Мшелоимство

Мшелоимство
(42 голоcа: 4.8 из 5)
Мшелои;мство  – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.

Из литературных героев был заражён этой страстью помещик Плюшкин из «Мёртвых душ» Гоголя. В современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).

Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

В любом случае человек подверженный страсти порабощается вещам (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль), то есть временному и преходящему в ущерб заботе о своей участи в вечности. Человеку надо помнить, что «чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» (Св. Максим Исповедник). Все вещи преходящи, и только блаженное соединение с Богом вечно.

Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Священник Павел Гумеров:
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.

Св. Тихон Задонский (Плоть и дух, 27):
«Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является…».

***

В молитвослове в “Исповедании грехов повседневных” именуются грехи – мшелоимство, скверноприбытчество. Опишите, пожалуйста, что под этим подразумевается?    
   Оба эти греха связаны с обогащением,  накоплением материальных ценностей.
   Скверноприбытчество, (скверное приобретение) – это использование для обогащения служебного положения, авторитета или даже священного сана. Предупреждая об этом, Апостол Павел пишет в послании к Титу: «Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрeзания, ихже подобает уста заграждати: иже вся  домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка… обличай их нещадно, да здрави будут в вeрe» (Тит. 1, 10 – 13). Я специально привожу славянский текст, чтобы это слово звучало так же, как в молитвослове (на русский оно переведено: «ради постыдной корысти»). В данном случае апостол говорит об учителях, которые в корыстных целях в угоду слушателям извращают церковное учение.
   Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает. Здесь на ум сразу приходит знаменитый гоголевский персонаж, к которому “и дороги-то знать не советовали”.
   Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
   Надо помнить, что молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. Тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.
   Один из монашеских уставов говорит: «Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).
   Святые отцы-подвижники довольно строго высказываются об этом греховном состоянии. Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорит: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». А преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) так объясняет пагубность пристрастия к вещам: «Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа»?
   Это говорят монахи. А как же быть простым Православным? Нужно всегда помнить,  что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех – и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее.
Иеромонах Серафим (Калугин)


****


Мшелои;мство (от ст.;слав. , др.-рус. мъшєлъ «корысть»[1]), или мздои;мство (от др.-рус. мъзда, мзда, мьзда, мєзда «награда, дар»[2] ; др.-греч. ;;;;;; «заработная плата, жалованье») — страсть к выгоде.

В современном языке слово используется в религиозном контексте, как порочная (греховная) страсть — корыстолюбие или сребролюбие. Это может иметь форму от взяток деньгами или вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до болезненного собирания хлама[3][4].

Мшелоимство упоминается в тексте на церковно-славянском языке в 1-ом послании к Тимофею: «2. Подоб;етъ ;бо епи;скопу бы;ти непор;чну,… 3. не пія;ниц;, не б;йц;, не сварли;ву, не мшелои;мцу, но кр;тку, не зави;стливу, не сребролю;бцу,»(1Тим. 3:3). В большинстве византийских рукописей этому слову соответствует греческое ;;;;;;;;;;;[источник не указан 742 дня]: «2. ;;; ;;; ;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;…. 3. ;; ;;;;;;;; ;; ;;;;;;; ;; ;;;;;;;;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;;». В церковно-славянском языке есть родственные слова для «мшелоимства»: это мъшєлоприбытъкъ (др.-греч. ;;;;;;;;;;;;;) — «неправедный прибыток», мъшєлоискатель (др.-греч. ;;;;;;;;;;;;) — «корыстолюбец».

Мшелоимство упоминается как вид греха в молитвослове в вечернем молитвенном правиле, в «Исповедании грехов повседневных»[5]. Молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни. В таком контексте это слово обозначает собирание монахом в своей келии ненужных ему в обиходе красивых, ценных предметов, накопительство.

Мшелоимство трактуется как разновидность сребролюбия[6]. С религиозной точки зрения, причина усматривается в неверии, маловерии, самолюбии, тщеславии, беспечности. Борьба со мшелоимством, как и с любым проявлением сребролюбия, заключается в развитии в себе противоположных добродетелей: милосердие к нуждающимся, милостыня, щедрость, бескорыстие, равнодушие к богатству и нежелание стяжания, забота о духовных благах и дарованиях, а не о тленном земном имуществе.

См. также[править | править код]
Ониомания
Патологическое накопительство
Клептомания
Синдром Диогена


Рецензии