Пятый текст венка заветов

                ПЯТЫЙ ТЕКСТ ВЕНКА ЗАВЕТОВ
               
                «Человеку отчизна  вселенный круг»
               
                Владимир ДАЛЬ   

      У каждого человека своя Судьба и  своё Отечество как Судьба. У одного человека родиной может быть цветущий и благодатный край, где проходило его счастливое, безоблачное детство, у другого – родиной  может стать     заполярный лагерный посёлок близ рудника или шахты, детский комбинат при трудовом лагере для  мамок-расхитительниц колхозного зерна.  Лежат на моем  письменном столе две книги «Русские поэты за сто лет» (Составитель А.Е Сальников, СПб,1901) и  Книга Памяти «Дети ГУЛАГА» (Составитель  Г.А. Дениско, М. 2012).  Из 119 русских поэтов ни один не был  выходцем из  семьи царских каторжан, никто не родился  на каторге в Сибири или на Дальнем Востоке.  Зато из 832 человек, указанных в Книге Памяти «Дети ГУЛАГА» Мытищинского района  две трети детей были высланы вместе с раскулаченными родителями на спецпоселение  на  Крайний Север, в Сибирь и на  Дальний Восток, а одна треть родилась  в лагерных посёлках ГУЛАГА.  У тех и других была одна Отчизна, но для одних она  была царской империей,  для других –  социалистическим государством. Одни гордятся своей историей и победами предков, другие  страшатся своего прошлого и скорбят по невинно убитым, для них «память  о национальных трагедиях так же священна, как память о победах» (Дмитрий Медведев)
                Мы все – из ссыльных,
                Мы все – из ссыльных…
                Наши деды,
                Котомки нищие собрав,
                Остервенело топорами
                Валили лес,  судьбу прокляв.
                Мы все – из ссыльных…
                Наши души,
                Устав от нравственных оков,
                Не поднялись в стремленьях выше
                Клеймом помеченных отцов.
                (Галина Дениско)
      Знай и помни: Родина – это не только родимая земля и место рождения. Это ещё и судьба, счастье и проклятие.  Бывает,  что родная деревня краше и милей  Москвы, а бывает, что  и малая и большая  родина  оказываются для человека  злее злой мачехи и  хуже самого  лютого оккупанта. Слово «Родина»  в России является  синонимом  священного слова «мать», а посему всегда являлось предметом грандиозных спекуляций во время патриотических камланий и  мистерий. Это надо всегда знать, понимать  и помнить.  Сегодня мирные русские люди видят Родину-мать в образе  скорбящей Черной Вдовы, Матери-земли, склонившейся на братскими могилами солдат,   а «ястребы войны» для кого война – это профессия и «мать родна» видят Родину-мать  в образе гигантской бетонной фигуры женщины с мечом в руках, стоящей  на  Мамаевом кургане в Волгограде. У каждого человека  своя Отчизна, своя жизнь и свои жизненные ценности. 
      Самое ценное у человека – это его семья, только в ней можно найти защиту, только её имеет смысл защищать ценою жизни.  Самое ценное и непреложное, что есть у каждого человека – это  его мать и семья. На втором месте  по шкале жизненных ценностей стоит отцовский дом и земля, на которой  он  был построен. На третьем месте по ценностной шкале   стоит «малая родина» – край, город, село,  где ты родился.   А после  «родного края», по мере социализации молодого  человека и  призыва его в армию, следует родина в обширном смысле –   «большая Родина»,   часто  называемая  «Отчизной» или «Отечеством». Тех, кто  Родину   жертвенно любит,    тех  звали раньше  отчизниками, а позднее  -  отчизнолюбами.  Рыбам  море, птицам воздух, а человеку отчизна  вселенный круг.  За родину жизнь кладут,  и кости  в могилах  по родине  воют. (Владимир Даль).     Однако,  в России, в  стране   крепостного рабства,  слово «отчизнолюбие»  как-то не прижилось.    Его позднее на Руси  заменило французское, модное словечко  «патриотизм».    Патриотизм  слишком  шумен и трескуч своей красивой фразой  и обманом, но весьма удобен и выгоден  для успешного проведения   властями своей внутренней и внешней политики.  Отчизнолюбие  же –  это  внутренняя решимость,  бескорыстная, на уровне подсознания  готовность  умереть  на поле битвы за Отчизну.
    Отечество  для  каждого человека всегда вечно, незыблемо и неизменно, а власть правителей, правящих режимов переменчива и недолговечна, сегодня здесь одно государство, завтра  иное, а жизнь человека одна и другой уже никогда не будет. Надо знать и  всегда помнить, что Мироздание открывает себя только через живое, что  мертвецы живым не товарищи. Мёртвые – они все с Вечностью, а живые  все – в одиночестве. (Анатолий Апостолов)
    Когда патриотизм  в очередной раз достают из сундука ненужных  вещей и пытаются говорить о нём серьёзно, значит, жди  войны, что  правящий режим реально   озабочен своим  дальнейшим существованием, значит,  опять  близится      очередная  без особых причин бессмысленная  бойня. Плохо,  когда паспорт патриота можно купить за деньги, ещё хуже, когда мальчику жизни не жалко.  Так защита «до последней капли крови»  своей  малой (и большой)  родины  иногда заканчиваются её полной утратой, ибо мёртвые живым не товарищи. Мёртвые вне  всяких правил и юрисдикции. Убитому солдату  всё равно,  как и где  лежать –  в лесу под открытым небом  под Ржевом, в  огромной воронке из-под авиабомбы  в общей груде тел на околице села, или в  отдельном гробу у кремлёвской   стены. (Виктор Астафьев. Прокляты и убиты).   Посмертная часть человеческой  драмы волнует только живых,  но  не  всегда и не всякого.  «Отчизна-Родина» – понятие родовое, сакральное, природное,  подсознательное, его   чисто  в корыстных политических  целях  сопоставляют  с  государством и с правящим  режимом. Отчизна по определению  может быть только «родной, дорогой и любимой», но только  не капиталистической и не социалистической
Впервые нашу Родину назвал «социалистическим Отечеством» В.И. Ленин, когда большевистская власть оказалась под угрозой своего существования   и её  кому-то  надо было  защищать.  Примерно тогда, в первую годовщину создания Всеобуча, в день проведения  военно-физкультурного праздника  25 мая  1919 года впервые  появилось  понятие «советский патриотизм».  А позднее, в 1935 году, слово    «военно-патриотическое воспитание»,  прозвучало  во время физкультурного парада в Москве, когда по Красной площади  прошли  120  тысяч  наголо  стриженых с голыми  торсами суровых, угрюмых  спортсменов. Уже тогда образно говоря    на  миллионах шагающих в марше   мозгов    можно было   увидеть  отпечатки пальцев их  вождей.  (Станислав Ежи Лец).    
     Между отчизнолюбием и патриотизмом  нельзя ставить знак равенства, так же нельзя его ставить между словами  «отечество» и «государство». Сутью отчизнолюбия является природный альтруизм и вера предков, а  сутью патриотизма (как правило, казённого) является  государственная идеология.  Именно идеология позволяет  многим властителям и властительницам  называть себя «Отцом Отечества» и «Матерью Отечества» или Матушкой-государыней.  Весьма условная, смысловая и логическая связь между понятиями «родина» и «власть» носит временный,  договорный характер.  Она, в любой момент, в каждый  судьбоносный для страны  час Икс,  может разорваться и сделать их антиподами.  «Родина», как географически-пространственное  место рождения и обитания, в его чувственно-эмоциональном, природном, (альтруистическом) ощущении, есть понятие  постоянное и, по сути, в масштабах   жизни   одной нации, условно вечное.   «Власть» же,   как механизм  управления людьми  через насилие –  почти всегда  преходяща и недолговечна. ( см. «Легион героев просиявших»)
     Судить о том, в каком, в буржуазном или социалистическом, отечестве лучше жить, могут только те, кто  в большинстве своём  в  своё время  жил и страдал. Те, кто  продолжает рассматривать  историю  в сослагательном наклонении, кто защищает  любой преступный  правящий режим  с помощью жонглирования всевозможными  гипотетическими   вариантами и вариациями, тот должен сегодня   вообще молчать.  Сегодня неуместны и даже оскорбительны для русского человека их ничем не обоснованные и категоричные  утверждения о том, что «если бы ни советская  власть, то  наш народ оставался бы  всегда тёмным и невежественным». Или же такое: «если бы  ни Сталин,  то Россия стала бы евразийской частью  Великого Рейха, а русские рабами;  если бы   Сталин не создал атомную  бомбу, то СССР проиграл бы третью мировую войну с Западом и мы бы все погибли в атомной войне». Всё это  досужая и  пустая демагогия политизированных и лояльных власти  обывателей, потомков тех,  кому  жилось  всегда вольготно  и весело при коммунистах на Руси.
      Никто не знает,  и  знать не может  о том, в какую сторону сегодня  покатится  Колесо Истории, какой  стороной повернётся   к тебе  твоя страна, отчизна  и отечество завтра утром, 22 июня…  Никто не знает свою судьбу и судьбу тех, от  кого она зависит. Никто не знает, чем станет для тебя  завтра  твоя родина –уютным, светлым домом или евразийским крематорием и погостом, вселенным кругом или воронкой от  авиабомбы.
      Из множества громких  событий, прямо угрожавших  когда-то  жизни Гитлера и Сталина, ни одно не стало  решающим  и зримым в их дальнейшей судьбе. Порой очередной, незначащий  приказ и тактическое  распоряжение командования  меняет дальнейший ход истории и судьбу главного человека страны.  Вполне возможно и даже допустимо, что  не контрудар советских войск под Москвой, не  Сталинградская битва и не битва на Курской дуге определили начало конца Гитлера, а приказ  фельдмаршала   Вальтера  фон Браухича  об отступлении  немецких войск  за реку Нара.  После провала наступления на  Москву   в декабре 1941 года он (фон Браухич)  «уже понимал, что у него нет другого  выхода» (Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).  Вполне возможно, что  началом конца Сталина явилось не «ленинградское дело» и  даже не «дело врачей», а его  полное  разочарование   в попытках советских учёных найти  для  вождя «эликсир долголетия и бессмертия». Ничто так не угнетает психику зрелого человека и  так не подрывает  его здоровье и  укорачивает жизнь,  как постоянные мысли о своей внезапной и неминуемой смерти. 
      Сегодня, в эпоху глобализма, когда  в погоне за финансовое мировое господство  на   игральном политическом столе Всемирного банка Финансового Интернационала   разыгрываются  судьбы отдельных стран и народов, говорить в СМИ  о  жертвенной любви к  Отечеству  совсем неуместно и даже пошло.  По миру гуляют десятки   частных армий, сотни  отрядов  наёмников-бандитов (полевых командиров), которые за деньги готовы пойти на любой грабёж и преступление,  убить всякого, своих соседей, однополчан и сослуживцев.  Среди  них много таких засекреченных  героев-патриотов, которых  власти тайно награждают, и тайно хоронят их трупы.  Совсем недавно, весной этого года,  один такой  герой  одной «горячей точки», вернулся  домой в  краткосрочный отпуск и  на почве пьяной ревности зарезал свою невесту и  её отца (будущего тестя). Он  привязал мертвецов к стульям, усадил их  за стол и трое суток  пил в  компании  пленённых  мертвецов водку и ел в три горла  свиной шашлык: «Хорошо сидим, товарищи!»
     Особенно не пристало говорить о  жертвенном патриотизме тем, кто продолжает оправдывать войну своих  предков красных комиссаров со своим народом, которые  силой оружия отнимали  у хлеборобов  их хлеб, доводили  их голода,   съедать  своих детей и друг друга. С ними давно всё ясно, им  уже давно  непозволительно мнить  себя непогрешимыми радетелями   за счастье всего человечества  за счёт страданий  своего народа. Кроме этого, изменилась  тактика и стратегия войны, не всегда её победный исход решается за счёт избытка «пушечного мяса», «живой силы» – против массированного ядерного удара из близкого космоса  не устоит  ни одна  многомиллионная армия и любая броня.  Современная война – дорогостоящее  и рискованное  мероприятие для тех, кто её развязывает. Она  для искателей славы  и могущества  может закончиться  «пирровой победой», пленением, стыдом, позором и Международным трибуналом, напрасной  гибелью нескольких миллиардов жителей планеты, концом цивилизации,  полным одичанием и исчезновением человека как вида.

20.06.2019


Рецензии