В. Пукирев Неравный брак

В. Пукирев «Неравный брак» 1862 г.

Момент. Венчается раба.
Обряд печальный обрученья.
Что делать? Такова судьба.
Защиты нет. И нет спасенья.

Чванливость, строгость жениха,
Глаза от слез красны – все ясно.
В России все не без греха.
Невесту жаль! Она прекрасна!

Неравный брак – типичный брак.
Никто невесту не осудит.
На все есть воля – свыше знак.
А что потом? Узнают люди.

Перечить мужу ей нельзя.
Должна послушной быть женою.
Венчанье в церкви – знать, князья…
Да  и  она  пред  аналоем*.

Вот так и жизнь ее пройдет,
И  если даст еще бог деток…
Не в деньгах счастье, в деньгах счет...
Жених завидный? Старец редкий.

Ни уваженья, ни любви
Она к нему не проявляет,
Чтоб скрасить время: ночи, дни,
Ее как вещь он покупает.

Не скажешь, что от счастья пьян…
Богатство, золото – не в силе.
Неравный брак – пустой обман.
Жених одной ногой в могиле.

Внучат бы пестовать ему,
Вдовец презренных лет и житель,
Не понимает почему,
Ведь он -  руки ее проситель.

Она ль родителей бранит?
Сама  от страха еле дышит.
Художник образ сохранит,
И полотно  потом напишет.

И что  общественный наш суд,
Хоть мы – свидетели венчанья.
Невесту замуж выдают.
Лишь  порицанье, поруганье.

-В заботе немощи любить…
Священник в церкви их венчает
Ему до гроба верной быть
Она пред Богом обещает.

Устоев диких подлый век.
Сам знал историю такую,
Тот за спиною  - человек.
Художник  это, вам скажу я.

Отдал отец за богача
Его возлюбленную тоже.
Невеста стаяла… свеча.
Жить без любви, не каждый сможет.

Неравный брак – виновных нет.
…Гостям, конечно, горя мало.
Вам про картину и сюжет
Я не случайно рассказала.


*Аналой - высокий столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся к в православных  храмах как подставка для книг, икон и  креста т.п. во время богослужения.

* В  образе молодого человека справа, который задумчиво переживает случившееся, художник изобразил самого себя.  С ним произошла похожая история – его возлюбленную выдали замуж за богатого человека. Для главной героини картины позировала Прасковья Варенцова, которая закончила свои дни в московской богадельне, на много лет пережив своего супруга.


Рецензии