И еще раз о выборах Главы

Недавно в одном из СМИ появилась статья, в которой сообщалось, что жалоба оппозиции на админресурс обострила предвыборную интригу в Калмыкии. Я думаю, что автор данного материала стоит на неправильной точке зрения. Данный вопрос надо рассматривать не под углом зрения абстрактной справедливости, а под углом зрения реалий политического момента. Каковы же на самом деле эти реалии?

Намсыр Манджиев в своей жалобе в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, копия которой опубликована 17 июня на сайте кандидата, заявил, что в «5-ти районах – Целинном, Яшкульском, Черноземельском, Ики-Бурульском и Лаганском депутаты районных Собраний отказали мне в поддержке со ссылкой на то, что под принуждением отдали подписи в поддержку Хасикова Б.С.».

Напомню, что согласно абсолютно законному постановлению избиркома Калмыкии от 8 июня 2019 года кандидат должен быть поддержан депутатами или руководителями муниципалитетов не менее чем в 11 районах и городских округах. Данное условие законно, поскольку опирается на положение республиканского закона о том, что 75 процентов территорий должны поддержать кандидата. Всего у нас 13 районов и г. Элиста. В итоге получается 14 территориальных единиц. Отнимаем от 14 территориальных единиц 5 районов, в которых Манджиеву отказали в голосах, получаем 9 районов, где его поддержали. А нужно по закону 11. Что это значит? Это значит, что Намсыр Манджиев фактически  выбыл из числа возможных кандидатов на пост Главы Республики Калмыкия. В этом собственно вся суть его жалобы.

Разве можно говорить об обострении интриги на выборах в подобных обстоятельствах? Согласитесь, что логичней  было бы признать, что если информация Манджиева правдива, то интрига на выборах не обострилась, а скорее почти полностью себя исчерпала.  Что было абсолютно ожидаемо. Я об этом не раз писал, не буду повторяться.   

Если шансы на то, что жалоба Манджиева найдет понимание в Избирательной комиссии Республики Калмыкия и по результатам проверки его допустят до выборов?

Нужно честно признать – на это шансов законных нет.

 Намсыр Манджиев пишет -  «мною получены сведения». Но никаких фактов в доказательство не приводит. Без фактов никто проверок делать не имеет право. К примеру. Жалоба. На таком-то участке вбросили бюллетени. В подтверждение или видеозапись, либо свидетельские показания. Тогда да. Отправляется комиссия. Заводится по итогам проверки уголовное дело. Если факты подтвердились.

 А тут что? Предположим гипотетически – приехала комиссия и установила, что депутаты сходили к нотариусу в течение 2-3 дней. Или даже одного дня. И что это меняет? В чем криминал? Что у нас федеральным законодательством запрещено в один день приходить муниципальным депутатам к нотариусам? Нет. Не запрещено. Значит, проверять вообще нечего. Нет криминала.

Что законом запрещено отдать свой голос представителю ЕР? Нет. Не запрещено.  Тем более, что по информации пресс-секретаря врио Главы Калмыкии Аюны Анджукаевой, жалоб от депутатов на давление или попытки подкупа не поступало. Опять получается, что проверять нечего. И тут нет криминала. То есть в жалобе Манджиева отсутствуют хоть какие-то основания для проверки.

Нужно уяснить элементарную вещь. Выявить манипуляцию с голосами можно только на основе полной прозрачности процесса прохождения муниципального фильтра. Если бы была полная картина по всей республики, кто за кого отдал из муниципальных депутатов свой голос, тогда можно было выявить, или попытаться выявить попытку манипуляции с голосами, а без этого никак. Я до выборов предлагал механизм, который позволил бы поставить барьер нечестной игре с муниципальным фильтром. Я предложил систему регистрации голоса каждого муниципального депутата в режиме онлайн. Тогда сегодняшней ситуации не было.

Но вместо того, чтобы начать бороться против возможности манипуляции во время прохождения муниципального фильтра лидеры оппозиции занимались проблемой снижения до 5 процентов размеров муниципального фильтра и разрешения идти на выборы самовыдвиженцем. Кстати. Что у нас партий мало? Вон по шесть семь штук на кандидата кидаются, как голодные караси на червячка. У нас нет нормальных, достойных кандидатов. И еще. Предположим. Добился бы тот же Манджиев, что муниципальный фильтр был равен 5 процентам. Чем бы ему это сегодня помогло, когда он может получить в свою поддержку голоса по его же собственному признанию только в 9 районах, а нужно в 11? Ничем бы не помогло. Согласитесь, что это так и есть.

  Поэтому точка зрения, что жалоба оппозиции на админресурс обострила предвыборную интригу в Калмыкии за пост Главы региона, несостоятельна. Интрига себя полностью исчерпала. И обижаться тут не на кого оппозиции. В том, что уроки 2014 года не были выучены, никто кроме самой оппозиции не виноват.


Рецензии