Без возврата домой Глава 13

Глава 13
В правлении колхоза в этот день была полная тишина. После шумных планёрок люди разошлись по рабочим местам, и только у председателя Савельева, в его прокуренном кабинете ещё оставались парторг Фёдор Матвеевич Дегтярев, да счетовод Мария Антоновна Дубовицкая. Савельев попросил их остаться для решения некоторых текущих вопросов. Тётя Нюра сидела в небольшой душной приёмной и печатала на машинке отчётные документы. Едкий дым от папирос ещё не рассеялся, стоял удушающий запах.
— К вам можно? — Послышался голос из приоткрытой двери приёмной.
— Можно, к нам всегда можно, — ответила секретарша, не поднимая головы и не переставая печатать.
— Если к председателю, то подождите, он занят.
— Хорошо тётя Нюра, я подожду.
 Стук печатной машинки прекратился. Секретарша обернулась и посмотрела на посетителя.
— Бог ты мой, вот так неожиданность, Маруська! Я прямо не верю своим глазам.
— Да, тёть Нюр, это я, — улыбаясь, ответила Маша.
— Дааа как быстро прошло время, как же оно бежит быстро, но ты проходи, садись.
— Это верно тёть Нюр, время бежит быстро, — Маша пододвинула рядом стоящую табуретку и присела.
— Ну, рассказывал, как там в Сибири-то. Секретарша встала из-за стола и села рядом с Машей.
— В Сибири? Да, так же как и везде, живут с богом да работают.
— Ну а живут то как, лучше или хуже?
— Да по-разному живут, кто лучше, кто хуже, а работают в основном на угольной шахте, ну там где добывают уголь.
— Это что, прямо под землёй?
— Да тёть Нюр, прямо под землёй. Это очень тяжёлый труд, люди спускаются на огромную глубину под землю, в забой, где залегают угольные пласты и тяжёлыми отбойными молотками ломают породу. Тем самым получаются длинные тоннели, где прокладывают рельсы для специальных вагонеток.
— Это что же такое за вагонетка?
— А вагонетка, это такая тележка, которая перевозит уголь. Сначала её загружают породой, затем доставляют к стволу шахты и поднимают наверх. Вот там и загружают вагоны, которыми по железной дороге доставляют уголь по всему Союзу. Вот так.
— Это что же, ты спускалась в эту самую шахту, на такую глубину?
— Да спускалась, правда всего пару раз, а вообще-то я работала наверху у самого спуска в шахту, управляла работой подъемника. А вот Ванька, сын мой как раз работал там, в самой шахте.
— Страсть-то какая, я бы ни за что туда не спустилась. Это сколько надо иметь смелости, чтобы спуститься на такую глубину, так ведь и в ад можно провалиться. Как ты думаешь Марусь?
— Да что ты тёть Нюр, до ада наверное далеко, если он существует. А вот несчастных случаев действительно было много. Люди гибли каждый день.
— Так ведь я и говорю, нечистая сила! — Секретарша несколько раз перекрестилась, встала, подошла к Маше и негромко сказала, проговаривая по слогам: са-та-на там обитает, нечистая сила.
— Да какая нечистая сила тёть Нюр, там, в основном происходят подземные взрывы, взрывается метан, это такой газ, понимаете, который находится тоже глубоко под землёй в пластах. Взрывы бывают такой силы, что рушатся угольные тоннели и засыпает людей, которые там работают. Тут секретарша хотела спросить ещё что-то, но неожиданно встала, одернула платье, как буд-то перед смотром, прошла за свой рабочий стол и села. Послышался стук печатной машинки. Маша обернулась и увидела Савельева. Он стоял в широко распахнутых дверях своего кабинета и хмурым взглядом смотрел прямо на неё. Маша встала и тоже посмотрела на председателя. Она хотела сказать, обычное простое слово, здравствуйте, но не могла пошевелить губами. Её тело как будто застыло на месте.
— Панкова? — Председатель прошёл по всей приемной и остановился рядом с Машей. Он взял рядом стоящую табуретку, пододвинул её к себе и сел напротив.
— Не ожидал товарищ Панкова, не ожидал. Я считал, что ты сюда больше не приедешь. Честно сказать я думал, что ты поедешь к себе домой в Москву, а тут вон как, всё же ты решила приехать сюда.
— Так ведь товарищ Савельев, у меня нет паспорта, я же состою в колхозе.
— Да, да конечно в колхозе, вот приняли тебя на свою голову в колхоз. Да кстати, а когда ты приехала? — Так несколько дней уже, вот опять на квартиру встали у тети Дуси и Степана Игнатьевича, правда, только до осени.
— До осени? А почему до осени, — переспросил Савельев.
— Так ведь тесновато им с нами, вот и согласились они принять нас только до холодов, ну а там как Бог даст.
— Да, да конечно. — Савельев встал и подошёл к окну. Пошарив в кармане он вытащил небольшой кисет, свернул “козью ножку”, набил её табаком и закурил. По всей комнате пошёл дымок с ароматом махорки.
— Вот что я хочу сказать тебе Панкова, я знал, что ты приедешь в наш колхоз, только не знал когда. Но удивляет меня ни это, удивляет меня другое.
— Очень интересно товарищ председатель, что же вас может удивить в моей истории? — насторожилась Маша.
— А все очень просто товарищ Панкова. Совсем недавно мне пришлось съездить в райком по делам колхоза, там я встретил товарища Гроцмана, и что ты думаешь?
— Я? — Удивилась Маша. — Я ничего не думаю.
— Да так уж и ничего, — немного повысив голос, сказал Савельев. — Он просил меня помочь тебе, а точнее подыскать жильё в колхозе.
— Мне, жильё? — С удивлением переспросила Маша.
— Да, именно тебе. Именно тебе, — ещё раз повторил Савельев.
— Но я об этом ничего не знаю, и никого не просила мне помогать.
— Ну конечно не просила, теперь письмишко не одно отправила из своей Сибири.
— Мне оправдываться не в чем товарищ председатель.
— Да ладно, ладно товарищ Панкова. Я человек подчиненный и всё выполню как мне рекомендовали в райкоме. Тем более товарищ Гроцман старый партийный работник и очень честный человек. И вообще тебе очень повезло, советская власть идёт навстречу даже таким как ты, немощным и ничего не умеющим делать.
— Не умеющим? Да как же так, как вы можете такое говорить, я же делала любую работу, которую мне поручали, перевыполняла план задерживаясь допоздна когда уже все расходились, старалась изо всех сил.
— Ну ладно, ладно. Фёдор Матвеевич! Пожалуйста подойдите сюда, — громко сказал Савельев.
Не прошло и минуты как в приёмной появился парторг.
— Здрассьте Марья Ивановна, с приездом вас — сходу сказал Дегтярев.
— Спасибо Фёдор Матвеевич, — ответила Маша.
— Ты вот что, — бесцеремонно вступив в диалог, сказал председатель, ты возьми мои дрожки, да отвезли Панкову к её новому месту проживания, ты помнишь, где это? Дегтярев стоял и не решался ответить.
— Фёдор Матвеевич, ты что язык проглотил? — Громче повторил Савельев.
— Послушай Василий Тимофеевич, но как же так ведь…
Не дав договорить до конца парторгу, Савельев заорал: — я же сказал отвезти! Да, и помоги там с вещами перенести.
— Ну, хорошо, — согласился Дегтярев. Через несколько минут лёгкие дрожки неслись по накатанной грунтовой деревенской дороге. Маруся мечтала о своём жилье, без хозяев, без посторонних людей которые к ним приходят, без советов, когда им ложиться спать, когда вставать. В Москве она представить себе не могла, как можно жить с посторонними людьми в одной квартире. Но тут все по-другому, требуется находить компромиссы с людьми, у которых менталитет уходит глубоко корнями в деревенскую жизнь. В непонятную для неё среду жизни. Порой она не понимала, как в некоторых ситуациях правильно должна поступить, сказать, что-то сделать. Она мечтала увидеть небольшой домик, где будет царить уют и спокойствие. Там будет стоять небольшая печка, от которой будет тепло. На плите вариться суп, а в духовке печься хлеб. У окошка за большим столом сидят дети и делают уроки. Они одеты в белые наглаженные рубашки с накрахмаленными воротничками. По дому ходит и мурлыкает ленивый кот. Все ему хочется полежать да поспать. То он на печку залезет, то на кровать, а то растянется на полу прямо посередине дома. На окнах стоят большие и красивые цветы. Они настолько большие, что солнечные лучи с трудом пробиваются между листьями. Это похоже на сказочную лесную поляну. За окнами поют соловьи, словно соревнуясь меж собой на лучшую песню. Вдруг как будто все оборвалась, сказка ушла куда-то далеко, все это было как во сне, в красивом сказочном сне. Она услышала голос парторга Дегтярева и окончательно проснулась.
— Марья Ивановна, вы немного задремали, просыпайтесь, мы уже приехали.
— Приехали? — Маша слегка потерла глаза. — Да, кажется, я действительно задремала. А где же дом?
— Марья Ивановна, так вот же он. — Дегтярев показал рукой на стоящий рядом амбар, где когда-то хранили летом зерно, но из-за его ветхости теперь зерно хранят в другом месте. Маша не поверила своим глазам, перед ней стоял обычный деревянный сарай сбитый из досок. Причём между досками щели достигали величины в несколько пальцев.
— Как же так Федор Матвеевич, вы считаете это домом? Как же я приведу сюда детей, ведь впереди зима? Парторг не сказал ни слова. Он все понимал прекрасно, но от него ничего не зависело. Когда они зашли внутрь этого амбара, то зрелище было еще хуже. Стены стояли на земле, пола не было вообще. Вместо пола росла густая трава, потолка не было, видна была только дырявая крыша.

Продолжение http://proza.ru/2019/06/27/1405


Рецензии