Цирк - это не про цирк!

    Просмотрев отзывы о «Цирке» Максима Диденко (Театр наций), я поначалу удивилась и расстроилась. Удивилась, потому что на фестиваль «Золотая маска» обычно привозят лучшее. Расстроилась...Ну сами посудите:
- затянуто и скучно
- люди уходили со спектакля пачками
- поют плохо
- подтекст слишком груб
- не погуглив, вообще ничего не поймёшь
- Дапкунайте хороша, её роль, но на этом достоинства исчерпываются.
   А билеты-то вот они! Порылась ещё. Нашла и позитивненькое. Решила, что пойти стоит хотя бы ради того, чтобы составить собственное мнение. И не пожалела!
Возможно, не стоило анонсировать спектакль как постановку «по мотивам фильма «Цирк», потому что это отражает лишь 1/10 истины. В действительности же получилось очень красивое, яркое, феерическое зрелище, представляющее собой сплав фарса, фантасмагории, пародии, мюзикла и театра Мейерхольда.
   Даже если опустить все прочие несомненные достоинства постановки, увидеть её стоит хотя бы ради потрясающей сценографии и гениально выполненного видеоряда - почти все время просидели с открытыми ртами.
Содержание - это, конечно, не тот «Цирк», на котором все мы выросли. Это цирк, в котором мы выросли. Под чутким руководством Директора - Ленина с синей бородой, мечущегося между «дай я тебя поцелую!» и «дай я тебя расстреляю!» И вообще, слово ЦИРК, между прочим, это вам не лошадки с собачками и не клоуны с полуголыми акробатками - оно расшифровывается как «Центр исследований русского космоса»! Вот так! Век живи - век учись!
   Если в двух словах - великолепная пародия на СССР ( да и не только ) с его диктатурой, «догоним и перегоним», «тундру цветами засеем», «у нас в стране много людей, их надо чем-то занимать», новой формацией, человеком будущего и прочая, виртуозно вплетенная в канву культового фильма.
Да, в процессе просмотра возникает множество вопросов: зачем было перекладывать песни из фильма Александрова на минорный лад? почему всё и все, даже цирковые львы, синего цвета? Тем интереснее искать ответы. Насчёт синего, кстати, только сегодня сообразила, вспомнив слова из той самой колыбельной :
В этот синий-синий цвет,
Где ни слёз, ни горя нет,
Сердце хочет улететь от бед...

   Конечно же, иллюзорная синяя страна, та, что «впереди планеты всей»...

   А Ингеборга Дапкунайте и правда великолепна! На мой взгляд, куда искреннее, нежнее, трогательнее самой Орловой. А уж то, как она выглядит и что вытворяет «под куполом цирка» - это уже за гранью возможного!
Впрочем , играют замечательно все. И Директор, и мужиковатый Мартынов, и Раечка, и Скамейкин, и Франц, и Собачки, и Львы прекрасны и убедительны.
Хэппи энд Диденко ещё счастливее, чем у Александрова: негритёнок вырастает, становится астронавтом, проходит между рядами, пожимает руки зрителям, а потом вся семья улетает на Луну в ракете, построенной Скамейкиным. Но они, конечно, вернутся - ведь сегодня ещё один спектакль!
   Теперь о тех, кто «уходил пачками». Во-первых, мы их не понимаем. Во-вторых, в « Гешере» ничего подобного не было, ни оптом, ни в розницу. Напротив, была овация со всеми составляющими: криками "Браво!", аплодисментами стоя и морем цветов.  Да, нам понравилось всё! Даже синие-синие Львы с синими-синими ярко выраженными гениталиями! ))


Рецензии