СКН 5. 2. Реквием

               

                2.РЕКВИЕМ ("бытовуха") - ЗАБЛУЖДЕНИЕ)
 

            Удобно устроившись (нет, скорее - комфортно..., впрочем, не суть важно) в рабочем кресле, Виталий Нилович положил перед собой на стол небольшую стопку писчей бумаги, водрузил на неё (на стопку) простенькую шариковую ручку и... задумался. Нет, совсем не хочется в своих путанных мыслях лишится здравомыслия, да-да, путанных, видимо, это от пережитого волнения из-за случившегося и опасения за деяния своих детей! Ведь если судить корыстно, но здраво, то за кого ещё переживать, ежели не за них? Но если же подумать о противоположной "стороне", говоря казённым языком, то и здесь всё не однозначно. Что это за люди и почему они ведут себя сродни животным? Хотя... я и здесь не совсем прав, размышлял Чага, он однажды читал целый трактат о волках. О "наших" вполне Российских волках. Ему стыдно, конечно же, за то что не запомнил фамилию исследователя, поскольку он умел ценить труд других людей, а это, как он полагал, был совсем не простой, титанический труд! Так вот, даже в стае, оказывается существует чёткая иерархия и власти, и отношения к детёнышам и ещё много чего интересного вычитал и почерпнул для себя Нилыч, но мы ведь (люди) не есть вся природа, мы только лишь её часть, но... что это было? Люди опустились в своём поведении куда ниже волчьей стаи, где, окажись они там, были бы жестоко наказаны за примерно такое неуважение к собратьям и детям, к своим волчатам, именно жестоко, но никак не жёстко!
О чём это я, вдруг подумал Чага! Люди - животные, животные - люди, конечно мы есть природа, но сравнения, всё же не совсем корректны, совсем не корректны, хотя почему именно эта мысль первой "пришла" в мою седую голову? Нонсенс, да и только! Виталий Нилович осторожно взял в руку ручку, покрутил-повертел её в руках и ...вновь положил на стол. Как-то совсем неожиданно для себя он вспомнил период своей жизни, а значит и работы на Крайнем Севере. У него в подчинении около двух тысяч человек. Вахтовые посёлки, временные естественно, в которых базировались производственные мощности (база) и временное жильё работников отдельно взятого СМУ или СУ, что в переводе с русского на русский означает СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, либо СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, а таковых в тресте пять управлений, и за сезон нужно построить сто - сто двадцать километров "трубы" большого диаметра. И всё это хозяйство нужно связать в единый рабочий комплекс. Организация рабочего процесса дело многотрудное, особенно в дали от Большой земли и в условиях бездорожья. Да, конечно, нюансов масса, но основное всё же дисциплина и сухой закон на трассе! Это есть не идиотский бездумный Горбачёвский Закон, а вполне продуманный и аргументированный "закон местного" значения (это как на войне, прости Господи, были же бои местного значения) и почти все понимали значение этого "закона", а кто не понимал, тот и не работал на трассе и монтаже. Разговор короткий: "нашкодил", получи приказ об увольнении на руки с полным финансовым расчётом и первой оказией к первой ближайшей станции или населённому пункту, откуда можно "стартануть" на Большую землю. Конечно, "штрафники" по тем временам теряли колоссальные деньги, но вердикт как правило был окончательным и бесповоротным, а если учесть, что на протяжении этих километров можно было очень редко встретить человека в милицейской форме, а это значит, прерогатива обеспечения жизнедеятельности такого большого трудового коллектива в этих, прямо скажем, не простых условиях, лежала на руководстве треста и управлений. Святых, естественно нет и не было, но дело-то делали. И как делали! Однако..., прошлое не отпускает (подумал Нилыч)! А впрочем, почему должно быть иначе?
Нилыч ещё долго-долго сидел в кресле около письменного стола погружённый в свои воспоминания и мысли. После долгих раздумий он вдруг принял решение не писать "кляузы" (шутка), а пойти к руководству милицейской структурой своего района, записаться вежливо на приём либо к Первому руководителю, либо к кому-то из заместителей и на месте разрешить вопрос столь волновавший жителей "его" дома. Всё, решено! И Нилыч неторопливо двинулся в свою спальную комнату. Начинались "бои местного значения"!
Однако "боёв" не случилось. Да и кто с кем должен был "воевать"? Непонятно. После посещения РОВД и получения письма (через какое-то время, но об этом чуть позднее) за подписью одного из заместителей начальника этого самого РОВД и ещё кого-то из милицейских чинов рангом и званием ниже чем заместитель (и это очевидно, исходя из логики элементарных служебных отношений любой Госконторы независимо от её уровня значимости, и потом, уже не милиция, а - полиция у нас в РФ, а в принципе "хрен редьки не слаще", так или немного не совсем так, или примерно так, рассуждал Нилыч), но тем не менее, после посещения РОВД и получения письма, уже пару недель Нилыч получил массу поводов для размышления и, дело даже не в том, что он, Нилыч, понял, что его проблема, а значит проблемы других прочих людей, тех кто стоял за ним со своими проблемами не были интересны полицейскому начальству. А почему? По какой причине или по каким причинам? Но почему, зачем... и так бесконечно большое количество вопросов, казалось бы совсем не сложного дела на первый взгляд, ну пришёл бы участковый, казалось бы исполняя свой служебный долг, пришёл бы в другой раз, третий..., взял на контроль сомнительную квартиру, кому принадлежит, кому сдаёт или сдают, ведь даже в этом стоит разобраться и кто за это несёт ответственность..., ведь столько вопросов из-за одной только сомнительной, на взгляд Нилыча, квартиры. А мы, жильцы этого под"езда и дома, даже не знаем, как зовут "нашего" участкового или телефонов руководства РОВД... . Как же так? Вот и опять вопрос! Да и сколько их, этих вопросов!? Пустяк? Но ведь за этим "пустяком" - люди!? "Ох, какой же я старорежимный" - думал Нилыч, но червь сомнения и нехорошие мысли тоже не отпускали и нет-нет да и возвращались в сознание Нилыча. Что поделать, таков характер. Это от Бога и родителей, а значит - данность!
И всё же - что произошло в тот день, когда Нилыч почтил своим присутствием РОВД?
С точки зрения простого человеческого общения, между людьми не облечёнными властью, и с людьми наделёнными какими-то полномочиями от власти, иногда не получается диалога по тем или иным причинам (Боже, как часто это происходит). Вот и в данном случае диалога не получилось. Никто из замов начальника РОВД не принял Нилыча (впрочем, это очень огорчило его, потом разозлило, потом..., а потом девушка лейтенант милиции, которая "занималась" Нилычем и "звонила начальникам" пытаясь договориться о встрече с ними, так вот , эта девушка предложила Нилычу написать письмо на имя первого РУКОВОДИТЕЛЯ РОВД с изложением всего того "багажа", что он хотел изложить кому-то из руководства.
В принципе, когда Нилыч писал это письмо (а он его писал, да, ведь он же должен был что-то сделать, хоть что-то, как говорят в народе: с паршивой овцы, хоть шерсти клок...), то он уже понимал, что ничего реального он из этой ситуации не извлечёт. Нет, совсем не потому, что он какой-то там "провидец", совсем нет, он понимал, что ситуация будет отпущена, что называется "на тормозах". Жизненный опыт, это не пустой звук, а он лично пережил слом эпох, крушение социально -экономической системы. Но что несла с собой и за собой другая система, сменявшая предыдущую, толком никто не понимал и не знал, что там "за горизонтом", поскольку никаких программных документом и не было вовсе. И дело не только в той, обычной бытовой ситуации в которой он оказался, но в решении которой многое можно увидеть, которую можно проанализировать и сделать некие выводы. Сколько в стране таких домов, под"ездов и квартир!!?
Через две недели он, Нилыч, получил письмо, содержание которого его уже не удивило.
Оказывается, что участковыми проведена не только проверка изложенного в письме события и ситуации с данным жильём, но и проведена БЕСЕДА.
С кем беседа? Что за беседа...? Новые вопросы... и без ответа. Что это? Зачем это? РЕКВИЕМ по системе СОЦИУМА во всей красе? Но краска-то только исключительно чёрная, бытовуха?! Но ведь МВД это институт Государства...?
Нилыч очень долго размышлял на предмет произошедшего и происходящего, а что ещё оставалось делать, ушла эпоха активным участником и созидателем которой он себя считал, и гордился этим, осознавая свою сопричастность к СОЗИДАНИЮ! Именно к созиданию, но ведь как говорил гений:"... разруха то в головах...". А что дальше?
А дальше - колокол!? Он, Нилыч, многоопытный человек понимал, что люди, которые пускали под "откос" старую на их взгляд, эпоху, не знают и не понимают, как , на какой базе, политической, интеллектуальной и пр. и пр. создать "иное", название которого, этого "иного" у них-то и нет, и не было.
           Одно слово из своего сознания никак не мог Нилыч "выкинуть", поскольку оно вновь и вновь "туда" возвращалось зачем-то? РЕКВИЕМ, да - РЕКВИЕМ, и КОЛОКОЛ, иногда.
По ком они звонят эти колокола? Неужели это действительно РЕКВИЕМ?


В. Тоболяк


Рецензии