Путешествие Степана. Часть 4, глава 3

3.
БАБА-ЯГА
Солнце уже скрылось, и на небе затухала последняя заря. Я прошептал знахарке:
— Не бросайте Малыша и Кабанчика. Это наши друзья. Пусть твой лекарь и им поможет.
— Тогда бегите за повозками, поедем! — прокричала Фёкла.
Плотник Харитон и Евсей побежали за повозками и вскоре они приехали. Одни скоморохи поехали со мной, в первой повозке, другие шли следом. Во второй повозке были Кабанчик, Малыш и Евдокия. Знахарка ехала вместе со мной и показывала дорогу Евсею и Харитону, правящим конями.

Когда пришла пора въезжать в лес, она сказала:
— Проедем, сколько сможем, а потом делайте носилки из веток, и я поведу вас всех дальше в лес.
Скоморохи смастерили носилки для каждого из нас, переложили на них меня, Малыша и Кабанчика и понесли по лесу, порой с трудом продираясь среди густых, мохнатых елей. Впереди нас шла знахарка, опираясь на палку. На небе появилась луна, и стало светлей.
— Куда ты ведёшь нас, баба Дуня? — спросил знахарку Даниил.
— К Бабе-Яге, — ответила она. — Только не называйте её так. Зовите её Евпраксеей. Она лечит лучше всех знахарей и лекарей.

Наконец, мы дошли до лесной избушки. Из её трубы к небу шёл дым. Скоморохи положили носилки на землю. Баба Дуня постучала палкой в дверь избушки.
— Кто там? — донеслось из-за двери.
— Это я, Дуняша!
— Что так поздно пришла?
— Выручай, Евпраксея! Беда случилась!
Из избушки вышла небольшая, худенькая старушка.
— Сколько гостей у меня сегодня! — сказала она, увидев нас. — Что случилось?
— Помнишь, давеча я тебе говорила, как скоморохи показывали действо в сарае? Посмотри, что с ними учинила шайка Камышихи! Спаси добрых людей! — попросила её знахарка.
Баба-Яга осмотрела наши раны и сказала:
— Дуняша, неси из избы воду, что я беру из лечебного Оленьего родника. Она унимает боль и кровь останавливает. Ох, боюсь, сама не справлюсь. Нужно подмогу звать. А почему у молодого парня седые волосы и борода?
— Он показывал старика в действе, — ответил ей Даниил.
— Снимите с него всё! И другие скоморохи, примите свой истинный вид! Нечего передо мной рядиться!

Баба Дуня вынесла из избы ведёрко, напоила меня, Малыша и Кабанчика, а затем понемногу полила водой нам на раны. И в самом деле, боль у меня поутихла.
— Пойдём со мной в избу! — позвала Баба-Яга Сысоя. — Поможешь.

Они вдвоём вытащили из избы на крыльцо широкую бадью, похожую на большую ступу. Затем Баба-Яга вынесла длинный и широкий ствол, который внизу расширялся, и прикрепила к бадье, а вверху бадьи поставила рычаг, похожий на пест. Баба-Яга залезла в бадью, повернула пест кверху, бадья загудела, а из ствола снизу вылетели искры. И вдруг бадья стала взлетать вверх, повисла в воздухе выше деревьев. Из ствола вылетали длинные, светлые, горящие струи с искрами. Затем Баба-Яга снова повернула пест и вдруг куда-то полетела в своей бадье, всё быстрее и быстрее, среди ночного неба с сияющими звёздами и луной. Из ствола за ней струился светящийся в темноте след. Я подивился увиденному.
«Уж не потому ли люди говорят, что Баба-Яга летает в ступе с метлой, что принимают ствол с вылетающими из него горящими струями за метлу, которой она заметает след?» — подумал я и вдруг крепко уснул.

Проснулся я в полдень. Увидел, как баба Дуня с поваром готовят еду. Рядом суетились Фёкла и уже не Евдокия, а Ирина, ведь теперь она приняла свой прежний вид. Но своих друзей скоморохов я поблизости не заметил.
— Куда все делись? — прохрипел я.
— Ушли на лесную поляну, что в полверсты от нас, чтобы построить высокий помост, — ответила мне Ирина. — Баба-Яга уже вернулась и повела их. Покажет, где и как его делать.
— Зачем помост?
— Сами не знаем. Мы туда отнесём вас, когда придут лекари — друзья Бабы-Яги. Огороднику она показала лечебные травы, которые ей нужны. Он вместе с Василием ходит по лесу, ищет их.
— Как Кабанчик и Малыш?
— Кабанчик спит. А Малыш проснулся. Услышал своё имя и хвостом виляет. Страшно смотреть, что с ним сделал Дурелом. А он всё равно радуется, что ещё жив, и друзья его рядом. Ты не бойся Бабы-Яги, Дуняша нам о ней рассказала. Она раньше была знахаркой, двенадцать лет назад ушла жить в лес, подальше от людей и поближе к зверям, птицам, деревьям, цветам и травам. За это время она так сроднилась с лесом, что узнала многие тайны его, недоступные обычным людям. Она может почувствовать и понять любую боль и печаль и знает, как помочь любому существу. Люди из городов и сёл приходят к ней за помощью, чтобы она вылечила их. В благодарность они приносят ей хлеб, яблоки, капусту, мёд, муку и прочее, а деньги ей не нужны. Всё остальное есть у неё в лесу. Лечит она также и зверей, и птиц.
Наш разговор услышала баба Дуня, подошла к нам и спросила:
— Проснулся? Сегодня сделают помост, а завтра утром тебя, собаку и свинью отнесут туда. А сейчас мы вас снова обмоем и напоим лечебной водой. А ещё я варю вам лекарство.
Я увидел огородника Леонтия, который вместе с отроком Василием насобирал лечебных растений.
— Баба Дуня, а почему у избушки нет курьих ножек, как в сказках сказывают? — спросил Василий.
— Курьими ножками прежде называли столбики, на которых стоит изба, — ответила ему знахарка. — Их ставили от наводнения и от зверья лютого. А здесь всегда сухо, даже в дождь, от болот далеко. А звери к Евпраксеюшке сами идут лечиться. И медведи, и волки, и рыси. Потому и бояться ей нечего.
— А почему целебный родник она зовёт Оленьим?
— Родников и речушек здесь много. Но как-то Евпраксея увидела дальний родник, где в ручье, текущем от него, лежал раненый оленёнок и пил воду. А рядом стояла оленуха, его мать. Небось, рысь его покалечила. А может, волк. А после Евпраксея удивилась, увидев, что оленёнок встал на ножки и пошёл за матерью. Видела она, и как другие животные и птицы приходят и прилетают туда. Видела, как лиса приносила в зубах больного лисёнка и купала в роднике. И теперь Евпраксея лечит этой водой больных людей и животных.
— Смотри, сколько лечебных трав я насобирал! — услышал я голос Леонтия.
— Клади сюда, — ответила баба Дуня. — Скоро вы с Василием понесёте еду скоморохам, которые строят помост.
Затем я увидел старушку, которая склонилась надо мной и улыбалась доброй улыбкой. Это была Баба-Яга.
«Совсем не страшная», — подумал я.
— Полегче тебе, сынок? — спросила она. — Дотерпи до завтрашнего дня. И не тревожься за кабана и собаку. Вас завтра спасут.
Она ушла, и я услышал её голос:
— Дуня, настой каких трав ты приготовила?
Они ещё долго о чём-то говорили, потом я увидел, как Ирина моет и чем-то мажет спину Красному Кабанчику, роняя слёзы, и снова заснул.

Мне снился мой дед, наш лес, собравшиеся под дубом звери и птицы, которых я любил, они все смотрели на меня. После я увидел, как бегут ко мне два мальчика и девочка, зовут меня и тянут ко мне руки, а я знаю, что это мои дети. Но разве так может быть?
И тут я проснулся. Ирина сидела рядом и держала меня за руку.
— Ты долго спал. Тебе пока нельзя говорить, — сказала она.
Я кивнул. В груди и в животе болело, но я знал, что опасность прошла.
— Тебя, Красного Кабанчика и Малыша лечили великаны.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии
За сюжетом интересно следить, и Ваши персонажи вызывают уважение и трогают своей добротой, самоотверженностью и стремлением к справедливости. Ради общего блага они готовы рисковать собой, но всегда находится кто-то, кто им помогает и всегда на их стороне. Узнала для себя кое-что новое о деревенской избе!)) С удовольствием буду следить за их дальнейшими приключениями!

Катя Раскина   21.06.2019 11:41     Заявить о нарушении
Большое спасибо за такой замечательный отзыв!

Сергей Орешко   21.06.2019 11:54   Заявить о нарушении