День летнего солнцестояния

 Маленькая Лель стояла у окна и прислушивалась к отдалённым раскатам грома. Дождь еле моросил, и зарниц почти не было видно. Как и вчера гроза прошла стороной, не принеся заметного облегчения от дневной духоты.

 Пушистый комочек, представлявший собой молоденькую кошку Ксюшу, метал¬ся по комнате, самозабвенно раздирая на мелкие кусочки параллоновую мочалку.
«Всё-таки как замечательна гроза, приносящая живительную прохладу и свежесть после «печного» жара долгого летнего дня», - подумалось Лель. И ей вспомнилось стихотворение мамы:

…Дождь мир преподносит сквозь вуаль;
Дождь смывает прочь мою печаль.
Дождь – целитель мой сердечных бед.
Грусть его легка, он – мудр и сед.
Он в себя вберёт слезинки с щёк,
Вод напившись, расцветёт цветок.
Лунный луч – надежда и обман.
Нежный дождь – целительный туман…

«Действительно, дождь несёт очищение и жизнь, - согласилась Лель со стихами. – Дождь… Вода – такая загадочная и мудрая. Так приятно, когда её струи ласкают тебя и уносят куда-то грязь души и тела, смывают боль и заботы».
Отвернувшись от окна, Лель пробежала глазами по полочке со всякими милыми её сердцу безделушками: маленькими статуэтками, ракушками, каменными кристаллами, флакончиками духов, бусами, колечками и т.д. Внимание почему-то привлёк небольшой пластмассовый крокодильчик. И ей вспомнилось ещё одно стихотворение, но уже Древнеегипетское:

Сестра на другом берегу.
Преграждая дорогу любви
Протекает река между нами,
На припёке лежит крокодил.

«Малосимпатичное животное, - отметила Лель про себя, - но такое интересное по пластике».
- Скажите, пожалуйста, «малосимпатичное животное», - с обидой протянул кро¬кодильчик. - Да я - родня самого Собека!

Лель немного удивилась болтливости игрушки, но не смогла сдержать
улыбку: «приписать себе в родню древнеегипетского бога, это что-то!»
- Я и не знала, что ты такой разговорчивый, да ещё и мысли читаешь!

- Ну, это бывает только в день летнего солнцестояния.

- Здорово! А ты можешь рассказать мне про Собека?

- А ты знаешь кто это?

-Конечно. Это божество в образе крокодила, которому поклонялись в Древнем Египте. Его ещё иногда называют Себеком.

- Да-да. Его особенно почитали в Фаюме, где под началом Аменемхета 3 была сооружена крупнейшая оросительная система. После этого Фаюм занял главенствующее положение вместе со своей столицей Шедит (кстати, по-гречески – Крокодилополис). А фараоны 12 и 13 династий сооружали там храмы и святилища. Но не только в Фаюме Собек имел власть, а ещё в 15 местах: в Омбосе, Асуане, Эсне, Фивах, Коптоде и других. И его называли владыкой этих городов, а фараоны прибавляли к своему имени «любимый Собеком».

- Получается, культ Собека появился только в 20 – 18 веках до нашей эры?

- Вовсе нет. Ему поклонялись уже в Раннее царство, то есть за 3000 лет до нашей эры.

- Но что же находилось во власти Собека?

- Он – повелитель Нила. Ему подчинены рыбы. И это, между прочим, он изобрёл рыбацкую сеть.

- Значит, Собек – и покровитель рыбаков?

- В какой-то мере, да.

- Но ведь был и Хапи – олицетворение самого Нила?

- Всё верно. Но Хапи – это только Нил, а Собек – нечто большее – его владыка. О нём говорили: «Великий, кто идёт впереди Хапи». К тому же Собека ещё величали «господином полей и зелени».

- Наверное, - догадалась Лель, - это из-за того, что Нил был источником драгоценной воды, дающей урожай. Вот и Собек через это стал божеством плодородия.

- Все древние культы очень запутаны, а уж египетские – одни из самых сложных. Тут можно припомнить связь Собека с Хором. Ведь Хор именно в образе крокодила собирал разбросанные  коварным и жестоким Сетом по миру части Осириса.

- Однако это не мешает Хору выступать и как истребителю крокодилов.

- И то верно. Н-да…  А ведь сам крокодил воспринимался как мститель.

- Нечто вроде греческих Ириний?

- Где-то близко. В Древнем Египте считали, что в потустороннем мире крокодил истреблял грешников, а на земле наказывал провинившихся живых.

- Мне вспомнилась фигурка богини Нэйт с двумя крокодилами. Она считалась всеобщей прародительницей, и величали её «отцом отцов и матерью матерей». Ты не знаешь, почему её так изображали?

- Как родоначальница всего сущего, Нэйт, как и Собек, тесно связана с плодородием и нильскими разливами. По преданию она грудью вскормила двух крокодилов – священных животных Собека.

- Её почитали везде? 
 
- Да, она была равной Исиде и Нефтиде, и вместе с ними защищала умершего в ином мире.

- «О, мать Нэйт! Простри надо мной свои крылья из вечныя звёзды…», - процитировала Лель надпись из усыпальницы Тутанхамона.

- Нэйт ещё и покровительница войска, возглавляла небесную рать.

- А расскажи-ка мне, пожалуйста, о Таурт. Она такая смешная – с большим животиком и головой гиппопотама.

- Она не была главной богиней. К ней можно было запросто обратиться, по-свойски. Женщинам она исцеляла бесплодие: для этого надо было только положить кусочек платья в фигурку богини.

- А рыба символизировала что-нибудь?

- Да, она олицетворяла душу, а вот лягушка была символом повторения жизни.

Крокодильчик замолчал, и они оба с Лель призадумались. Дождь приятно шелестел в белой ночи. Подходил к концу день летнего солнцестояния. Игрушка замерла на полке, пожелав Лель спокойной ночи и пообещав через год, в такой же точно день, поведать ещё какие-нибудь интересные истории. Например, про крокодилов Индии.


Рецензии