239 конфуций 15-5
– Не Шунь* ли был что недеяньем** правил
оборотясь на юг?*** – вот правило из правил!
«Суждения из бесед»
15:5
(стихотворный перевод)
*Шунь – легендарный китайский император живший согласно преданию в ХХIII веке до н. э.
**как видите концепт «недеяния» является отнюдь не только визитной карточкой даосизма но лежит так же и в основании конфуцианства согласно представлениям основателя которого центром (или как сказал бы аристотель – неподвижным движителем) тела мира как империи являлся император тогда как «благородные мужи» (цзюнь цзы) были проводниками его «благой мощи-дэ» – отсюда становится понятной суть афоризма 2:12 (учитель сказывал: цзюнь цзы не ритуальная чаша) суть которого стало быть не в том как его толкуют в том смысле будто бы благородный муж «не инструмент» но – напротив – в том именно чтобы стать и быть чистым незамутнённым проводником (то есть как раз «инструментом») благодати а не алчным её стяжателем (тогда как идеалом лао-цзы например является – наоборот – как раз всевмещающая пустота чаши) другими словами идеал конфуция вполне сходен с идеалом боддхисаттвы не уходящим в нирвану пока и если в мире страдает хоть одно воплощённое существо тогда как устремления лао-цзы на первый поверхностный взгляд «самоцентричны» (цзы жань) поэтому даосский сугубый «индивидуализм» нуждается конечно же в подробной апологии
Свидетельство о публикации №219062001208