Плакса

Мне было 7 лет, и я с мамой и бабушкой жили в крошечной комнате в коммунальной квартире. В той же квартире проживало еще 10 семей. Среди них и Сашка Лукин с матерью. Сашка, на два года старше меня, был моим кумиром. Худой и жилистый, он никого не боялся и часто дрался, пока не завоевал в нашем дворе бесспорный авторитет. А, завоевав его, иногда и меня защищал по-соседски. Еще он заикался, но в голову не брал. Оттого, наверное, заикание у него было легкое. Так, отдельные запинки.



К его матери, высокой и статной женщине с лошадиным лицом, часто ходили мужики. Входная дверь в коммуналку запиралась изнутри на автоматический замок, и когда к кому-нибудь приходили гости, они нажимали на звонок перед дверью, где специально было написано – к кому сколько звонков. Стоило кому-нибудь нажать на эту кнопку, как все население нашей коммуналки сосредотачивалось и прислушивалось – не к ним ли? Да и любопытство разбирало – к кому это пожаловали? К нам надо было звонить четыре раза, к Сашке – шесть. Если после шестого звонка наступала тишина, все соседки, всегда толпившиеся на кухне, понимающе переглядывались, возмущенно подбоченивались и, презрительно усмехаясь, говорили: «Снова к Верке. Надо бы участковому заявить». А иногда и добавляли непонятное слово «проститутка». Особенно часто мужики к ней приходили по субботам и воскресениям, когда все дома.



При появлении у матери очередного гостя, Сашка стучал в нашу комнату и, не произнося ни слова, подмигивал мне и резко дергал головой, мол, пошли. Если было светло и не дождило, мы мчались во двор гонять в футбол. Если же вечер или дождь, то я, пытаясь скрыть радость, неспешно брал коробку с шашками, и мы на той же кухне резались в них, в поддавки или "в чапая". А вослед мне неслось недовольное шипение бабушки: «Дружок пальцем поманил, а этот уже бежит как собачонка». Она Сашку не любила, считая его хулиганом. Но что бы бабушка ни говорила, я точно знал, что у меня с ним настоящая мужская дружба на всю жизнь. И очень ею гордился.



Но однажды в конце октября (я хорошо это запомнил, потому что накануне выпал первый и ранний снег) какой-то гость пришел к тете Вере совсем уж поздно. Точно после одиннадцати. Я уже давно спал, но от этих неурочных и особенно пронзительно звучавших в ночной тишине звонков проснулся. Бабушка заворчала: «Ночь на дворе. Совсем стыд потеряли…» и перевернулась на другой бок. Послышался стук в дверь их комнаты, громкий мужской бас и не очень-то довольный голос тети Веры. Потом дверь закрылась, а еще через две минуты снова открылась и я услышал, узнав по шагам, как оттуда выскочил Сашка. Потом все стихло, но через несколько минут я впервые в жизни услышал его плач. И не просто плач, а с какими-то девчоночьими взвизгами.



Я подбежал к окну и тут же его увидел. Несмотря на холод, Сашка медленно брел в тапках на босу ногу, в каких всегда ходил дома, в тренировочных штанах и в майке. Он рыдал в голос, и периодически сквозь рыдания я слышал нехорошее слово. «****ь! *****!» - говорил он, изо всей силы стуча кулаком в жестяную стену сарая, расположенного прямо под нашим окном. Потом я увидел, как его худая фигура мелькнула под лампочкой над столом, на котором местные мужики целыми днями забивали козла, и скрылась в темноте. Дети, известное дело, – максималисты. Мне было очень его жалко, но с той ночи кумир оказался повержен. Ведь кумиры не плачут. Тем более – так, как девчонка.



Правда, ни до, ни после никто, кроме меня, его слез не видел. Даже когда лет через шесть Сашку зарезали прямо во дворе из-за пустяшного долга в 15 рублей. Очевидцы рассказывали, что он, наоборот, хорохорился, задирался и шел на Татарина, дважды ткнувшего его ножом в живот. Всё шел и шел, заикаясь: «Ну, что, ****ь, заб … заб-б… бздел?» А тот вдруг начал пятиться, ойкнул по-бабьи и убежал. Сашка сделал еще несколько шагов и сел прямо на землю, с удивлением глядя на кровь, лившуюся у него из-под руки. А потом лег.


***

Это четвертый рассказ из цикла "Монологи на грани". См. также "Волонтер" http://proza.ru/2019/05/31/1552
"Колыбельная для мертвых" http://proza.ru/2019/06/04/520
и "Соседка сверху" http://proza.ru/2019/06/15/1311


Рецензии