Уроки ИЗО. Живопись

Можно много спорить о том, что первично? Человек украшает мир с помощью искусства, или окружающий нас мир природы украшает душу человека и передаёт ему талант к дальнейшему творению? "Искусство призвано не только отражать жизнь и радовать людей, оно должно зажигать их и поднимать на битву, на всё великое, мудрое и прекрасное", - писала В. Мухина. Не нужно проходить мимо того, что рядом с тобой, нужно уметь смотреть и видеть красоту полей, облаков, бездонного неба, деревьев, цветов, наслаждаться ароматом каждого времени года и слушать музыку весеннего разлива, только тогда неравнодушный человек может обогатить себя и донести это богатство с помощью искусства до других. И вот тогда искусство принесет с собой красоту, радость, доставит наслаждение, будет возвышать и облагораживать.
  Лучшие произведения искусства прошлого в высокохудожественной, совершенной форме выражают темы и идеи благородные, гуманные, а потому неумирающие, вечные: любовь к человеку, восхищение его физической и духовной, нравственной красотой и силой, преклонение перед красочным богатством природы, её поэзией, мечты о мире и счастье. Эти мысли понятны и близки всем людям во все времена.
  В нашу жизнь искусство ИЗО и архитектура входят повсеместно, обогащая и украшая её. Связанные с прошлым, эти виды искусства наглядно, образно рассказывают нам об истории народов. Ни научное исследование, ни исторический роман не могут столь ярко передать давно ушедшую эпоху, заставить нас окунуться в неё, ощутить её дыхание, как архитектурные сооружения, даже их остатки. Сохранившиеся от той поры, живописные и скульптурные портреты людей, живших в то время, картины и гравюры, рисующие их образ жизни и обычаи, обстановку, которая их окружала.
  Живопись изображает окружающий нас мир посредством воспроизведения на плоскости цветными материалами его зримых форм и явлений. Но здесь в первую очередь во главу угла мы ставим художника. Потому что, сама картина - это зримый образ души художника, его мировоззрения, восприятия окружающей среды. И средства для выражения себя через художественные образы, он выбирает разные. Каждый художник - человеческая индивидуальность со свойственным ей темпераментом, психическим складом, мышлением, мировоззрением. Он по-своему видит и воспринимает окружающее. Отсюда и формирование художественного почерка, который у каждого мастера свой, неповторимый. Поэтому для учителя ИЗО очень важно на первой стадии занятий не сорвать этот тончайший процесс, формирования у учащихся, в каком бы возрасте они к вам не пришли заниматься, художественного почерка, то есть, его индивидуальности.
  Живопись - пластический вид искусства, соединяющий в себе несколько планов. Она бывает монументальной и монументально-декоративной, так как выполняет декоративную роль в архитектурном ансамбле. Красочными материалами монументально-декоративной живописи могут быть как краски (фреска, темпера), так и твёрдые вещества: смальта - кусочки непрозрачного цветного стекла - и стеклянные камни (мозаика). Она бывает станковой, когда создаётся в мастерской художника. В этом случае материалами для неё обычно служат холст, бумага, картон, фанера, дерево и краски - масляные, темперные, акварельные, гуашевые.
  Холст, бумага и прочие материалы - это основание, на которое художник наносит кистью краски, создавая изображение. Холст специально обрабатывается, грунтуется ( наносят на него специальный состав тонким слоем), потом натягивается на деревянный остов - подрамник и устанавливается на деревянный станок - мольберт. Отсюда происходит название этого вида живописи - станковая.
  Бумага обычно служит основанием для акварели - живописи водяными красками. Акварель часто относят к графическим видам искусства, потому что, как и в графике, изображение здесь возникает на бумаге.
  Ещё одним видом живописи является декоративно-прикладная, что подчёркивает многоплановость этого вида искусства. Выполняется в основном по деревянным и глиняным заготовкам на фабриках декоративной росписи. Основанием так же могут служить и металлические изделия, к примеру, роспись жостовских подносов.
  Итак, в основе построения живописного произведения в целом и отдельных его элементов лежит рисунок. Крупнейший русский художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832 - 1919) называл его "фундаментом, на котором зиждутся искусства: живопись, скульптура, архитектура". Только в живописи рисунок замаскирован, скрыт от глаз зрителя красками, цветом. Главным средством, с помощью которого живопись отражает видимый мир, является цвет. Цветом художник изображает предметы в окружающей их среде, то есть передаёт на плоскости (например, холсте) объём и пространство.
  Цвет характеризуется не только своим собственным цветовым тоном (красный, Жёлтый, зелёный, синий), но и яркостью - насыщенностью и светлотой тона. В реалистической живописи цветовой тон - свойство цветового оттенка, который соответствует какой-либо детали изображения, и световой (светотеневой) тон - степень светлоты цветового оттенка детали, объёмной формы изображения, теневой или освещённой части - неразрывно слиты. Так как красками в силу ограниченности их диапазона нельзя воспроизвести доподлинно все сложнейшие цветовые градации натуры, то художник выражает их тоновыми отношениями, находит точную взаимосвязь каждого свето-цветового тона с соседними, всё время их сопоставляя и тем самым выявляя, что светлее, что темнее, что ярче, что насыщеннее. При этом огромную роль выполняют контрасты - противопоставления цветов. Контраст - важнейший способ взаимодействия, связи, а следовательно, объединения цвета в живописном произведении, обогащающий его колорит.
  Тоновые отношения помогают художнику, когда он пишет отдельные предметы, передать и среду, в которой они находятся, и локальный цвет предмета, каким бы влиянием соседних предметов он ни подвергался. Они же дают возможность показать на плоскости пространственные планы.
  Цвет в живописи эмоционален. Отдельные цвета сами по себе могут определённым образом воздействовать на человека. Так, яркие цвета действуют активно, при этом одни возбуждающе (например, ярко-красный), другие успокаивающе (зелёный, голубой). Менее активны цвета приглушенных тонов.
  Тона голубые, синие, фиолетовые мы воспринимаем, как холодные; красные, оранжевые, жёлтые - как тёплые; более светлые цвета кажутся нам легче, более тёмные - тяжелее. Однако, цвет становится действенным в картине лишь тогда, когда он служит раскрытию содержания.Замыслу художника подчинён общий цветовой строй - колорит произведения. В нём может доминировать определённая тональность, или цветовая гамма. Краски - это орудие, которые должны выражать мысли художника. Ведь вначале создаётся общий фон произведения, именно он и настраивает всю остальную тональность и атмосферу, но здесь существенным моментом является фактура, характер поверхности живописного произведения. Она определяется тем, как художник накладывает на холст краску, какие приёмы живописной техники он применяет. Краска может быть наложена аккуратными мазками, отчего поверхность делается гладкой и ровной, но может быть нанесена густо и широко, толстым слоем брошенным на холст. Тогда будет всё неровно и бугристо, но объёмно. Приём лессировка - нанесение очень тонких слоёв прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного красочного слоя (подмалёвка). Этим достигается лёгкость и звучность тона, особая тонкость в передаче цвета.
  Живопись, исполненная плотным, непрозрачным слоем краски, называется корпусной. Наносят краску и толстым слоем, так что красочный слой становится рельефным. Такой приём называется пластозностью.
  Большую роль в восприятии цвета играет направление, движение мазка. Этим и определяется индивидуальная манера и почерк художника. Он у каждого неповторим и уникален.
  Станковая живопись по тому, что она изображает, делится на жанры: исторический, батальный, бытовой, портретный, пейзажный, натюрморт, изображающий предметный мир. Жанры нередко переплетаются между собой, дополняют друг друга. Так в сюжетной картине, как правило, присутствует пейзаж, но человек, предметный мир составляют его основу. В портрете человек иногда изображается на фоне пейзажа или в интерьере, где существенную роль играют вещи, которые характеризуют мир его занятий, увлечений, среду, в которой он живёт. Иногда в пейзажное полотно художник вводит фигуры людей или небольшие жанровые сценки.
  Среди художников есть портретисты, пейзажисты, мастера натюрморта, сюжетно-батальной живописи или картин исторического жанра. Но многие художники писали как сюжетно бытовые, так и превосходные портреты, другие наряду с пейзажами создавали декоративно-прикладные шедевры, некоторые одинаково хорошо работали во всех живописных жанрах. Главное - это творческое начало души, образность бытия и желание много трудиться.


Рецензии
Очень люблю рисовать, особенно акварелью. В душе возникает сладостное чувство творчества. Берёшь чистый лист и он оживает цветами красок. Статья понравилась. Очень интересно и подробно рассказано о живописи. Желаю Вам всех благ.

Лариса Болотова   05.10.2021 21:18     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Очень приятно, что эти статьи читают не только мои студенты!
С уважением! Ольга.

Ольга Азарова 3   06.10.2021 12:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.