Честертон Гилберт Кит
Бог, личность:
Мало найти богов — они очевидны. Надо найти Бога, подлинного главу всех богов.
…у мира есть цель, а раз есть цель — есть личность. Мир всегда казался мне сказкой, а где сказка, там и рассказчик.
Космос бесконечен, но в самом причудливом созвездии нет ничего интересного, вроде милосердия или свободы воли.
Если Бог заключен в человеке, человек заключен в себе. Если Бог выше человека, человек выше себя самого.
Христос:
Однажды небеса сошли на землю, даруя власть или печать образа Божьего, благодаря которой человек стал владыкой Природы; и вновь (когда во всех империях люди были взвешены и найдены очень легкими), чтобы спасти человечество, небеса сошли на землю в потрясающем облике Человека.
Вера и идеалы, атеизм и свободомыслие:
Таково свойство материализма и скептицизма, ибо если разум механичен, думать неинтересно, а если мир нереален, думать не о чем.
Сомнения агностика — это всего-навсего догмы материалиста.
…материалистическая философия (верна она или нет), несомненно, стесняет больше, чем любая религия.
Христианин вправе верить, что в мире достаточно упорядоченности и направленного развития; материалист не вправе добавить к своему безупречному механизму ни крупицы духа или чуда…
Христианин признает, что мир многообразен и даже запутан, — так здоровый человек знает, что сам он сложен… Но мир материалиста монолитен и прост… Вера не ограничивает разум так, как материалистические отрицания.
Секуляристам не удалось сокрушить небесное, но прекрасно удалось сокрушить все земное… Сторонники эволюции не убедят нас, что Бога нет, — Бог может действовать и постепенно. Но себя они убедили в том, что нет человека.
Напрасно речистые атеисты говорят о великих истинах, которые нам откроются, когда мы увидим начало свободной мысли, — мы видели ее конец. У нее не осталось сомнения, и она усомнилась в самой себе.
Чудо и духовность:
Жизнь прекрасна, ибо она — приключение; жизнь — приключение, ибо она — шанс.
Чем отчетливей видим мы, как похожа жизнь на волшебную сказку, тем ясней, что эта сказка — о битве с драконом, опустошающим сказочное царство.
Их неверие в чудеса было верой в неподвижную безбожную судьбу, глубокой искренней верой, что мир неисцелимо скучен…
Чудо — мгновенная власть духа над материей.
Чудо — свобода Бога…
Для закона недостаточно, как воображал Гексли, что мы рассчитываем на обычный порядок вещей. Мы не рассчитываем, мы делаем на это ставку. Мы рискуем столкнуться с чудом…
Мы не учитываем чудо не потому, что оно исключено, но потому, что оно — исключение.
Не мистики недостает нам, а здоровой мистики; не чудес, а чуда исцеления.
Мы, западные люди, «пошли туда, куда нас поведет разум», и он привел нас к вещам, в которые ни за что не поверили бы поборники разума.
Вера и истина:
Что я отвечу, если нет мерила, стоящего вне времени?
Вера зависит от взглядов, а не от века и часа.
Проще всего — идти на поводу у века, труднее всего — идти, как шел… Легко упасть; падают под многими углами, стоят — только под одним.
…некоторые ученые заботятся об истине, и истина их безжалостна; а многие гуманисты заботятся только о жалости. И жалость их (мне горько об этом говорить) часто лжива.
Как опишу я такие горы истины? Трудно защищать то, во что веришь полностью… убежден не тот, для которого что-то подтверждает его веру. Убежден тот, для кого все ее подтверждает, а все на свете перечислить трудно.
Религии не очень отличаются обрядами, они страшно различны в учении.
Апология христианства:
…в истории христианства присутствует какая-то неестественная жизнь, — можно считать, что жизнь сверхъестественная.
Одни и те же люди обличали кроткое непротивление монахов и кровавое насилие крестоносцев…
Люди, начинающие борьбу против Церкви во имя свободы и гуманности, губят свободу и гуманность, лишь бы биться с Церковью… Секуляристы не уничтожили божественных ценностей, но (если это может их утешить) поколебали ценности земные. Титаны не разрушили небес — они разорили землю.
Радость и простота:
Бог ненасытен, как ребенок, ибо мы грешили и состарились, и Отец наш моложе нас.
Человек больше похож на себя, человек более человечен, когда радость в нем — основное, скорбь — второстепенное… Радость — великий труд, которым мы живы.
Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят… Но стоит им решить, будто они сами выше всего, что может предложить им жизнь, всеразъедающая скука овладеет ими, разочарование их поглотит, и все танталовы муки ждут их.
Альтруизм и эгоизм:
Счастье проверяется благодарностью…
…Ницше отрицает эгоизм тем, что его проповедует: проповедовать учение — значит делиться им. Эгоист называет жизнь войной без пощады и не жалеет усилий, чтобы уговорить своих врагов воевать. Проповедник эгоизма поступает весьма альтруистично.
Каждый, кто не желает смягчить свое сердце, кончит размягчением мозга.
Гордыня и смирение:
Снобы — простые души, вроде дикарей.
Из всех страшных вер самая страшная — поклонение богу, сидящему внутри тебя.
Безусловная вера в себя — чувство истерическое и суеверное.
…худшее в мире зло воплощено не в рюмке, а в зеркале, не в кабаке, а в той уединенной комнате, где человек рассматривает себя.
…«я сам» — очень мелкая мера и в высшей степени случайная. Так возникает типичная для нашего времени мелочность, особенно свойственная тем, кто кичится широтой взглядов.
Человек, не доверяющий своим ощущениям, и человек, доверяющий только им, равно безумны…
… править должен тот, кто чувствует, что править не может. Герой Карлейля говорит: «Я буду королем»; христианский святой — «Nolo episcopari». Если великий парадокс христианства вообще что-нибудь значит, он значит вот что: возьмите корону и обыщите всю землю, пока не найдете человека, который скажет, что недостоин ее.
Гордый примеряет все на свете к себе, а не к истине.
Грех, покаяние, прощение:
Где чистый ужас перед неправдой, который так прекрасен в детях? Где чистая жалость к человеку, которая так прекрасна в добрых? Христианство нашло выход и здесь. Оно взмахнуло мечом — и отсекло преступление от преступника. Преступника нужно прощать до семижды семидесяти. Преступление прощать не нужно.
Наше время подвело подкоп не под христианскую демонологию, не под христианскую теологию, а под ту самую христианскую этику, которая великому агностику казалась незыблемой, как звезды.
Любовь и верность, дающие силу:
Верность одной женщине – недорогая плата за то, чтобы увидеть хоть одну женщину… Полигамия – недостаток любви, словно ты рассеянно перебираешь десяток бесценных жемчужин.
Я принимаю мир не как оптимист, а как патриот. Мир — не пансион в Брайтоне, откуда мы можем уехать, если он нам не нравится. Он — наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в нем дела, тем меньше у нас прав уйти…
Рим полюбили не за величие — Рим стал великим, ибо его полюбили.
…необходима извечная верность бытию.
…надо любить мир, не полагаясь на него; радоваться миру, не сливаясь с ним.
Идеалы и свобода:
Мы не стали менять реальность в угоду идеалу. Мы меняем идеал; оно и легче…
Если вы хотите, чтобы все оставалось как есть, меняйте почаще веры и моды…
Бунт современного бунтаря стал бессмысленен: восставая против всего, он утратил право восстать против чего-либо.
Мой идеал устойчив — он встал вместе с этим миром. Мою утопию не изменишь, ибо имя ее — рай. Можно переменить место назначения, но не место, из которого ты вышел.
У того, кто верит, всегда есть повод к мятежу: ведь Бог в сердцах человеческих под пятой сатаны. В мире невидимом ад восстал против неба. Здесь, в мире видимом, небо восстает против ада. Верующий всегда готов восстать; ведь восстание — это восстановление.
Современный молодой человек не изменит мира — он занят тем, что меняет убеждения… идеал должен быть устойчивым… Твердое правило нужно не только правителю, но и мятежнику. Устойчивый идеал нужен любому мятежу.
Свободомыслие — лучшее средство против свободы. Освободите разум раба в самом современном стиле, и он останется рабом. Научите его сомневаться в том, хочет ли он свободы, — и он ее не захочет…
Перемены:
Ницше высказал бессмысленную идею, будто люди некогда видели добро в том, что мы ныне зовем злом. Будь это так, мы не могли бы говорить, что превзошли предков или хотя бы отстали от них.
Изменение — чуть ли не самая узкая и жесткая колея, в какую только может попасть человек.
Фанатизм как сумасшествие:
Однородность его мышления делает его скучным, она же делает его сумасшедшим.
Если б сумасшедший мог на секунду стать беззаботным, он бы выздоровел… Ему не мешает ни чувство юмора, ни милосердие, ни скромная достоверность опыта.
Сумасшедший заключен в чистую, хорошо освещенную тюрьму одной идеи, у него нет здорового сомнения, здоровой сложности.
Демократия:
…первый принцип демократии: главное в людях то, что присуще им всем, а не кому-то в отдельности.
…газетчикам незачем сражаться против цензоров. Прошли те времена. Теперь сама газета — цензор.
Труд:
Я всегда доверял массе тяжко работающих людей больше, чем беспокойной породе литераторов, к которой принадлежу. Даже фантазии и предрассудки тех, кто видит жизнь изнутри, я предпочту яснейшим доводам тех, кто видит жизнь снаружи.
Творчество:
Картина или книга удалась, если, встретив после нее облако, дерево, характер, мы скажем: “Я это видел сотни раз и ни разу не увидел”.
Переворот в искусстве — одно, в нравственности — другое…
…приедается только изображение; чувства остаются чувствами, люди — людьми…
Тех, кого заботит правда, а не мода, не собьет с толку чушь, которой окутывают теперь всякое проявление раздражительности или распущенности. Те же, кто видит не правду и ложь, а модное и немодное, —несчастные жертвы слов и пустой формы.
Избранные афоризмы взяты на сайте foma.ru.
Свидетельство о публикации №219062100155