Театр действий 100 БДК

В Сотой бригаде мы сотрудничали   с 55-ой дивизией морской пехоты.
С момента создания и до реформирования 1 декабря 2009 года в 155-ую отдельную бригаду морской пехоты Тихоокеанского флота эта дивизия  являлась единственной в России дивизией морской пехоты.
В советское время военнослужащие дивизии участвовали в боевых и не боевых операциях во Вьетнаме, Эфиопии, Сомали, на Гавайских островах и острове Маврикий, а в современной России моряки дивизии принимали активное участие в чеченской кампании.
Начиная с середины 70-х годов 20-го века  боевые службы морской пехоты ТОФ в дальних морях становятся регулярными.
Преимущественно для морских походов использовались средние десантные корабли, несшие усиленный взвод морских пехотинцев с боевой техникой и большие десантные корабли морской пехоты, некоторые из которых могли нести до 80 единиц бронетехники. Зачастую подобные боевые службы продолжались до полугода и более.
Подразделения морской пехоты мы принимали на корабли в Амурском и Уссурийском заливах. Высадки десанта производили на побережье Татарского пролива, на Сахалине, на острова Курильской гряды, в заливе Посьета.
Места это все такие,  что, кроме выполнения своих боевых задач мы могли в свободное время заниматься рыбалкой.
 Первоначально, пока все отношения не были надлежаще урегулированы, японские рыбаки занимались хищническим выловом рыбы. Доходило до того, что своим сетями в Татарском проливе они полностью перекрывали ход рыбе в нерестовые речки. Тогда командование флота объявляло там морские учения, чтобы сорвать этот вылов.
Помнится такой случай из практики. Рано утром летом 1994 года мы из Советской Гавани вышли на Сахалин в район города Углегорска. В Татарском проливе видим, что японский рыбак что-то ставит. По команде командира штурман определился с координатами постановки, отметил на карте.
Назад с Сахалина вышли рано утром следующего дня. В Татарском проливе вышли на обозначенное место, нашли буй, обозначающий место постановки. Боцман со швартовой командой взял прикрепленный к бую капроновый трос на брашпиль и начал выбирать. К тросу были прикреплены японские ловушки, так называемые «чилимоловки». По мере выбора их отрезали и бросали на палубу.
Я следил за обстановкой с РЛС «Донец». Когда увидел, что стоящие вдалеке японские суда пошли к нам, дал команду боцману, и он отрубил трос. Сами пошли в свои воды.
Всего срезали свыше 100 ловушек, в которых было около 50 осьминогов и гора креветок. Для всей команды дней пять был «праздник живота». Правда, у кока из осьминогов вначале получились какие-то резиновые шланги, но, когда расспросили местных жителей, как их готовить, все наладилось. Креветок же ели до тех пор, пока силы были…
Многих офицеров гарнизона мы одарили этими ловушками. У всех у них были моторные лодки, и они эти ловушки выставляли для ловли чилимов.
Вскоре тем же летом мы пошли из Советской Гавани в залив Де-Кастри. По команде дежурного по гарнизону захватили с собой армейского капитана с женой, чтобы доставить попутно их в бухту Сизиман, к новому месту службы. По дороге познакомились и узнали, что они после окончания училища пять лет жили в Ленинграде, и вот получили назначение в Сизиман.
Если кто-то не знает, то это бухта в окружении елового леса, на берегу Татарского пролива.  Гарнизон состоит из мичмана с 20 матросами, которыми должен был командовать этот самый капитан. Об этой бухте в свое время рассказывалось в одной из  передач «Клуб путешественников».
Там, на территории, прилегающей к мысу Нитуси, расположен памятник природы «Сизиманский каменный лес» (особо охраняемая природная территория Хабаровского края).  Каменная роща расположена на крутом склоне и занимает площадь около 2 кв.км. Морской прибой, размывая берег, обнажает в туфовом обрыве окаменевшие стволы деревьев.
Возраст окаменелой флоры определен как олигоценовый, то есть примерно 33-23 млн лет. Потом мне как-то пару кусков этой древней древесины привозили.
Так вот, когда пришли на место, нас встретил мичман и доложил этому капитану, что прошлой ночью был пожар, и сгорела казарма, в котором была оборудована квартира для него с женой. Конечно, после Ленинграда такие новости не подняли им настроение. Но делать нечего…  Оставили их на месте. Сами пошли дальше, в Де-Кастри.
Выше Сизимана на берегу пролива есть озеро То, из которого вытекает небольшой ручей. Боцман Дима Бакшеев попросил оставить там его и пару матросов. Он к нашему возвращению должен был наловить рыбы, которая в этот ручей и озеро шла на нерест. Оставили его с сетью и парой матросов.
Залив Чихачева до 1952 года назывался заливом Де-Ка;стри.  Залив защищен от всех ветров окаймляющими его утесами, а с моря 3 островами.  На берегу залива в свое время был построен Александровский пост, затем порт Де-Кастри.
Так вот, когда мы туда пришли, поднялся сильный шторм, к причалам порта подойти было невозможно, и мы скрывались трое суток за островами в заливе.
Ну, а порт этот международный и туда постоянно заходят иностранные суда за лесом и соответственно там есть своя пограничная застава. Так вот только мы с командиром сошли на причал, прибегает рассыльный и вызывает нас к начальнику заставы. Приходим. Наши матросы во главе с боцманом сидят в качестве арестантов.
Оказывается, в пролив вошли несколько корейских рыбаков, чтобы скрыться от шторма. Пограничники все это контролируют и вдруг увидали на берегу несколько человек. Решили, что это иностранцы высадили шпионов, и направили группу захвата на вертолете с оружием. Там всех наших повязали и доставили  на погранзаставу. Перед этим они сообразили спрятать сеть и выловленную рыбу в кустах.
На обратном пути забрали весь улов и пошли в Советскую Гавань.
То есть таких историй было довольно много. Если что-то интересное вспомню, напишу.

"Кристалл в прозрачной оправе"
О Василии Авченко во всеведущей Википедии сказано так: "родился в семье геологов. Проживает во Владивостоке. Окончил с отличием факультет журналистики Дальневосточного государственного университета (2002), работал во владивостокских газетах "Ежедневные Новости", "Дальневосточный учёный", "Владивосток" и др.
Выступал как публицист в газете "Дуэль" (статья "Общество информационного контроля", в соавторстве с А. Самсоновым), с 2009 года - в региональном выпуске "Новой газеты".
Печатается в журналах "Новый мир", "Дружба народов", "Знамя", "Москва", "Двина", "Нижний Новгород", Тихоокеанском альманахе "Рубеж", альманахе "Енисей".
В июле 2015 года Роскомнадзор вынес предупреждение редакции "Новой газеты" за публикацию отрывка книги Василия Авченко. В отрывке "Кристалла в прозрачной оправе" употреблялось нецензурное слово, но несколько букв в нём были заменены точками. 
В 2016 году книга "Кристалл в прозрачной оправе" вошла в шорт-лист Бунинской премии.
Полагаю, эти сведения об авторе и его  книге  "Кристалл в прозрачной оправе" вас заинтересовали. Должен сказать, что, кроме того, что эта  книга вошла в шорт-лист Бунинской премии, она еще как рекомендованная Захаром Прилепиным, была на днях опубликована в аудиоформате в прекрасной озвучке Аллы Човжик.
Для понимающих эта рекомендация Захара Прилепина о многом говорит. Так что ищите и слушайте.
Для знатоков - дальневосточников напоминаю еще об одной книге этого автора "Правый руль", которую я тоже где-то встречал в аудиоформате.

На заставке к рассказу - морские пехотинцы в какой - то экзотической стране Юго-Восточной Азии.


Рецензии