Сокровища болота Чёрная вагина

 С наступлением вермахта, советская власть в Эстонии закончилась, так и не успев как следует  начаться, но за это короткое время царствия всеобщего равенства и братства большинство крепких хуторов было разорено, их владельцы вместе с семьями превратились в политически неблагонадёжных  и были репрессированы.  Открыто не подчинявшихся новым властям просто расстреляли. Небольшой части мужского населения, на дух не переносящих коммунистов, всё же удалось отсидеться в лесах.

Репрессии происходило при активной поддержке бедняков и потомственных батраков, пьяни и бездельников, получивших шанс наконец-то выбиться в люди. Нажитое всеми правдами и неправдами имущество репрессированной интеллигенции и зажиточных граждан растаскивалось голытьбой моментально.  Для того чтобы стать владельцем приглянувшегося хутора, достаточно было написать донос. Вытаскивались на свет старые обиды несправедливого раздела имущества бежавших из Прибалтики немецких помещиков, кое-где в приграничных районах вылазил загнанный в угол, но давно тлевший национальный вопрос между латышами и эстонцами. После обретения независимости размежевание на независимые республики по новой границе не везде отражало реальную картину проживания двух народов, и нравилось далеко не всем. Она даже отдалённо не напоминала границу Лифляндии и Эстляндии.

С первых же дней немецкой власти те же самые люди принялись теперь уже за не успевших эвакуироваться евреев, тем более что обещали плюшки, да и повод нашёлся железный - на многие руководящие посты в республике при советах были выдвинуты именно они. Справедливости ради надо отметить, что особого выбора не было. Около десяти процентов эстонских евреев при советской власти подверглись репрессиям вмести с эстонцами и  русскими, которые тоже здесь проживали веками. К январю еврейский вопрос был окончательно решён местными активистами без особой помощи  немцев. Заодно и расправились с цыганами, которых местное население всегда недолюбливало. Mustlased (мустласед) - цыгане. В дословном переводе это слово означает - чёрные, черномазые.

Немецкая власть от имени фюрера поблагодарила особо отличившихся, раздала ордена и медали, назначило на хлебные должности и дала работу на открывающихся предприятиях по утилизации импортируемых евреев из-за границы,а к весне подсчитала, сколько, чего и где было разграблено,  и потребовала  вернуть всё золотишко с прочими драгоценностями.  Что-что, а деньги немцы считать всегда умели.

С третьим сортом они особо не церемонились, поэтому пообещала расстрелять всех, кто откажется вернуть.

Унтерштурмфюреру показалось мало того, что удалось собрать назначенному старейшине для отправки в город, а тут ещё оберштурмфюрер услышал от кого-то про неуловимый табор цыган, кочующий по округе во главе с цыганским бароном, у которого по слухам изумрудный перстень самого Барклая-де-Толли.

Хитрый старейшина сложил всё в два сундука, но, как не крути, они были полупустыми.

- Я сам лично с тебя шкуру сдеру и отправлю в комендатуру, если за неделю эти сундуки не будут забиты до верху, а проклятый табор не будет ликвидирован.Через неделю кольцо генерал-фельдмаршала, победившего  самого Наполеона, должно лежать у меня на столе, ферштеен?

Охрану школы усилили солдатами. Старейшина взял своих помощников и отправился с расспросами  по хуторам, расположенным  возле перекрёстков. За два дня не удалось выяснить про табор ничего путного. Цыган мельком видели многие и в самых разных местах,чуть ли не одновременно, но никто не знал, как они передвигаются. Зато на дорогах примелькалась советская полуторка с немецкими крестами, которой, кажется,  управляла водитель-женщина в немецкой форме.

Сопоставив все факты, пришли к просто фантастическому выводу, что цыгане кочуют на грузовике, поэтому и неуловимы.

Устроили ночные засады, но полуторка как сквозь землю провалилась. И тогда пошли на хитрость.  Собрали с десяток лошадей для якобы предстоящей через три дня отправки в Германию, а пока пастухом к ним пристроили старого полуслепого деда и стали ждать. На вторую ночь  все мужчины табора вместе с бароном были расстреляны в упор из пулемёта, не успев развязать ноги ни одной лошади. Полуторку нашли примерно в километре, но без водителя.

Унтерштурмфюрер разбился на смерть через день после этого на мотоцикле. По официальной версии не справился с управлением, а в действительности авария произошла от палки в колесе. Несчастный случай. Диверсанты в тылу не были нужны никому.

Оберштурмфюрер драгоценное кольцо зажал, а в город отправил на подводах только набитые сундуки. Старейшина даже перестраховался, и собрал добра на все три. Полуторку оставили себе.

Женщин с детьми никто не видел, да и особенно не искал, а они тем временем продолжали жить на оном из островков среди болот, окружающих озеро Эхиярве.

Время от времени на хуторах пропадала еда, мелкая живность, и даже как-то исчезла старая кобыла, но её списали на волков.

Обязанности главы табора взяла на себя Роза - вдова цыганского барона и бывший водитель полуторки, неизвестно, где и когда научившаяся управлять автомобилем. Ещё большую загадку представляет то, где цыгане добывали бензин.  Ни у меня, ни у  старого лесника, который рассказал мне часть этой истории, никаких версий по этому поводу не было.

Зима сорок второго-сорок третьего годов выдалась в Эстонии не такой холодной, как предыдущая, но вся равно морозной и снежной. Ещё в конце осени сдохла кобыла и пришлось её закопать. Роза осталась без средства передвижения, на котором можно было бы в течении ночи делать дальние вылазки за едой.

Германия нуждалась в рабочей силе и окружающие хутора практически опустели, а оставшиеся местные жители сами жили впроголодь. Воровать было не у кого и нечего. В таборе наступил самый настоящий голод. Оставалось только одно - грызть кору. В середине февраля, вопреки запрету Розы, во время её отсутствия, старая цыганка откопали полуразложившуюся клячу.

Первой через две недели померли эта старуха, а а потом один за другим и все остальные  женщины с детьми. Последней отдала Богу душу дочь Розы.

Собрав последние силы, Роза похоронила ребёнка и тут же на импровизированной могилке, скинув  тёплую одежду, стала ждать своего конца.

Но Всевышнему было угодно, чтобы Роза ещё немного пожила. Поднявшийся ветер свалил сухостой, который упал чуть ли не перед самым её носом. Два метра ствола высоченной сосны занимали соты ещё с прошлогодним мёдом. Суровую зиму 41-42, когда температура в Эстонии опускалась ниже 43 градусов, дикие пчёлы не пережили.

Вопреки всему, Роза выжила. Жила только с одной мыслью - отомстить фашистам и вернуть родовую ценность-талисман. Когда немного потеплело, удалось обменять оставшийся мёд на большую бутыль самогона.

Добавив необходимые грибочки, травки и корешки, Роза дала шнапсу три дня настояться, после чего прихватив с собой смертельную выпивку, направилась к бывшей школе, около которой разыграла перед часовым попытку сбежать после кражи.

Но немного не рассчитала цыганка крепости своего зелья. Самогон свалил с ног и подарил вечный сон всем его отведавшим только под самое утро, а до тех пор  над Розой надругались, сменяя друг друга, больше десятка выродков. Девку-то всё равно утром расстреляют...

Кое-как выбравшись из под застывшего на ней рябого немецкого солдата, Роза доползла до кресла, на котором покоился скрюченный офицер. Руки плохо слушались её. Она зубами стащила с пальца немца перстень и проглотила.

Собрав последние силы, цыганка плюнула в улыбающуюся морду лежавшего возле двери околевшего часового и на четвереньках добралась до стоявшей во дворе полуторки. Забралась в кабину и завела свою старую знакомую.

- Давай, девочка моя, поехали.

Но далеко уехать у Розы не получилось. В сильном тумане на просёлочной дороге она чуть не столкнулась лоб в лом со мчавшимся навстречу немецким бронетранспортёром, но всё же успела повернуть руль в сторону.

Следы вели в болото и там на зелёном мху резко обрывались. Немцы долго ещё спорили о том, куда пропал грузовик и был ли он вообще.

Из участников тех событий в живых уже не осталось никого. Сохранились лишь странные для чужого уха географические названия в окрестностях озера Эхиярве: N;ijutum;ts - Заколдованный лес, в котором предположительно прятался табор и   Mustaputsi soo - болото Чёрная вагина, где якобы исчез грузовик. За достоверность описанных событий поручиться не могу. Я всего лишь попытался восстановить общую картину по крупицам, услышанным от разных людей в разное время, и читателю самому предстоит решить, отправиться на поиски перстня с изумрудом или нет.


Рецензии