Кто придумал ошибки

Заспорили однажды сын бога и сын дьявола о том, кто придумал ошибки.

- Разумеется, ошибки придумал мой отец! - с гордостью заявил сын дьявола. - Послушай-ка такую историю. Одна женщина решила прервать незапланированную беременность, хотя знала, что это опасно. И больше у нее никогда не будет детей.

- Давай заглянем в шар судьбы, чтобы узнать, как сложилась жизнь этой женщины дальше, - предложил сын бога.

Женщина, совершившая в молодости ошибку, была талантливым ученым. Она собрала группу других ученых, не менее, а, возможно, даже более талантливых, чем она. Объединив усилия, они изобрели технологию искусственного оплодотворения, подарившую надежду тысячам бесплодных женщин. Героиня истории получила почетную премию и сказала, что вряд ли занялась бы такими исследованиями, если бы не та самая ошибка. «Все эти годы я вдохновлялась мыслью о том, что могу помочь другим», - сказала она.

- Да, и вправду вышел толк, - хмыкнул сын дьявола. - Но послушай вот какую историю. Один мужчина был сказочно богат и счастлив. У него было все, чего может хотеть человек: хорошая машина, дом, чудесная жена и сын. Он ел досыта, много путешествовал, прекрасно одевался, отдавал деньги на благотворительность. Но однажды этот мужчина заключил сомнительную сделку и за несколько дней потерял все, что имел. Его жена умерла от серьезной болезни, потому что он не мог оплатить ее лечение, а сыну пришлось бросить школу для того, чтобы начать работать. Что ты на это скажешь?

И снова приятели заглянули в шар судьбы. Сын разорившегося богача привык тяжело работать и знал цену деньгам. В восемнадцать лет он открыл первый бизнес, вложив в него все средства, которые у него были. Временами он голодал и ходил в офис пешком, но не отчаивался. В двадцать пять он занимал кресло управляющего в собственной компании, давал рабочие места сотням людей и помогал молодым бизнесменам. «Мой отец всегда был для меня примером, - говорил герой истории. - Я добился успеха во многом благодаря совершенной им ошибке».

Так и не придя к общему решению, сыновья решили обратиться к своим отцам.

- Хм, - задумался дьявол. - Я придумал войны и эпидемии, алкоголь и наркотики, природные катаклизмы и СМИ, бюрократию и водителей, которые ездят не по правилам. Поговаривают, что я даже соблазнил Еву, и она вкусила плод с древа добра и зла в раю. Но ошибки?.. Нет. Кажется, я их не создавал.

- Хм, - озадаченно протянул бог. - Я создал любовь, тропические фрукты, творчество и изысканные ткани. Создал красоту, морской берег, горы и изысканные цветы. Дал людям возможность наслаждаться сексом, вкусной едой, музыкой и изысканными ароматами. Но ошибки? Нет. Кажется, я их не создавал.

Сыновья бога и дьявола были озадачены. Они сидели на высокой горе и наблюдали за миром, и легкий ветерок трепал их волосы.

- Не понимаю, как такое вообще возможно, - заговорил наконец сын дьявола. - Твой отец ошибок не создавал. Мой - тоже. Тогда кто их создал? Они не могли появиться сами по себе!

- А если их создали люди? - предположил сын бога.

И друзья снова замолчали. Они смотрели на людей, таких похожих и одновременно разных. На людей, каждый из которых делает ошибки. Некоторые из них именно так и говорят - ошибки. А кто-то предпочитает слово «возможность».


Рецензии