Без ног



Ступни болели нестерпимо, их как будто жгли огнем тысячи раскаленных иголок. Каждый раз, когда двадцатилетний Игорь выбегал со сцены студенческого театра в пыльные кулисы, чтобы поменять костюм, дежурившая там мать со шприцем делала ему обезболивающий укол – недаром была медработником. Никто кроме матери страданий красавца не замечал – у каждого были свои проблемы. У одной студентки не получилось уложить челку, другая плохо побрила ноги, третий сломал молнию на гульфике. Каждый был занят собой. Вернее, тем, как он лично выглядит. Выпускной спектакль актерского курса длился уже третий час, и целиком был построен на участии Игоря. Парень считался на курсе главной звездой, и заранее знал, что не уедет по распределению в провинцию, а украсит один из театров Питера. «Это наш второй Андрей Миронов!» - шептались девчонки за спиной Игоря. Он пел, танцевал и летал по сцене, как весенний ветер!
А ноги у парня болели целых два года, после злосчастной практики, проведенной в самом промозглом уголке России. В очередной раз появляясь на сцене в костюме Ромео, стараясь не корчиться от боли, чтобы никого не подвести, он решил: «Хватит оттягивать, завтра я пойду к врачу!» Он не ожидал от визита ничего страшного. Так, профилактика! Однако эскулап сразу огорошил диагнозом: «Молодой человек, вам известно, что такое облитерирующий эндертерит?» Игорь этого не знал, зато хорошо знала его мама. Она в шоке прикрыла лицо руками: «Что же будет?» Врач посоветовал как можно скорее ампутировать ступню правой ноги. Пока гангрена не пошла дальше. Ничего себе! Другого выхода не было. Собрали консилиум. Для всех решение было непростым. И началось. Ампутация. Протез. Костыль. Жизнь переменилась. Юморист Игорь отпустил бороду. Как будто предчувствуя, что последует дальше, шутил, что в теперешнем положении есть плюсы: проблемы грязных носков и промокшей обуви не существует, а спать он может в кресле!
 А потом его попросили подготовить к поступлению «на актрису» одну талантливую девицу. Света гениально импровизировала, в пантомиме ей не было равных, с юных лет она считалась звездой главного клоунского театра страны. Стоит ли говорить, что Игорь и Света влюбились без памяти? Хотя в Светлану позже была влюблена половина института. Света поступила на актерский курс, а Игорь, прихрамывая – на режиссерский. Преподаватели выражали сомнение: он инвалид, зачем им такой студент? Но мастер курса убедил всех, что силы и энергетики парня достаточно для получения профессии режиссера, а танцевать ему не придется. Игорь снова стал студентом, а потом вооружился тростью и повел любимую девушку в ЗАГС. 
 Началась их счастливая семейно-театрально-студенческая жизнь. Ее прервали врачи. Гангрена прогрессировала. Игорю снова потребовалась ампутация. Потом – еще. И еще. Операции, апельсины на прикроватном столике и переполненная окурками пепельница – прямо в палате. А потом врачи принялись за другую ногу Игоря. Так и отрезали – по кусочку, пока не добрались до самого верха. Парень был в отчаянии: «Почему - я? За что это - мне?» Его не оставляли мысли о самоубийстве. А потом он нашел ответ в рассказе Курта Воннегута - фашистский солдат бьет пленного, тот спрашивает: «А за что меня?», а фашист отвечает: «А за что всех других?»
Игорь переживал: останется ли с ним молодая жена? Как бы она не ушла! Он ощущал себя как зрячий, который внезапно ослеп! Но чувствовал: если бы он не сидел в инвалидной коляске, у него не было бы таких взаимоотношений с миром. Игорь понял: от тебя зависит – будешь ли ты счастливым, будешь ли ты человеком с ограниченными возможностями или нет, а не от того, сидишь ли ты в коляске. Его спасли друзья - больницы, несмотря на карантин, были ими атакованы, там устраивались праздники, вечеринки, у него в палате писались стихи и гремели гитары.
  А Светка летала как метеор: ну почему же она никак не может помочь любимому человеку? Девять месяцев Игорь безвылазно просидел дома, передвигаясь на пуфике. Во время студенческой поездки в Германию его жена раздобыла для любимого невиданное инвалидное кресло и научилась водить машину. Теперь ее муж снова стал мобилен, а не был вынужден торчать дома месяцами. Светка, вернувшись домой, окончила институт, ни в какой театр не пошла и отказалась от реально светившей ей карьеры кинозвезды. А еще у Светы после давней студенческой поездки появилась идея, что если бы Игорь ощутил, что такое запад, многое в его голове могло бы поменяться.
В следующую поездку за границу супруги отправились вместе. Но Игорю показалось скучным перебиваться в роскошном номере «Хилтона», пока Светка блистает на сцене кабаре. Выглянув в окно, он заметил на площади «Мариенплац» огромное скопление народа, прихватил гитару и отправился туда. Игорь неплохо пел, и за день заработал сумму, равную своей пенсии за год. Ни фига себе! Он воспрял духом и снова почувствовал себя главой семьи. У него даже появилась бравада. Игорь посчитал, что такое существование между «Хилтоном» и «Мариенплац» - правильное, оно не дает возможности «заплыть жирком». Всегда нужно помнить, что ты можешь вернуться на Мариенплац. Вскоре хозяин кабаре, где выступала Светка, увидел фрагмент их первого спектакля. Восторженный менеджер воскликнул: «А где человек, который сделал такой прекрасный номер?» Так муж и жена снова стали работать вместе. О, это были времена! Аплодисменты, восторженные отзывы, цветы, деньги, слава…
Когда же они наконец оказались дома, к Светлане подъехал известный как своим талантом, так и похотливостью главный режиссер одного театра. Мол, он хотел бы украсить блестящей актрисой труппу. Игорь пообещал подумать и прислать видео жены. Когда же назойливый режиссер повторил просьбу, Игорь отправил ему порно видео. Потом, правда, перезвонил и извинился. Мол, перепутал. Режиссер отстал. Света была отомщена.
А через год в очередном турне молодые заработали на трехкомнатную квартиру в первом этаже, в самом центре города. Богатеи от жилья отказывались, ребятам же ничто другое и не подходило. Теперь у них не переводились гости. Игорь любил готовить им фирменное ризотто с грибами. Ему во всем помогала мать – она жила вместе с молодыми. Парень не выпускал из рук гитару, вино лилось рекой, но ее бурное течение незаметно ограничивала Света. Ребята жили счастливо, и ощущения безнадежности у них не было никогда. Все друзья, даже старые, хором утверждали: веселее Игоря в городе нет никого! Даром что инвалид! А он тем временем замыслил построить для любимой театр, равного которому нет в мире. И прославить ее.               
Игорь принялся за дело. Юмор, клоунада, пластика – все в затее было перемешано, все как бы в шутку, но серьезно. Минули месяцы тяжелых репетиций, творческого поиска, мозговых штурмов. Для Светки нашлись талантливые партнеры. Летом девяносто первого в Советском союзе была предпринята попытка госпереворота. В обиход вошло слово «путч», до тех пор применявшееся только к режиму Пиночета. В эти тревожные дни Игорь репетировал первый спектакль театра. Вскоре состоялась премьера. И понеслась - фестивали, гастроли, бесконечная заграница, контракт в «Цирк де солей»…
Игорь заговорил о возвращении на родину, когда посчитал: будучи звездами, они работают четырехчасовое шоу семь раз в неделю. Да сколько же можно? Себя надо поберечь. Они вернулись в Питер. Губернатор города, оценив, какими бриллиантами обладает, преподнес коллективу ветхое, но целое здание в подарок. Это же брэнд города - каждый их спектакль становился тем, что называется «событие культурной жизни». Артисты театра уже были почетными жителями многих американских городов. Но финансовые проблемы продолжались - театр знали все, но билеты почему-то продавались плохо.
Тем не менее, коллектив сплотился и безоговорочно признавал первенство режиссера. Игорь не уставал повторять: «Я - единственный в мире режиссер, которого артисты носят на руках!» И носили. Тем неожиданнее для них было увольнение по собственному желанию одного из светкиных партнеров. Ему как раз стукнуло сорок, и мужчине приспичило зарабатывать, занимаясь «серьезным делом». А не клоунадой. Что ж… Незаменимых нет, но…. Да уход члена команды и не представлялся им тяжелым по сравнению с тем, что довелось преодолеть. Нового члена труппы Игорь искал полгода.
Так незаметно подкралось двадцатилетие театра. И знакомый Игорю с детства журналист Мишуля с «Первого канала» захотел снимать о нем документальное кино. Он начал с интервью. Посадив Игоря напротив, он стал задавать вопросы, положив ногу на ногу и от волнения ударяя ею об инвалидное кресло Игоря. Режиссер взмолился: «Ноги-то отрезали, а яйца-то оставили! Перестань стучать по ним ногой!» Смеялись долго. Фильм был снят, сдан и вышел в эфир. После Игорю не позвонил только ленивый. А он, чувствуя себя в родственных отношениях со всеми живущими, мог выпить в ресторане и подойти к соседнему столику, чтобы, обратясь к тем, кого видит впервые в жизни, пошутить: «Мы знакомы. Я - верхняя часть вашего холодца!» Люди верили и падали в обморок.
Смешная и нелепая девочка в штанах превратилась в одну из самых красивых, обаятельных и талантливейших женщин Санкт-Петербурга. Ее Игорь был спасен и возвращен к жизни. Он работал и был полон сил. Как-то они засиделись допоздна. Много шутили, смеялись и курили. Проводив гостей, Игорь не мог уснуть. Посреди ночи он вскочил, закурил, открыл форточку и, взглянув в ночное небо, молвил: «Я умираю!»
На похороны Игоря собралось несколько сотен человек. В середине церемонии прощания у заплаканной вдовы пискнул мобильный телефон. Светка вздрогнула. От имени мужа ей была отправлена эс-эм-эска. Но текст сообщения не высвечивался. Оно пришло пустым. Да и что Игорь мог сказать?
Многие из тех, кто пришел попрощаться с Игорем, считали себя талантами в начале пути, подающими надежды – ведь им еще слегка за пятьдесят! Впереди – вторая половина жизни! И никому не приходило в голову, что они провожают ровесника, который создал целый театральный жанр…


  К годовщине ухода Игоря Светлана заказала у известного скульптора памятник. Он изображал парня паровозом, локомотивом, который тащил вперед состав из людей. Светка из театра, как ожидали, не ушла, хотя вполне могла состояться в сольной карьере. Она сохранила верность театру - крошечному коллективу, который в Америке знали лучше, чем на родине. Она иначе не могла. Этот театр был памятником, который Игорь поставил в честь любимой.
Игорь ушел абсолютно счастливым человеком, преодолевшим все испытания с честью. Он считал, что в жизни есть две позиции: можно ждать нового года и прихода деда Мороза, а можно самому одеться в его костюм, пойти по соседям, и каждому вручить мандарин. Игорю был ближе второй принцип: чтобы стать счастливым, нужно разбудить деда Мороза в себе…

2015


Рецензии