Богослов Малла ал-Хасан ал-Цухтиги

Видный южнодагестанский историк Мирза ал-Хасан ал-Алкадари (1834–1910) в своем фундаментальном труде «Асар-и Дагестан» («Исторические сведения о Дагестане») среди известных ’алимов Южного Дагестана, получивших образование в Сирии, называет имя Гасанова Малла ал-Хасана (XVII в.), прапрадеда богослова Малла ал-Хасана. В данной публикации пойдёт речь об Малла ал-Хасане младшем из сел. Цухдыг Табасаранского района Дагестана.

Малла ал-Хасан родился в бедной крестьянской семье в 1845 году в селении Цухдыг (таб. Цухтигъ), относившегося к владениям кадия Табасарана. С детства Малла ал-Хасан отличался любознательностью. В его становлении большое значение имели такие черты, как настойчивость и целеустремлённость.

Прежде он получил религиозное образование у своего отца ал-Хаджжи Магарама, совершившего ал-хаджж в середине XVIII века. Кроме того, он учился у местных цухдыгских ’алимов. Название аула Цухдыг происходит от слова «цухта» которое, по мнению дагестанского арабиста М.-Г.М. Садыки (1918–2000) означает «очаг учёных».

Малла ал-Хасан научился писать и читать по-арабски в целом для получения полноценного образования. После окончания примечетской школы в сел. Цухдыг Малла ал-Хасан продолжил образование уже в медресе сел. Халаг (ныне Халаг — село в Табасаранском районе Дагестана), где мута’алимов обучали известные во всем Южном Дагестане и за его пределами ’алимы. Затем, как все всесторонне одарённый мута’алим, он продолжил обучение уже у ал-Хасана ал-Алкадари в селе Нижний Ярак Кюринского округа (ныне сел. Ашага-Ярак — село в Хивском районе Дагестана).

Известно, что в течение ряда лет Малла ал-Хасан находился в Сирии, «где углубил свои знания по арабскому языку, а также в области математики, физики, астрономии, медицины и других наук». О влиянии арабской культуры, ислама на культуру народов Южного Дагестана известный советский востоковед профессор А.Н. Генко (1896–1941), побывший в Табасаранском районе в 30-х годах XX века, писал:

«Из всех иноземных культур, имевших победы в горных трущобах Кавказа, ни одна не сыграла столь серьезной по своим последствиями роли, как ислам. Сказанное относится в особенности к Южному Дагестану, как району более доступному».
Богослов Малла ал-Хасан располагал богатой библиотекой, в которой были сосредоточены книги восточных и дагестанских ’алимов. Многие книги из его библиотеки были уничтожены. Лишь отдельные из них уцелели. Одна из книг, которой он пользовался, — это «Жами ал-Хасанат» накшбандийского шайха Йусуф-хаджжи ал-Курихи (ок. 1860/63–1932).

У Малла ал-Хасана учились мута’алимы из Цухдыга и соседних аулов, сути понятий «шариат», «тарикат», «хакикат», а также таких понятий, как «иман», «ихсан», «сунна», «калам», ритуальные обязательные заповеди мусульман — намаз, ураза, закят, ал-хаджж, вопросы семейно-бытового устройства, морально-этического облика людей, порядочности и нравственности. Малла ал-Хасан считал, что познание Всевышнего Господа является основной целью служения ему, а вера в Бога — ответственностью каждого мусульманина перед самим собой, родными и близкими, а также перед родной землей.

С установлением Советской власти в Дагестане, Малла ал-Хасан принял активное участие в преобразованиях, происходивших в материальной и духовной жизни как жителей аула Цухдыг, так и соседних аулов. Будучи знатоком арабского и латинского алфавитов, с введением русской письменности Малла ал-Хасан быстро и её усвоил и в 1930-е годы разъяснял сельчанам содержание статей разных газет. Он оказал содействие открытию светских школ, подготовке учителей, проводил разъяснительную работу о необходимости просвещения населения.

Малла ал-Хасан пользовался уважением и авторитетом среди жителей джамаата, содействовал созданию колхоза, строительству школьного здания. Малла ал-Хасан был не только духовным наставником и организатором образования, но и защитником Отечества. С началом Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст, призвал молодых людей вступить в ряды Красной Армии. В 1942 году, когда Дагестан стал прифронтовой зоной, он призывал жителей Табасаранского района активно участвовать в строительстве оборонительных сооружений. В тяжелом для Дагестана и для всей страны 1943 году он скончался. Малла ал-Хасан воспитал пятерых сыновей, имел двенадцать внуков и внучек.




Автор: ‘Али Албанви





ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана). Энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хадж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник ал-Хаджжи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани. Знаменитое историческое сочинение ученого ал-Хасана ал-Алкадари «Следы прошлого Дагестана» («Китаб-и Асари Да;ыстан». Баку, 1903 г. 225 с.), написанное автором в 1891–1892 годах на азербайджанском языке, увидело свет в 1-й Бакинской типографии «Ширк;т» [Азербайджанская книга, 1963, с. 43; Историко-литературное, 1988], благодаря спонсорской поддержке азербайджанского миллионера З. Тагиева. Творческое наследие ал- Алкадари плохо изучено. На русский язык переведено только одно его крупное сочинение — «Асар-и Дагистан». Рукописное наследие еще не систематизировано и полностью не выявлено. Сочинения: «Китаб асари Дагистан та’лиф ал-‘алламат Мирза Хасан-афанди б. ал-Хаджж-‘Абд Аллах-афанди ал-Алкадари ад-Дагиста- ни». Петербург, 1312 [1894/95]; «ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фади-лайн ад-Дагистанийайн». «Сахиб ал-асл... ‘Абд ал-Латиф-афанди ал-Хузи... ва-л-мухаммас... Мирза Хасан-афанди ал-Алкадари». Петровск [б./г., дозволено цензурой в 1905 г.]; «Джираб ал-Мамнун та’лиф... Хасан-афанди ад-Дагистани ал-Алкадари. Туби‘а би-л-матба‘ а ал-исламийа». Темир-Хан-Шура, 1912; «Диван ал-Мамнун. Ат-Табака ал-ула». Темир-Хан- Шура, 1913. В семье ал-Алкадари и его жены Салихат (1843–1908) (была дочерью ‘Абд ал-Гани из сел. Яраг, брак состоялся в 1860 г.) воспитывалось 7 сыновей и 5 дочерей: старший сын от первой жены Эрзи — (Ахмед) Ахмад (1853–1929), (Муслим) Абу Муслим (1861–1911), Хафсат, отданная замуж в 1878/79 г. за касумкентца Аслана, сына Султана — или Афисат (1865–1916), (Убейдуллах) ‘Абд Аллах (1865–1916), (Абдуали) ‘Абдал-Али (1868–1928), ‘Абд ар-Рахман (1869–1892), Зайнаб (1871–1872), Рейханат (1873–1953), ‘Абд ал-Латиф (1871–1935), Абидат (1877–1923), Секинат (1881–1882), ‘Абд ал-Хаким (1883–1888).

ГЕНКО, АНАТОЛИЙ НЕСТОРОВИЧ (1896–1941) — российский и советский языковед, кавказовед, историк, этнограф, первый исследователь абазин, убыхов, хыналугцев, цахур.

АЛ-КУРИХИ, (ДИЙА’ АД-ДИН) ЗИЙА АД-ДИН ЙУСУФ-ХАДЖЖИ Б. РАМАЛДАН-ЭФЕНДИ Б. МАЛЛА ЙУСУФ Б. МАЛЛА РАМАЛДАН Б. МАЛЛА МУХАММАД АТ-ТАБАСАРАНИ АН-НАКШБАНДИ АЛ-ХАЛИДИ АЛ-ХАМДИ (ок. 1860/63–1932) — мусульманский богослов, крупный ученый-арабист, религиозный деятель, просветитель, суфийский шайх из сел. Курих (сел. Гурик, Табасаранский р-он). Проходил обучение в селении Деличубан (из сел. Терекеме) в 1306/1889 г., а также селении Хуряк, из сел. Табасарана в 1307/1900 г. Затем на собрании по всеобщему согласию в раби ал-аввал 1308 /декабре 1890 г. был уполномочен джамаатом села Гурик быть назначенным имамом села. Затем был уполномочен кадием села Гурик в 1318/1900 г., после того как сдал экзамен в Народном суде в Темир-Хан-Шуре 2 марта 1899 г. В 1906 г. Йусуф-хаджжи отправился в ал-хаджж в Мекку, оставил должность кадия, «избрав уединение и невмешательство в мирские дела». В 1916 г. Йусуф-хаджжи открывает свое медресе с официального разрешения властей. За материальной поддержкой обратился в город Баку к ал-Хаджжи Зейналабидину Тагиеву. Письмо от 17 апреля 1916 г. было отправлено с поименным списком учащихся. Но помощи по неизвестным причинам не дождался, хотя Тагиев известен многими благотворительными делами. Медресе продолжало существовать на скудные средства Йусуф-хаджжи. Получил иджазу от накшбандийского шайха Ахмад-Хамди Хусам ад-дин (Шайх-Эфенди) ар-Рукали в 1913 году. После посвящения получил от своего шайха почётное прозвище «Зийа ад-дин» («Свет религии»). В своих заметках на рукописях по этому поводу Йусуф-хаджжи пишет следующее: «Затем я был уполномочен на шайхство: Кутб Хусам ад-дин Ахмад Хамди ар-Рукали ал-Хусайни 21 января 1905 г. дал мне разрешение (иджазу) обучать накшбандийскому зикру. Затем, 1 июля 1914 г. возвел меня в ранг шайхов, — да освятит Аллах их могилы. Мы, Дийа’ ад-дин ал-Хаджжи Йусуф, сын Малла Рамалдана из Гурика». По данным исследователя И.Х. Сулаева Йусуф-хаджжи получил иджазу от шайха ‘Абд ал-Карима ат-Табасарани (идентифицировать данного шайх нам не удалось) в 1906 году. Кроме того, есть сведения о передачи иджазы Йусуф-хаджжи ал-Курихи шайхом ’Али-ханом ал-Мугарти. Йусуф-хаджжи ал-Курихи удостоил звания накшбандийского шайха пять человек из Южного Дагестана. Из всех муридов шайха Йусуф-хаджжи особым расположением пользовался Сафар-хаджжи из села Арсуг Агульского района, который получил иджазу и звание муршида от других шайхов-устазов — Хизри-хаджжи ал-Мугри и ‘Али-хаджжи ал-Акуши (ум. 1930). Учеником шайх также был писатель и учёный — просветитель, создатель табасаранской письменности и литературы Темирхан Шалбузов (1895–1978). Имя Йусуф-хаджжи ал-Курихи занимает достойное место среди имен дагестанских просветителей, ученых и поэтов второй половины XIX — 30-х годов XX вв. В 1932 г. Йусуф-хаджжи скончался в больнице и был похоронен в родном ауле. В личном архиве Йусуф-хаджжи ал-Курихи обнаружено много писем, адресованных ему, и написанных им. Следует заметить, что связи отцов продолжали дети. Так, эстафету от ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910) принял его сын, известный учёный Мухаммад ал-Алкадари. Наиболее интересны послания Йусуф-хаджжи ал-Курихи ‘Абд ал-Фатаху Эфендиеву (1902) и Сулейману Стальскому (1916), их ответы, переписка людей широкого кругозора, способных мыслить трезво, самостоятельно и свободно. Йусуф-хаджжи ал-Курихи владел в совершенстве арабским, кумыкским, тюркским (азербайджанским), лезгинским, даргинским и русским языками. Об этом свидетельствуют не только его письма, стихи – послания на многих языках, адресованные лезгинам ал-Хасану ал-Алкадари, ‘Абд ал-Фатаху Эфендиеву, Сулейману Стальскому, азербайджанцам Гаджи Тагиеву, Бекболату Аркитскому; Магомед-Мирзе ал-Йарси, кумыку ’Абу Суфйаном ал-Казаныши (1872–1931) и в советский период даргинцу А. Абдуллаеву, Я. Кукулиеву и другие, но и рассказы очевидцев. Автор сочинений «Сифату ссалат», «Баянул кьиблати», «Гьюррият». Значительный интерес представляет прозаическая книга Йусуф-хаджжи ал-Курихи «Жами ал-Хасанат», изданная в Темир-Хан-Шуре. В книге раскрывается суть понятий «Шариат» (служение Аллаху), и «тарикат» (путь сближения с Аллахом), и «Хакикат» (степень сближения с Аллахом), освещены многие важные понятия ислама: иман, ихсан, сунна, калам и др. ритуальные обязательные заповеди мусульман (намаз, ураза, жертвоприношение, закят, хаджж), вопросы семейно-бытовой жизни, морально этического облика людей, порядочности и нравственности. В книжной коллекции Йусуф-хаджжи была обнаружена книга «Анвар ат-танзил ва асрар ат-та’вил» — один из самых популярных комментариев к Корану, он известен также под названием «Тафсир ал-Байдави». В которой была владельческая надпись, которая нам сообщает что род шайха Йусуф-хаджжи восходит к «совершенному шайху Малла Йусуфу-Эфенди, автору (мусанниф) книги „Тифл ал-ма’ан“ и книги „Силсилат ал-арвах“ — да освятит Всевышний Аллах их могилы и да наделит нас их благодатью! Амин». Здесь речь идёт шайхе братства Хальватийа Йусуфа ал-Мускури (ум. 1485). В 1930 году была осуществлена попытка вооруженного восстания против Советской власти в Дагестане. Из верхнего Табасарана и Агула вожаки двух отрядов явились к Йусуф-хаджжи и просили встать на их сторону и даже возглавить их поход. Но он высказался против затеянного восстания и просил разойтись по домам, предчувствуя гибель невинных людей. Голос его не всеми был услышан, и отряды двинулись дальше. Поняв всю нелепость и пагубность задуманного бунтарями плана, обеспокоенный развивающейся трагедией, Курихи наикратчайшим путем добрался до места сбора у села Тинит. Вооруженные люди тем временем расположились в окрестных лесах. Курихи выступил перед неуправляемым восставшим народом, просил разойтись по своим аулам и домам. Он сумел убедить собравшихся в том, что подобная затея антиконституционна и обречена.

САДЫКИ, МАГОМЕД-ГАЛИБ МУХИДДИНОВИЧ (1918–2000) — известный в Дагестане учёный-арабист. В семье Магомед-Галиба Мухиддиновича Садыки выросли пятеро детей. Дочь его Фаиля пошла по стопам отца, стала филологом­-востоковедом, защитила кандидатскую диссертацию в МГУ имени М.В. Ломоносова. Сын Мухаммед-­Ариф (род. 1955) – доктор политических наук, живет и работает в Москве. Младший сын Гусейн­-Джавид учился в Академии художеств им. И. Репина в Санкт-­Петербурге под руководством академика А. Мыльникова, окончил академию с медалью. По устоявшемуся мнению, он был человеком грандиозного таланта, к сожалению, жизнь его оказалась короткой. М.-­Г. М. Садыки ушел от нас в 2000 году в возрасте 82 лет.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ЦУХДЫГ (таб. Цухтигъ) — село в Табасаранском районе Дагестана. Входит в сельское поселение «Сельсовет Аракский».

АШАГА-ЯРАК (таб. Асккан Яракк) — село в Хивском районе Дагестана. Административный центр сельского поселения «Сельсовет Ашага-Яракский».




ЛИТЕРАТУРА


1. История Табасарана (продолжение) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9w2Gtj, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2019). — Яз. рус.

2. Исторические, духовные и государственные деятели [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9w2GGD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2019). — Яз. рус.

3. Сулейманова У. Малла Гасан Цухдыгский [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9w2GPq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.06.2019). — Яз. рус.


Рецензии