Сознание-сила и радость

Шри Ауробиндо.

Все сознание в человеческом существе, являющемся менталом, воплощенным в живой Материи, должно подняться так, чтобы встретить верхнее сознание; верхнее сознание тоже должно низойти в ум, в жизнь, в Материю. На этом пути барьеры будут удалены и верхнее сознание будет способно взять всю нижнюю природу и трансформировать ее силой суперразума.

Земля является материальным полем эволюции. Ум и жизнь, суперразум, Саччидананда являются принципами, вовлеченными в земное сознание; но сперва только Материя была организована; затем жизнь низошла из плана жизни и дала форму, организацию и деятельность принципу жизни в Материи, создала растение и животное; затем ум спустился из плана ума, создавая человека. Сейчас суперразум должен низойти, чтобы создать супраментальную расу.

Движение вверх и тишина необходимы для манифестации Истины.

Это – Атман, духовное существо над умом; первое переживание его – это тишина и покой (которые, как постигают позднее, являются бесконечными и вечными), незадеваемые движениями ума, жизни и тела. Верхнее сознание всегда живет в контакте с Собой – нижнее отделено от него деятельностью Неведения.

Если ваше сознание поднимается над головой, это означает, что оно идет за обычный ум к центру свыше, который получает верхнее сознание, или же к поднимающимся уровням самого верхнего сознания. Первым результатом является тишина и мир Себя, которые являются базисом верхнего сознания; они могут впоследствии спуститься в нижние уровни, в само тело.


И как этой обычной природе подняться в верхнюю Пракрити до того, как вы реализуете Себя? Верхняя природа – это природа верхнего сознания, первым базисом которого является мир, ширь и реализация Себя, Одного, который является всеми.

Сознание обычно заточено в тело, сосредоточено в мозговом, сердечном и пупочном центрах (ментальном, эмоциональном, чувственном); когда вы чувствуете его или что-то от него поднимающимся и занимающим свое положение над головой, это является освобождением заточенного сознания от телесной формулы. Это ментал в вас поднимается туда, входит в контакт с чем-то более высоким, чем ординарный разум и оттуда налагает более высокую ментальную волю на остальное для трансформации. Дрожь и жар приходят из-за сопротивления, отсутствия привычки в теле и витале к этому требованию и к этому освобождению. Когда ментальное сознание сможет занять это положение вверху перманентно или по желанию, как в этом случае, тогда это первое освобождение становится завершенным (siddha). Оттуда ментальное существо может открываться свободно верхним планам или космическому существованию и его силам и также может воздействовать с более великой свободой и силой на нижнюю природу.

Сияние над головой, как оно обычно видится в этой йоге, является Светом Божественной Истины. Это над головой имеются в совершенстве Божественный Мир, Сила, Свет, Знание, Ананда. Они начинают нисходить в тело, когда персональное сознание достаточно подготовлено.
Сознание-сила, сознание-радость

Когда мы открываем сознание, мы обнаруживаем, что это — сила. Примечателен тот факт, что ток внутренней силы мы начинаем ощущать еще до того, как осознаем, что это — сознание. Сознание — это сила, сознание-сила, как говорит Шри Ауробиндо. Действительно, эти два понятия неразделимы и равнозначны [взаимозаменяемы]. Это было хорошо известно древней мудрости Индии, которая никогда не говорила о сознании, Чит, не присоединив к нему термина Агни — жар, пламя, энергия: Чит-Агни (иногда употребляют слово Тапас, синоним Агни: Чит-Тапас). В санскрите понятию духовной или йогической дисциплины соответствует слово тапасья — то, что вырабатывает жар или энергию, или, правильнее, сознание-жар или сознание-энергию. Агни, или Чит-Агни, повсюду одно и то же. Мы говорим о нисходящей или восходящей силе, о ментальной, витальной или материальной силе, но не существует многих различных видов сил — в мире есть только одна Сила, единый ток, который проходит через нас, как и через все предметы, который обладает тем или иным свойством в зависимости от уровня, на котором он действует.


Всеобщая Сила — это всеобщее Сознание. Именно это открывает ищущий. После того, как он вошел в контакт с током сознания-силы в себе самом, он может подключиться к любому плану всеобщей реальности, к любой точке и воспринять сознание в этой точке, и даже воздействовать на него — ибо ток сознания везде один и тот же, различны лишь типы вибраций. Он присутствует в растениях и в мыслях человеческого разума, в светящемся сверхсознательном и в инстинкте животного, в куске металла и в наших глубочайших медитациях. Если бы кусок дерева не обладал сознанием, никакой йогин не смог бы его сдвинуть с помощью концентрации, ибо отсутствовала бы возможность контакта между ними.

Сознание — это не только сила, не только бытие, но и радость, Ананда — Сознание-Радость, Чит-Ананда. Осознавать — это радость. Когда сознание совобождается от тысяч ментальных, витальных или физических вибраций, в которых оно было погребено, мы открываем радость. Все существо как бы заполняется массой вибрирующей силы — прозрачной, неподвижной, никуда не стремящейся ("подобно четко оформленной колонне", — как говорит Риг Веда, V.45). Это — чистое сознание, чистая сила, чистая радость, ибо все это — одно и то же, это же есть и конкретная радость, широкая и покойная субстанция радости, которая, кажется, не имеет ни начала, ни конца, ни причины и находится везде, в предметах и существах и является их скрытой причиной роста и скрытой потребностью расти — именно потому, что эта радость присутствует и здесь, рядом, и повсюду, все любят жизнь и никто не хочет уйти из нее. Ей ничего не нужно для существования, она есть, подобная скале, незыблемой во времени и в пространстве, подобная улыбке, спрятанной по ту сторону всех вещей. В ней — вся загадка вселенной. В ней — все, что существует. Незаметная, скрытая улыбка, почти ничто, которое есть все. И все — это радость, потому что все — это Дух, который есть радость, Сат-Чит-Ананда, Существование-Сознание-Блаженство, вечная троица, которая есть вселенная и которая есть мы, тайна, которую мы должны открыть и пережить в нашем длинном эволюционном путешествии. "Из Блаженства родились все эти существа, благодаря Блаженству они существуют и растут, к Блаженству они возвращаются" (Таиттирия Упанишада, III.6).


Рецензии