Предоплата

               

 Или вот взять к примеру нашего знакомого телеведущего Мишулю. Он на собственной шкуре испытал поговорку «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным». Сам-то Мишуля делал хорошее, не ожидая взамен никакой благодарности. Он неустанно принимал у себя столичных гостей, пачками прибывавших насладиться белыми ночами и струями петергофских фонтанов: снимать гостиницу - дело дорогое. Под впечатлением от живописцев, даривших ему картины, разогретый винными парами дорогущий зубной врач из белокаменной пообещал ему: «Я к тебе еще приеду! А ты всю жизнь будешь лечиться у меня бесплатно!» Мишуля опешил, пообещал не наглеть, но и не отказался. Он торжествовал: качество работы эскулапа известно даже в Америке, а он только что внес предоплату на долгие годы, при этом не истратив ни одной копейки!
Надо признать, что, несмотря на влюбленность Мишули в телеремесло, на титаническую работоспособность, материальное положение не спешило выравниваться. Даже переезд в Москву (на целых двенадцать лет!) с надеждой на высокие заработки, ситуацию не выправил. Денег стало больше. Но оплата квартир в двух столицах и покупка билетов на «Сапсан» давали себя знать. Откладывать деньги не получалось. Карман Мишули оставался пуст. Ведущий вернулся в Питер.
Минуло три года. И Мишуле довелось обратиться к дантисту. Тот повторил свое обещание: «Приезжай!» Пациент паковал чемодан, пытаясь успеть занять место в скоростном поезде. Собирался отлучиться дня на три. Он уже запирал двери, когда зазвонил телефон. Московский номер. Знакомый голос редактора программы, на которой Мишуля трудился автором, затребовал сценарий. Героиня программы была эстрадной Дивой и четверть века дружила с Мишулей. Продюсеры рассудили: кому, как не ему, стоит поручить снять о Диве кино? Певицы, исполнявшие примитивные песенки, когда-то казались шутившими над ними, но по прошествии времени и сами оказывались примитивом. Эта Дива - совсем другой коленкор. Голосистая, умная, острая на язык  - Мишуле было о чем рассказать. Тем не менее, автор, попавший в капкан времени, пообещал вернуться через три дня, быстро все сделать и прислать работодателям. Редактор не унимался, ссылаясь на срочность. Мишуля от предложенных услуг дублера отказался. И от аванса - тоже. Он приехал в Первопрестольную без копейки. Оказался на распутье. «Направо пойдешь - кино не снимешь, налево - без зубов останешься!»
Каково же было его удивление, когда, решив уточнить время приема, он позвонил врачу. От того только что ушла молодая жена - и он считал, что из-за его недостаточного богатства. Красивая девица отличалась дорогими замашками, а спрос на ремесло ее мужа неизбежно падал. Люди предпочитали врачей подешевле. Испугавшись лишиться всего, дантист тем не менее не цены снизил, а сменил приоритеты. Мол, белые ночи, конечно, хороши, но хватит ему заниматься благотворительностью. Первой жертвой пал Мишуля. Из трубки раздалось: «Сорри, Миш, ситуация изменилась. Я теперь работаю только за деньги или за связи!» Но цены на услуги дантиста были настолько запредельными, что никакая реклама не заставила бы гипотетических посетителей сесть в его кресло. Хотя руки врача считались волшебными. Мишуля решил зубы доделать у него, раз уж приехал, заплатить - и в будущем поискать, у кого лечиться дома.
Заглянув в «мобильный Сбербанк», он понял: без помощи не обойтись. Знакомых миллионеров в близком окружении не водилось. Пришлось Мишуле звонить туда, где он подхалтуривал. Несвойственный для него поступок. Текст, который он из себя выдавил, тоже был несвойственным: «Я понимаю, как я выгляжу, отказавшись от сценария и затребовав отсрочки! Но сейчас я буду выглядеть еще ужаснее, ибо попрошу заплатить мне за эту работу вперед! Предоплата! Очень нужно!» Как ни странно, в мишулино положение продюсер вошел. Банковский перевод несчастный автор получил немедленно. Если бы Мишуля знал, что этим поступком он развязывает продюсерам руки! Если бы мог представить, как в результате обойдутся с его творением, то вообще мог вытащить из своего рта все зубы! Смешно: гонорар за программу до копейки совпадал со стоимостью лечения. Только автор работал две недели, а доктор - два часа.
На приеме дантист повторил фразу про деньги и связи. Лежа в кресле, Мишуля испытал животное отвращение, услышав, как сын врача от предыдущей жены и по совместительству его ассистент, шепчет елейным голоском: «Папа, я тобой восхищаюсь, ты стал еще сильнее!» А папа отвечал фразой: «Если тебе что-то нужно, сынок, я все могу! У папы денежек много!» И довольно хихикнул. Мишуле захотелось умереть немедленно. Он покидал кабинет, дав себе слово: «Никогда больше!»
Вернувшись домой, Мишуля пощупал пломбу языком и кинулся к рабочему столу. К вечеру сценарий был отправлен в Москву. А рано утром его автор получил сообщение о грядущем эфире. «Когда же они смонтировали кино? - удивился Мишуля - Это же времени требует!» Он-то свое обещание выполнил, и удивлялся: неужто опытный редактор не имеет фильма про запас, и не мог элементарно поменять эфиры местами? В чем вопрос?
То, что Мишуля увидел, включив телевизор, повергало в шок. С его сценарием фильм не имел ничего общего. По всей видимости, другому автору уже давно поручили изложить свою версию биографии Дивы. Кино начиналось с убийства музыканта, которого выставили любовником певицы. Именно этот факт, а не ее чудесные песни, призван был привлечь аудиторию. Стыд какой! Хоть бы этого ужаса никто не увидел! И  Мишуля, попросив предоплаты, позволил так обойтись с его фильмом. Он не мог успокоиться, и крутил в голове фразу своей знакомой, сказанную в похожей ситуации: «Благодарности не жди!» Под ударами судьбы многие люди ломались, он - всего лишь гнулся. И вроде бы не было повода расстраиваться: эфир состоялся, предоплата внесена. Зубы его больше не ныли. Отчего же у Мишули было так гадко на душе?
2018


Рецензии