Мечтатель. Роман. Глава 11. Бегство Джордано

Глава 11. Бегство Джордано

И вот я со слезами на глазах, но с гневом в душе покидаю свои родные края! Я не с вами мелкие мракобесы! Жизнь настолько мудра и прекрасна, что её нужно читать, познавать, запоминать каждой строчкой! «Италия, Неаполь, Нола! Страна благословенная небом, глава и десница земного шара, правительница и победительница других поколений, ты всегда представлялась мне матерью и наставницей добродетелей, наук и человеческого развития». Но что же я увидел в конце концов? Я покидаю эти края.
   Бруно шагал размашисто вдоль крутых берегов Тибра, уйдя в свои горькие мысли, он даже и не заметил, как кто-то выскочил из-за кустов и бросился на него.
- Постой же, проклятый еретик! От божия суда тебе не уйти, - воскликнул нападавший.
- Не ты ли возомнил себя этим судиёй, брат Мольдони?
   Но тот не слушая его вцепился в Джордано руками, пытаясь его задушить. Джордано не умел драться. Его взглядам претило физическое насилие, он готов был бы сам переносить боль, но доставить боль другому… Никогда бы не опустился он до такого. Но тут, почуяв неминуемую гибель от рук негодяя над обрывом Тибра? – Нет! Он ещё многого не сделал, из того, что задумал, ещё не всё мракобесие разоблачено, и теперь, когда он стал отступником, фактически свободным человеком –погибать было бы слишком глупо. Его руки ухватились за ворот брата Мольдони. Откуда взялись у него такие яростные силы? Он освобождался от удушливых рук брата и силой толкнул его к обрыву. Мольдони оступился и упал с выскогого берега прямо на прибрежные камни. В кустах что-то зашевелилось. Соглядатый инквизиции выдал себя. Фигура в чёрном плаще с накинутым капюшоном удалялась прочь со страшной новостью об убийстве. Звали его Тиссо

- Нет, мы не станем возбуждать против него  дело за убийство. Он слишком легко бы отделался. Таких людей должны ждать костры. Земля должна стать для них адом! Ступай. Следи за ним. Записывай всё и отсылай нам, святой инквизиции. Отныне каждое слово этого ноланца будет обращено против него.
- Что ждёт меня в Риме?
Джордано ускорил шаг, покидая то злосчастное место. Он был сильно возбуждён и раздосадован! Мольдони? Братья его помогут ему, но мне уже никогда. За что? Но это же он сам на меня накинулся! Мне не в чем себя винить! Но повернут всё против меня! Хорош же соглядатый, что не вступился за своего брата! Скорее, скорее затеряться в Риме и бежать на север, к еретикам, где лапы зверя слишком коротки!

Вот и Рим. На исходе третьего дня Бруно достиг Вечного города.  Он остановился на ночлег у бедных крестьян окраины, как бродячий монах. Путь его лежал на север, к альпийским перевалам. Скудная пища, спартанский образ жизни – Джордано к этому  не привыкать. Отец его был солдатом тела. Он же будет отныне солдатом духа!
   Он стремился к Альпам, к перевалу Симсон, начинающемся у городка Домодоссола. Ущелье это узкое, дорог практически нет. Этой тропой в те времена бродили лишь монахи, разбойники и контрабандисты. В то время, как богоборцы стяжали небесное, искатели лёгкой добычи  открывали прелести земных кладезей, которые сулили им более веские земные наслаждения.
Но страшны ли были эти разбойники для Бруно? В отличие от тех, которые его преследовали! Первые заберут его тело, денег у него и так нет, а те хотят забрать его душу. Что может быть ужасней для свободного человека! Нет, он не может быть Мефистофелем. Он не продаст душу Дьяволу, он добьётся всего своим умом!
   Миновав Бриг, дорога шла в гору, а после открывалась чудесная долина Гантер. Там, на вершине перевала стоит горный приют – монастырь ордена Святого Бернара. Здесь когда-то стоял Храм Юпитера Панненуса. Вон, ещё видны замшелые камни древнего алтаря. – Только не туда! Быть невидимым, и не столкнуться с местными монахами. Остановиться можно в деревне Гондо. А там уже и граница Швейцарии, другой веры, другой свободы… Magister dixit  теперь в прошлом. Я сам себе учитель и ученик! – Так думал шагая  по тенистому лесу перевала Бруно.
- Не может мир таким быть везде! – рассуждал он, - огромность его должна содержать и разнообразие жизни, взглядов , как и языков и наречий. Разный – это не значит плохой, думающий по-другому – не значит еретик или колдун. Это примитивное сознание страха. Из этого страха перед  другим здесь все друг друга спасают. Здесь даже огромные  косматые и добродушные псы приюта Святого Бернара приноровились спасать людей, затерявшихся в альпийских снегах. Одни спасают души, другие тела. Спасение же моей души когда-то обернётся для меня смертью тела. Так разве можно кого-то насильно спасать? Разве этому учил Христос? Спасение – это дело каждого. Никто не должен стоять между богом и человеком. И в этом правы протестанты.
   Все друг друга спасают Но чем оборачиваются эти спасения? Жестокими пытками, кострами, уродованием здравого смысла. И ведь эти люди искренне верят, что творят благо!
   В этих размышлениях прошёл день пути. Тьма в лесу сгущалась. И тут Бруно заметил огонёк какой-то лачуги. Странствующий монах попросился на ночлег.
- А я, кажется, вас знаю, - удивился старик, - вы Джордано Бруно! Берегитесь, вас ищут. Вчера  здесь были монахи инквизиции.
- Прошу вас, не произносите это имя, - меня зовут Филиппо!


Рецензии