Загадка Анны Ахматовой. Часть 2

Загадка Анны Ахматовой. Часть 2.


    
     Анна Андреевна права… Женщина пожилого возраста, это – старуха. С огромным жизненным опытом, с блистательным умом… была.
И чтобы им, старухам, к старости, не сочинять разные разности, например о Пушкине? Они его знали прекрасно живого, каждая имела что сказать приятное, но и пакостное, например, единожды пренебрёг публично и с обидным комментарием… Мужик, берегись! Будь готов пожизненно терпеть язвы женщины…
Ахматова уточнила, «выжившие к старости из ума».
Самое верное, женский поклёп и он был… Сочный, мощный, агрессивный. Такой, что и за двести лет трудно да порой, и невозможно разобраться.
А женское, даже знаменитоё враньё, это что – то!

     Бартенев П.И. (1829—1912). С начала 1850-х, начал активно заниматься Пушкиным, позже Лермонтовым. Возраст был 21 – 50 лет. Всего прожил 83 года.
Главный козырь – молодость. Стремление и желание. Возможность издавать.
К нему шли свидетели жизни и смерти двух гениев. Он и писатель, редактор. Сочинитель эпохи!
Через него прошло огромное количество бесценных свидетельств. Вне сомнения и не мало, утаил.

     Мы, потомки, разгадываем загадки прошлого. Необычного, таинственного…
В начале 60-х прошлого века, беседовали о своём старушечьем, оставить наследие непорочным,  достойным, а не как, со множеством вопросов, на примере трёх известнейших старух пушкинского века, княжны Вяземской, графини Полетики, Смирновой – Россет.

     «Анна Андреевна Ахматова (урождённая Горенко, по первому мужу Горенко-Гумилёва, после развода взяла фамилию Ахматова, по второму мужу Ахматова-Шилейко], после развода Ахматова; 11 [23] июня 1889, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, СССР) — русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века».
Умерла в 77 лет.
Одесситка, с массой слухов о себе, мнений, молвы о ней с берегов города у моря. Всесоюзного, мирового трёпа о ней, что объективного так и субъективного.

«Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 15 [27] августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — русская и советская актриса театра и кино. Лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Народная артистка СССР (1961).
Современными журналистами часто оценивается как «одна из величайших русских актрис XX века» и «королева второго плана».
Умерла в 88 лет.
О себе, «Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба — шлюха».

     В самодеятельной «пушкинистике» есть утверждающая фраза.
Не надо ничего выдумывать! Весь Пушкин в своих стихах, прозе, статьях, письмах.
Достаточно свидетельств только одного человека… Царя, императора российского, Николая I.

     … Считается, биографию поэту Александру Сергеевичу Пушкину, первым создавал…
«Павел Васильевич Анненков (19 июня [1 июля] 1813 (по другим сведениям — 19 июня [1 июля] 1812 и 18 (30) июня 1812), Москва — 8 [20] марта 1887, Дрезден) — русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода Анненковых. Старший брат генерала Ивана Анненкова. Будучи свидетелем смены поколений русских писателей XIX века, Анненков в своих мемуарах запечатлел некоторые значимые вехи развития литературы и создал портреты отдельных деятелей эпохи, в том числе Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Виссариона Белинского, Александра Герцена и других. В течение многих лет занимался изучением рукописей, писем, черновиков и рисунков Пушкина, собирал воспоминания о поэте; итогом стали вышедший в 1855 году масштабный труд «Материалы к биографии Александра Сергеевича Пушкина», книга «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху» (1874), а также собрание сочинений поэта в семи томах (1855—1857)».
Умер в 74 года.

В «пушкинистике» всегда ссылки на него, он первый… И…
Наряду с восхвалением за труды, множество претензий, когда поздние исследования пушкиноведения, не раз опровергали написанное Анненковым.
И опять всплывал вопрос об умышленных  мистификациях биографии поэта...

     Многовековой скандал, переросший в ползучую мистификацию, продолжается… скоро будет 200 лет!
На этом литературном блефе (сейчас так откровенничает пушкиниана), романтическая, на французский лад, «пушкинистика», выстраивает невероятные домыслы любви, дуэлей, смертей в жизни поэта…
Павел Васильевич Анненков писал стройную, выверенную временным отрезком столетия биографию гению поэзии… Явно тенденциозную, с подтасовкой фактов, с элементами вольных, придумок, он «западник», в угоду на нужное европейское мнение. Немаловажно, над «душой» стояли ветераны движения – вольные каменщики, масоны. Не завершил и вдруг...
В 1863 году, появляются сенсационные откровения секунданта Данзаса.
Записал, Александр Николаевич Аммосов (1823—1866) — российский поэт, офицер.

Книга «Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. К. Данзаса».
Вторая уточняющая часть фразы и масса вариантов у народа. Зачем? Почему в такой форме? Читается длинный заголовок…, ничего особенного.
Слышится текст необычным таинственным подтекстом. «Со слов…», единственного живого свидетеля, но зависимого, прежде всего семьёй, всех своих родственников, лично сам и своей карьеры, от правящей власти.
… Ни одного лишнего слова по тексту…
Современный читатель сразу обратит на это внимание.

     В ранних справочниках было, Данзас начитывал Аммосову текст…
Такая редакция литературной общественностью была встречена в «штыки», начитывал, значит, диктовал нужный текст. Специальный, так надо было, в такой форме рекомендованный. Кем?
Конечно же, императорским двором!
… И, ага… Литературная братия окрестила записи Аммосова,… мистификацией. Когда узнала, начальник Данзас, во время Кавказских походов надиктовал сочинение. Офицер - писатель Аммосов, служил под командованием К. К. Данзаса, тот начитывал ему «подробности». По народному,… нужные «подробности».

«В 1863 году были опубликованы воспоминания Данзаса о дуэли, записанные его другом А. Н. Аммосовым. В них было указано, что Пушкин будто бы случайно встретил Данзаса, посадил его к себе в сани, повёз во французское посольство к секунданту Дантеса д’Аршиаку, и что будто бы только там Данзас узнал, куда и зачем Пушкин его привёз…»
… Данзас от собственной выдумки скрывался, вёл уединённый образ жизни от преследования недовольных. Фраза определена была в том веке, как враньё. Неправду Данзасу быстро доказали, литературный народ на этом основании труд Аммосова счёл выдумкой.

     С годами сей казус сторонниками любовных страстей (романизированной «пушкинистики»), умышленно забывался, процветала известная пушкинская мистификация, ранен на дуэли, вскоре умер. … Сторона русских патриотов обязательно добавляла, настойчиво распространяла  в молву,…  француз, он  всё – таки убил русского. Не кого ни будь, всё равно Первого, пусть будет и поэта.
Процветал европейский «бонапартизм», клич – любой реванш, поход на Москву, за поражение династии, страны в 1814 году.

     Были попытки добиться ясности причин, так называемой дуэли, поединка, но…
«Д'Аршиак, в силу своей дипломатической неприкосновенности, не подлежал русскому суду и 2 февраля 1837 года покинул Россию.
"Постарайся повидать этого господина д'Аршиака, - писала Софья Карамзина своему брату Андрею в Париж. - От него ты узнаешь все подробности поединка…».
Карамзина не говорит в письме (цензура) слова, «дуэль». Дуэли были запрещены, так и само слово – «дуэль». Заменялось словом, «поединок».
… У себя на родине все подступы к личности дипломата были умело перекрыты,  д'Аршиак пожил немного и был застрелен на охоте…, как будто случайно.
Аммосов неожиданно умирает в 1866 году, якобы от застарелых фронтовых ран.
Как только начинался очередной ажиотаж поиска мало – мальской истины, так концы обрывались внезапными смертями…

     Нестыковки, форма написания книги Аммосова – Данзаса, выбранный стиль повествования и главное… С чего бы вдруг, спустя 26 лет от 1837 года, смерти поэта, в 1863 году сенсационной манерой подаётся факт дуэли - поединка, в результате которого погиб поэт.
Потому что до этого…
Всё перепутано, даты, множества свидетельств подтасованы, числа событий произвольно проставлены.
Литературное сообщество было разделено пополам.
«За» Пушкина, строчили хорошие отзывы, свидетельства (был рядом, клялся, так и было). Кто «против», плохие, вредные. Даты придуманные, по времени, перемахнули на столетия и сейчас их великое множество Великой Мистификации. Часть оформлена в книги, рекомендуемые народу (вузам), как последняя инстанция!?

     Отдельно женские мистификации к великим личностям, довольно редкое явление. А оно было, есть.
Есть великолепные, есть посредственные.
Женщин надо называть женщинами, это правило хорошего тона.
В литературе есть литературное значение о них…, бабы. Бабские поступки, исторические поступки, тоже есть. Бабьи привычки и это есть.
Ахматовские…, старухи. Уникальное понятие… Занимаясь долгое время страницами жизни Пушкина, разглядела сенсационное… Ему биографию писали бабы, такие же, как она – баба…

Старухи столетия, века девятнадцатого, с большим сроком по времени от смерти поэта. Он умер молодым, они его знали лично. Другой вопрос, такой, как издатель Бартенев, другие, иже с ним, в угоду кому – то, чему - то …, что – то как – то переврали…
Оказывается, старухи творили пушкинскую историю жизни и смерти гения.
«Биографию Пушкину писали три маразматического возраста старухи, выжившие к старости из ума:  Вяземская, Полетика, Смирнова – Россет».

     Понятия…
«Старуха. Значение - старая женщина. Глубокая старуха.
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря». А. С. Пушкин.
Синонимы. Старушка, бабка».
«Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Часто характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма».

Классификация. 25 до 44 лет -  молодой возраст, 44 до 60 лет - средний возраст, 60 до 75 лет -  пожилой возраст, 75 до 90 лет - старческий возраст,  после 90 - долгожители.

     Поэтесса прошлого века, Анна Андреевна Ахматова, юбилей в 130 лет, которой отмечается в эти дни, своей бурно прожитой жизнью,  загадала немало загадок…
В том числе, пушкинского наследия, пушкинского биографического пути.
Ещё не один цикл исследований будет интереснейшего материала. Не все архивы открыты, доступ к некоторым страницам, вне сомнения, закрыт навечно… Часть творческого наследия уничтожена безвозвратно, например, стихи до 40-х годов. Сожжены страницы дневникового архива после смерти поэтессы, важнейшие вехи истории личности и её времени…
Была бурная необычная жизнь неординарной женщины – литератора.

     Почему я акцентирую читателя на забавную историческую фразу Анны Ахматовой о старухах?
Потому что они действительно сочиняли биографию Пушкину.



Продолжение следует.


Рецензии