Как пахнут яблони?

Вы помните как пахнут цветущие яблони в саду у вашей бабушки? Как же они пахнут! Стоит подняться легкому ветерку, и ты одурманен сладковатым и одновременно свежим запахом, рисующим в мыслях белые нежные цветы. Он рождён за пределами мира, где-то в волшебной стране. В волшебной стране детства.

Под моей щекой лужа. Грязная, серо-коричневая лужа, которую истоптали тысячи ног. От неё, должно быть, сильно воняет. Но я чувствую лишь аромат наивного беззаботного прошлого. Я не желаю вдаваться в подробности того, что меня сейчас окружает. Куда важнее сейчас погрузиться в воспоминания.

Но действительность бесцеремонно вторгается в них. Словно демон она маячит тёмным пятном в моих фантазиях.

Я распластался на асфальте. Мою голову вдавил в него чей-то тяжелый ботинок. Наверняка это не просто ботинок, живущий сам по себе. Скорее всего он надет на ногу какого-то человека. И именно этот человек сейчас так бесцеремонно со мной обращается, пачкая вторую мою щеку грязной подошвой своей обуви. Нелюдь.

Знаете, теперешнее мое положение - это совсем не то, что лежать в кровати, на мягкой свежей  постели, заботливо приготовленной мамой. Тогда я утопал в уюте. А теперь вынужден чувствовать одно лишь унижение. Но я отодвигаю реальность. Яблоневый сад уступает место моей детской комнате. Уже вечер. Я лежу в кровати и мама гладит меня по голове, тихо рассказывая сказку, чтоб я спокойно уснул.

Интересно, как там мама?

Я помню как она ласково будила меня по утрам, будто вовсе не желая тревожить мой детский сон. Я капризничал и не хотел подниматься. Но ее поцелуй всегда действовал. Она обнимала меня и мы шли на кухню завтракать. Каша с мёдом. Это очень вкусно.

Многое изменилось. Теперь меня бесцеремонно встряхивают и поднимают чьи-то грубые руки. Должно быть руки того самого обладателя грязного ботинка. Вокруг меня серо-чёрная куча людей. Среди них нет знакомых лиц. Куда подевалась мама? Я в недоумении. Сегодня на завтрак мне достаётся чей-то меткий плевок, который стекает по моей щеке, которая только начала привыкать к пребыванию в луже.

Толпа. Я не различаю лиц и вижу лишь сплошную стену человеческих тел. Они точно злятся, кричат и швыряют в меня гнусные словечки. Мне безразлично. Теперь уже ничего не изменишь.

Меня снова хватают, заламывают руки, надевают на них что-то холодное и тяжелое. У меня чешется нос, но я не могу достать до него. Вроде бы такое привычное действие, такое простое в своём исполнении, а оно мне не удаётся. Мучение. Я чихаю. Меня заталкивают в машину и захлопывают дверь. Рёв мотора. Едем. Я трусь носом о шершавую поверхность сиденья. Больше не чешется. Вот оно блаженство! Что ещё надо от жизни.

Наконец, я обращаю внимание на то, что происходит вокруг. В окне машины мелькают знакомые городские здания, мимо которых мы едем. Светофоры, жилые многоэтажки, магазины, торговые центры, люди. На пешеходном переходе сидит собака и провожает меня своим грустным взглядом. Ей меня жаль? Я отворачиваюсь и смотрю на свои запачканные на коленях брюки.

Остановились. Дверца автомобиля открывается. Снова меня бесцеремонно куда-то волочат. Какие-то люди в темной одежде. Все одинаковые. Каждый молчит и провожает меня взглядом, в точности как тот пёс, но в их глазах ни капли жалости. «Вы все как псы», - думаю я и мысль эта веселит меня. Улыбаюсь. Срывая голос, на меня кричит мужчина, который толчками направляет мое тело вперёд. Он помогает себе дубинкой и бьёт меня по спине. Боль.

Мы проходим длинный холодный коридор и останавливаемся. Абсолютная пустота в моей голове. Только саднит спина.

Громкий скрежет. Это открываются металлические решетки. Меня толкают. Я падаю. Снова валюсь на землю.  Холодный камень, но во всяком случае здесь нет лужи. Она мне не очень понравилась.

- Утром суд, тварь, - произносит мой спутник.

Решётка с ещё большим шумом закрывается.

Я снова допускаю реальность в сознание и понимаю, что это конец. Ну что ж. Пускай.

Кажется теперь я могу встать. Но я не хочу. Ничего не хочу делать. Я сажусь и прислоняюсь спиной к стене комнаты. Своей камеры.
Что ж. Вот я и за решеткой. Вот это и случилось со мной.

Неожиданно суровая действительность свалилась на меня.
Я больше не чувствую запах яблонь. Я не могу вспомнить, что обычно готовила мне на завтрак мама. Черт, я даже не помню как она выглядит.
Как она поживает?
Давно не виделись. Очень давно. В прошлой жизни. Неприятное ощущение расползается по моим внутренностям. Что это? Вина? Совесть. Давно я тебя не встречал. Привет.

- Привет, - кажется она говорит со мной.
- Что ты здесь делаешь?
- Наконец-то смогла навестить тебя. Не могла никак найти. Где ты был?
- Не знаю. На работе. Дома.
- Тогда бы я точно нашла тебя. Нет, ты был там, где мне нет места.
- Может быть. Что ты хочешь?
- Поговорить с тобой.
- О чем?
- О твоей жизни.
- У нас нет времени. Ты хочешь обсудить целую жизнь, а у меня времени, похоже, до утра.
- Иногда одна ночь длиннее целой жизни.
- Сомневаюсь.
- Как ты тут очутился?
- Я и сам задаю себе этот вопрос.
- А ответ?
- Не знаю.
- И всё же ты не можешь не догадываться?
- Может быть.
- Ты совершил много нехороших дел. Возможно ты теперь за решеткой именно поэтому?

Она права. Да, конечно, нынешнее мое положение - закономерный итог всего того, что я натворил в течение жизни. Кара. Я это заслужил. Но боюсь вслух признаться в этом и изображаю непонимание.

- Что ты имеешь ввиду?

Совесть тяжело вздыхает, наталкиваясь на мою трусость.

- Скажи, ты помнишь день, когда на автотрассе произошла жуткая катастрофа? Тогда погибло много людей.
- Помню, - огрызаюсь я.
- А помнишь ли причину, по которой это случилось?

Я молчу, уставившись в пол. Тогда была осень и на трассе столкнулись несколько десятков машин. Выживших было мало. А произошло это из-за того, что дорогу должным образом не отремонтировали. Денег, выделенных на ремонт, не хватило, потому что они ушли на постройку отличного, современного загородного дома для моей жены. Я осознавал свою вину, но не хотел признаться в ней самому себе. Виновных нашли. Были посажены в тюрьму несколько рабочих и начальник бригады. Но правду знали все, догадывались, обсуждали между собой, боясь, что их услышат. Многие боялись градоначальника. Меня.

- Помню.
- А случай со школой? Когда обвалилась крыша и под ней оказались сотни учеников и несколько учителей?

Деньги на крышу школы были частично потрачены мной на покупку автомобилей моим детям.

- Помню.
- Пожар в больнице?

Условия пожарной безопасности не были выполнены. Проверяющие отлично поели в дорогом ресторане за мой счёт, а денежные средства пошли на отпуск моей семье. Они повеселились на островах в Карибском море, а я в это время развлекался со своей любовницей. Все прошло здорово, за исключением того, что мне пришлось «краснеть» перед журналистами за нерадивых начальников больницы, не обеспечивших должную безопасность в своём заведении.

- Да, я помню! Я все отлично помню! - закричал я. - Хватит, прошу тебя.
- Всего этого достаточно, чтобы быть причиной того, что ты оказался тут?

Я молчу. Мне страшно. Мне так жаль себя. Мне жаль и все те поломанные по моей вине судьбы. Но больше всего себя, ведь каждый из нас эгоист. Даже в самом конце. Особенно в конце, когда мы имеем возможность оглянуться на прошедшие годы.

- Я виноват, - всхлипываю я. По щекам ползут тёплые ручейки. Слезы.
- Ты плачешь.
- Я так виноват. Как мне исправить это? Я не в силах ничего изменить. Уже поздно.

Я беру себя в руки. Утираюсь рукавом.

- Зачем ты здесь? - снова задаю вопрос Совести.
- Чтобы помочь. Все ещё можно исправить. Это в моих силах. И в твоих.
- Но как? - свет надежды вспыхнул в моём сознании.
- Извинись. Раскайся. Прости себя. Все будет хорошо, поверь мне.

Я снова один. Один в своей темнице. Совесть ушла, оставив меня наедине со своими поступками. Кто я? Кто дал мне право пренебречь чужими жизнями? Живот сжимается от осознания собственной ничтожности. Глаза закрываются. Тяжелый день. Постепенно я начал уходить с страну сновидений. Стены комнаты поплыли сполохами и начали растворяться, исчезать. Пол подо мной испаряется, камера растворилась, обретя знакомые очертания моей детской.

Любящая мать целует спящего малыша.
- Пора вставать, мое сокровище. Просыпайся, - тихо произносит она. Ребёнок улыбается сквозь сон и открывает свои глазёнки.
- Привет мама, - лепечет он и протягивает ей свои ручки, - я так скучал.


Рецензии