристальной струей, утоляя духовную жажду душ христианских.


Все Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!


Рецензии