Великий Гэтсби

Ещё раз убедился, что игра образованных американцев в богему и в европейское искусство им навредила. Истинный европеец у них Эдгар Аллан По. Он европеец от природы, если брать то, что мы подразумеваем под европейскостью - живой ум, глубину литературных образов, образованность. Джек Лондон - американец, но это приятный образец американца в литературе. Умен, начитан, смел, прошел тяжелый жизненный путь и разные приключения. С Хемингуэем понятно - классик мировой литературы, великая личность. Скотт Фицджеральд ставится как бы наравне с ними, но это явная натяжка. Он образован, умеет строить сюжет, классичен в построении текста и диалогов, но не более. Великий Гэтсби мной воспринят как улучшенный вариант Мамина-Сибиряка с его Угрюм-рекой.

Мамин-Сибиряк распиарен для простонародья - он разоблачает богатых. Он пишет о бизнесмене Прохорове как человек, которого пускали не дальше прихожей, питался сплетнями старушек, бывших горничных и ничего не смыслит в бизнесе и влиянии бизнеса на человека. Я уж не говорю, при разные несуразицы в путешествии по Лене. Мамин-Сибиряк не знает, сколько можно проплыть вниз по течению за сутки, у него герои мучаются от голода и не могут поймать рыбы.

Скотт Фитцджеральд - улучшенный вариант Мамина-Сибиряка. Он как бы не понимает, что мило беседовать с богатеями за чашкой кофе или стаканом виски на вечеринках это ещё не понимать влияние бизнеса на человека. Его принимали, с ним болтали, ему рассказывали о разных схемах бизнеса. Но это ещё не знание. Хороший писатель обязан уметь уходить от скользких для него тем или касаться так, чтобы это незнание не было важным. Хемингуэй это умел. Совершенно не случайно он не копался в душах политиков или промышленников, хотя в реале их видел не меньше.

Великий Гэтсби это бутлегер, решивший отобрать жену, свою бывшую возлюбленную у бизнесмена Тома Бьюкенена. Но человек, у которого пошел бизнес, всегда, если не сошел с ума, больше думает о бизнесе, чем о бывших возлюбленных. С женщинами у них тоже нет проблем. Проблемы у них с психикой. Бизнес иссушает, заставляет искать развлечений попроще, выпендриваться, но не жить великими эмоциями, поскольку бизнес требует слишком много эмоций. Сюжет зависает.

Зависает сюжет с Томом. У него прекрасная жена, но он гуляет с замужней женщиной, угощает приятелей её подругами. Муж любовницы отпускает её подработать, но мечтает, чтобы Том продал ему машину, на этой машине он увез бы супругу на Средний Запад и начал бы жизнь заново. Я не могу поверить, что Том гуляет бесплатно, что мужу не перепадает денег, которые он платит чужой жене. У него уже должны были быть деньги на машину. Вопрос стоял в договоренности с супругой - или он её бросает и один едет на Средний Запад, или она тоже бросает свой бизнес и едет с ним.

Великому Гэтсби нет смысла тратиться на жуткое количество гостей, чтобы привлечь внимание бывшей возлюбленной. Для знакомств с полезными людьми смысл мог быть, но это как раз Фитцчжеральд не дает в объяснение. Он дает иной вариант, сюжет оказывается искаженным. Объяснение простое - его как писателя принимали, но в душу не пускали.

Американский бизнесмен 20-ых по Фитцджеральду это вариант английского обывателя, опримитивленного отсутствие соседства аристократов и высокой культуры. Простой американец по Хемингуэю это самодостаточный человек, который может уйти в сторону от поведения английского обывателя среднего достатка, который хожит в церковь по воскресеньям, остальную неделю трудится, но без начальства не видит мир в его многообразии. Фитцджеральд именно не понимает влияние бизнеса на человека. Бьюкенену неприятна игра супруги в богему и сладкую жизнь, поскольку бизнес упрощает отношения. Лучше платить чужой жене, чтобы она подыгрывала ему, чем вечно подыгрывать своей супруге, всё равно он на супругу тратит в разы больше.

Наконец, раздражает следование традициям протестантской морали в литературе. Нельзя сказать, что Гэтсби покупает связи - он щедро кормит гостей для антуража. Он угощает ненужных для бизнеса людей не для увеселения нужных, а пускает пыль в глаза. Бьюкенен не платит деньги чужой жене за сексуслуги и игру в дружбу. Муж подружки Бьюкенена не знает и доли в гонораре не имеет. Повторюсь, всё это хорошо, пока сюжет и мотивации героев не оказываются изуродованными.

Джон О Хара в Свидании в Самарре успешно избежал последствия английского лицемерия. Сюжет прост. Преуспевающий мужчина женился на красотке старше себя на пару лет. Эта красотка перетрахалась со всеми влиятельными людьми в городке, хотя это подается как просто встречалась без секса. С поправкой на английское лицемерие всё понятно. Сучка явно мнит себя выше мужа, помыкает им, в городке надо постоянно встречаться с её бывшими любовниками и оказывать им особое уважение согласно их статусу. У героя, Джулиана Инглиша, не выдерживают нервы. Для начала он одному крупному мафиози швыряет стакан виски в лицо. Потом он делает ещё ряд глупостей, и его убивают без лишнего шума. Он, якобы, задохнулся угарным газом в своей машине.

Без поправки на английское лицемерие мы имеем Википедию -
"В романе описываются жизнь Джулиана Инглиша. Герой романа — типичный представитель американского среднего класса, реализовавший все представившиеся в жизни возможности. Успешный брак, покупка дома, членство в привилегированных закрытых клубах. Однако все это превращается в ничто после того, как на одном из светских приемов Инглиш, по собственной прихоти, поддается искушению швырнуть стакан с виски в лицо человеку, который по неизвестным даже ему самому причинам его раздражает." Чем такая критика, лучше её полное отсутствие.

Это уже наша либеральная культура - англосаксы так велики, что даже не писают и не какают. Нет, они просто сообразительны. Недаром О Хару впервые опубликовали в Англии. Приятно покопаться в душонке американского среднего класса, лишенного культурного влияния дворянства. Фитцджеральда опубликовали в США. Приятно, когда человек завидует и чуток ненавидит богатых, а в душу до конца заглянуть не может.

Тем не менее, Скот Фитцджеральд как писатель выделяется на общем уровне американской, пишущей богемы. Большинство выродилось в нечто невыразительное и в особое подразделение пишущих бестселлеры. Английское же лицемерие выродилось в нарочитый стриптиз по делу и без дела. Богема тоже выродилась в позерство.

Закончу тему Великого Гэтсби.

Для любого общества, где существуют евреи и христиане, постоянно стараются сбацать "новую" теорию вечного оптимизма. В США до Великой депрессии торжествовала "теория" Нового Адама. США - страна свободы и экономического процветания, где каждый может найти себя и жить в согласии со своей натурой словно Адам в Эдеме. Прояви себя, трудись, всё будет хорошо. Кому-то повезло больше, у них лучше с деньгами, свободой, самореализацией, они в большей степени стали Новыми Адамами. Скоро все станут такими.

Подобные теории существуют для людей деффектных, не хватает в них гармонии и ума, чтобы проявить скепсис. Такие люди часто мнят себя пассионариями, несущими окружающим светлое будущее, имеющими особые права на самореализацию, видящими дальше и копающими глубже. В этой пассионарности основой является старый как мир эгоизм. В США как бы создается Новый Адам, в юном СССР вечно юный и энергичный коммунист. По сути это торжествующий тип эгоиста, громко провозглашающего - мне в данном мире удобно и комфортно, у меня перспективы, я не верю, что кому-либо может быть плохо от того, что я впереди. Плохо может быть от этого только отбросам общества. Таких не берут в Новые Адамы или в юные большевики.

Скотт Фицджеральд, видимо, разрывался между желаниями показать зубки Новым Адамам и доказать, что он тоже часть их. Отсюда такой интерес к богатым и аристократам и желание их разоблачить. В Великом Гэтсби во лжи погрязли все, включая как бы невинного рассказчика, занимавшегося скромной торговлей ценными бумагами. Понятие лжи как гармонии Скоту Фицджеральду неизвестно. Это странно, поскольку англосаксонский обыватель отличается искусством находить для себя лично гармонию во лжи и гармонию в ограниченной рамками приличий правде. Обычная христианская ложь - правда должна взрывать и менять мир в лучшую сторону. Обратная сторона в либерализме - ложь должна взрывать и менять мир, естественно, в лучшую сторону. Прекрасные иллюзии творят прекрасного человека, мир становится прекрасным. Неважно, что в итоге объявлять прекрасным - усиление нищеты и бесправия или всеобщее процветание и железная миска риса для каждого.

Создать великое литературное произведение на шатком фундаменте подобной пропаганды практически невозможно. Совершенно не случайно мало читающих Железную пяту Джека Лондона. Слишком много идеалов. Скотт Фицджеральд тоже слишком опирался на временные идеалы. Был Новый Адам и сдох в Великую депрессию. Был беспартийный большевик или романтик в стиле Павки Корчагина с партбилетом в кармане, успешно отдал концы в 30-ые. Другое дело, что народ не заметил перерождение данного типа. Элитки тоже не заметили данное перерождение, а в целом видно, как исчезла потребность видеть эти типы на страницах литературных произведений. Иллюзии всё больше стали творить в административно-приказном порядке и по блату, а не добровольно. Нынче даже смешно - как это без блата и зарплаты творить хвалебный или разоблачающий образ олигарха, наркодилера, силовика? Будь хоть Шекспиром, никто без блата произведение не купит. Сидит издатель, всё хочет на халяву. Пресловутые несогласные, оппозиционеры, провокаторы, кто угодно тоже нуждаются в блате и зарплате.

Между тем, романтик-эгоист никуда не делся. Помню искренние восторги бизнесменов времен перестройки - сегодня дело пошло, а завтра будет счастье. Помню рассуждения служащего-еврея в крупной компании в 2006 - мы строим новую цивилизацию! Стало хорошо, а будет ещё лучше. Помню счастливые лица путинистов и игру на гитаре за окном - за нами Путин и Сталинград! Не надо работать на этих романтиков и надеятся, что получится нечто великое. Скотта Фицджеральда нахваливали из-за неприязни к Хемингуэю и попытки создать богемную литературу по европейскому образцу. Но хорошая европейская литература не была богемной. Достаточно почитать иронические воспоминания Хемингуэя о Гертруде Шталь. Скотт Фицджеральд кончил убого - гонораров на жизнь не хватало, устроился в Голливуде сценаристом, которого шпыняли начальнички, поработал немного и умер через шесть лет в 44 года. А романтик-эгоист давно сменил кожу. Достаточно посмотреть на американских или российских президентов или на романтиков от гей-прайд-парадов. Америка верит в романтика-эгоиста Трампа. Наши романтики как-то поистрепались. Но кругооборот романтизма в природе продолжается.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.