Виктор Цой. Жизнь после жизни

«Это все, что останется после меня…», - спел рок-музыкант Юрий Шевчук. И, действительно, каждый человек задается вопросом, сумеет ли он оставить что-то после себя, будут ли помнить о нем. Творческому человеку ответить на этот вопрос несколько проще, потому что его творчество останется в качестве подарка людям. И хорошо, если сохранится. Музыканты, поэты, художники будут жить на земле, во многих сердцах, посредством своего творчества.
До сих пор на стенах домов часто встречается надпись «Цой жив!», хотя легендарного музыканта нет с нами уже много лет. Стоит сказать, что этот лозунг – не абстракция, а, напротив, констатация факта. Творчество Виктора Цоя живо, а, значит, жив и он сам в сердцах и умах многих людей. Но чем обусловлена такая «жизнь после жизни»? Почему творчество Виктора Цоя не то что не забылось со временем, но и вызывает новую волну интереса. Попытаемся развернуто ответить на этот вопрос и объяснить феномен, сложившийся вокруг фигуры легендарного рок-музыканта.

1. Песни, не вошедшие в альбомы.

Когда прослушиваешь полную дискографию группы «Кино» (включая альбом «Неизвестные песни» 1983-1985 гг.), наступает искреннее сожаление, что, в принципе, это все, и продолжения больше не будет. Однако, вопреки всему, очень хочется верить, что остались какие-то песни, которые существуют отдельно, которые были найдены несколько позже. И такие песни, действительно, есть.
«Атаман». Последняя песня группы «Кино». Последняя песня, которую Виктор Цой показал Константину Кинчеву. Единственная песня Виктора, в которой употребляется слово «Бог». Радиопремьера стерео версии песни состоялась 29 июня 2012 года на «Нашем Радио». В записи участвовали оставшиеся три музыканта группы «Кино». После смерти Георгия Гурьянова стало понятно, что эта песня последняя, в записи которой «Кино» принимало участие.
«Малыш». 1988 г. Шуточная песня написанная, по воспоминаниям участников группы, для Сергея Пенкина. Сегодня наиболее известна в исполнении Ильи Лагутенко (гр. Мумий Тролль).
«Дети Минут». Песня увидела свет только в 2010 г. в исполнении группы «Ю-Питер». Прозвучала в фильме «Игла. Remix». Сам Цой не играл ее по той причине, что «не пришло время».
«Не бойся, это только кино». 1987 г. Полный текст песни не известен. Исполнялась на квартирных акустических концертах. Представляет собой скетч, зарисовку.
«Танцуй со мной». 1986 г. Ответ на песню Джоанны Стингрей.
«Вопрос». 1987 г. Не вошла в альбом «Звезда по имени Солнце».
«Раньше в твоих глазах отражались костры». 1986 г. Звучит в фильме «Конец каникул» (реж. Сергей Лысенко, 1986 г.)
«Румба». 1985 г. Наследие игры Цоя в «Популярной механике» Сергея Курехина. Существует два варианта текста.
«Стань птицей». 1983 г. Небольшая зарисовка. Является бонус-треком на диске «46».
Кстати, песня «Хочу перемен» тоже не входит ни в один из альбомов группы «Кино», тем не менее, вряд ли найдется человек, который ее не слышал.
Также в интернете можно найти кое-какие записи группы «Гарин и Гиперболоиды», в которой играл Цой до «Кино». Звук ужасный. Но некоторые композиции достаточно любопытны.
Существует также вариант песни «Группа крови» на английском языке.
Всего, в настоящее время, насчитывается 117 песен Виктора Цоя.

2.Черновые записи и стихи, не ставшие песнями.

До сих пор находятся черновые записи и неизвестные стихи Виктора Цоя. Понятно, что можно доверять только архивам, которые сохранились у близких людей лидера группы «Кино». Например, в архиве Марьяны Цой есть запись стихотворения «Период бунтующих дней»:

«Новые герои сменяют на постах старых
И дают свою клятву на знамени бунтующих дней
И крепко сжав губы чтоб не выдать свой страх
О период бунтующих дней»

Интересны пометки на полях, оставленные при записи тех или иных известных нам сегодня песен. Например, вот несколько записей, обнаруженных между черновиками текстов к альбому «Звезда по имени Солнце»:

«Если кто-то лежит, то он не поймет
Того кто стоит
И я со своей колокольни на них
Имею прекрасный вид».

Или:

«Дай мне карту дорог страны чудес
Дай корабль чтоб плыть в море огня
Спой мне песню чтоб больше было
Не о чем
Петь».

Кроме того, после Виктора Цоя остались его картины, фигуры из дерева и даже некоторые прозаические зарисовки. Например, известное произведение «Романс».

3.Попытка создания групп-последовательниц.

Именно, что попытка. Можно увидеть, что при всей кажущейся простоте музыки и текстов «Кино», повторить успех группы решительно невозможно. Поэтому группы-последовательницы пошли двумя путями: кто-то стал делать каверы на песни группы «Кино», в большей или меньшей степени приближенные к оригиналу, а кто-то попытался «творить в том же ключе». Впрочем, некоторые группы занимаются и тем и другим.
Что можно сказать по этому поводу? Путь создания каверов весьма спорен, потому что их в последнее время стало слишком много, а громкое звучание они получат только в исполнении рок-титанов. Путь собственного творчества гораздо предпочтительнее, однако есть некоторые подводные камни. На мой взгляд, подражание «Кино» никогда не будет уметь успеха. Цой, собственно, потому и стал Цоем, что он ни на кого не оглядывался, использовал свой словарный запас и не думал музыкально подражать кому-то, разве что, в какой-то степени, зарубежным группам. Однако «подражатели» заведомо ограничивают свой музыкальный потенциал и свой словарный запас, а это губит всю самобытность. В итоге песни получаются достаточно неплохими, но есть слова из песен Цоя, которые, кочуя туда-сюда, стали штампами. Односложные названия песен зачастую даже совпадают у разных групп (например, «Солнце»). Ожидать чего-то большего не приходится, и даже музыка кажется несколько однообразной. И даже подражание голосу Виктора Цоя кажется уже чем-то изрядно заезженным – ну да, мы убедились, что людей с такими вакальными данными найдется несколько десятков по стране, но не может же быть столько Цоев.
На сегодняшний день наиболее известными коллективами, играющими в духе «Кино», стали: «Бекхан», «Новый день», «Вторая серия», «Виктор», «Z-exit», «Черный квадрат», «Океан», «Лишний повод», «Игра», «Кинохроника».
Послушать на досуге их творчество вполне можно, тем более, что иногда попадаются достаточно любопытные вещи. Мне, например, наиболее интересной показалась группа «Виктор». Музыканты попытались сделать что-то оригинальное, свое, но каким-то чудом сохранили некоторый дух песен Цоя.

4.Мистификации.

Если новых песен Цоя не предвидится, можно их «изобрести». Появившийся в 2007 году, словно снег на голову, «Нерукотворный альбом» наделал много шума среди любителей творчества «Кино».
По существующей легенде магнитофонную кассету с записью «неизвестного альбома» Виктора Цоя обнаружил его сын Александр. Кассета, предположительно, была найдена на даче матери Александра (Марианны Цой) после ее смерти, а в 2007 году в интернете появилась «оцифровка» данной записи (27 песен). Однако, вскоре выяснилось, что данный альбом является плодом творчества Московской рок группы «НОВЫЙ ДЕНЬ» (руководитель, гитара, вокал, музыка, тексты - Иван Курнаев). Все песни были записаны в период 1990-1992г.
Некоторые песни, действительно, имеют поразительное сходство с «киношным» творчеством. У меня до сих пор бегают мурашки от песни «На улицах танки». Слушая ее, я думаю о том, что Цой мог бы спеть эту песню – так похоже.

5.Проекты, посвященные творчеству группы «Кино».

Самым ярким таким проектом является «Симфоническое Кино». Вот что сообщает по поводу идеи создания данного проекта официальный сайт:
«Впервые оркестровые версии легендарных песен "Кино" были написаны известным современным композитором Игорем Вдовиным в 2010 году для грандиозного фестиваля "20 лет без КИНО". Композиции были настолько тепло приняты публикой, что было решено подготовить сольную программу, добавив знаковую для всех меломанов гитару Юрия Каспаряна. Так и родилось "Симфоническое КИНО" – в истории русского рока проект, не имеющий аналогов. Продюсером проекта выступил сын музыканта - Александр Викторович Цой, что подтвердило серьезное и одобрительное отношение к проекту».

6.Трибьюты. Каверы. Песни-посвящения.

В разное время разные группы и отдельные музыканты пытались исполнять песни Виктора Цоя в своей манере, с иной музыкой или, напротив, максимально приближено к оригиналу. Так появились не только отдельные кавер-версии песен, но и альбомы-трибьюты. Вот список некоторых.
Трибьюты:
• 2000 — «КИНОпробы» (2CD)
• 2002 — «День рождения Виктора Цоя»
• 2010 — «КИНОпробы. Рэп-трибьют»
• 2010 — «20 лет без Кино»
• 2012 — «Виктор Цой — 50. Симфоническое кино»
• 2014 — «Спасём Мир. Tribute To Tsoy 2014»
• 2014 — Алексей Вишня — Вишнёвое кино (сингл)
• 2017 — «Мы вышли из Кино»
• 2017 — «Виктор Цой 55»
Ремиксы:
• 2000 — «Виктор Цой: Печаль»
• 2009 — «Ремиксы»
Саундтреки:
• 1988 — «Игла. Саундтрек к фильму»
• 2001 — «Сестры. Саундтрек к фильму»
• 2010 — «Игла Remix. Саундтрек к фильму»
• 2018 — «Лето. Саундтрек к фильму».

Песни Виктора Цоя в исполнении других музыкантов:
• «Звезда по имени Солнце» — Натали.
• «Кукушка» — Земфира; «Dots Family» (рэп-remix); Ольга Кормухина; Полина Гагарина.
• «Малыш» — «Мумий Тролль».
• «Песня без слов», «Спокойная ночь» — «Алиса».
• «Печаль», «Кончится лето» — «Кукрыниксы».
• «Легенда», «Ночь» — «F.P.G.»;
• «Видели ночь» — «Zdob ;i Zdub» («Agroromantica»).
• «Каждую ночь» — Земфира.
• «Просто хочешь ты знать», «Битник» — «ДДТ».
• «Алюминиевые огурцы» — Ляпис Трубецкой.
• «Следи за собой» — Комба БАКХ, «Король и шут».
• «Транквилизатор» — «Tequilajazzz».
• «Спокойная ночь» — «Eihelstraat», Алиса.
• «Мама, мы все тяжело больны» — «Lumen»; «Смысловые галлюцинации».
• «Легенда» — Земфира.

Отдельно стоит упомянуть песни-посвящения Виктору Цою. Например, песня «Жизнь струны» гр. «АлисА» или «Из реки» гр. «Ю-Питер».

7.Творчество Александра Цоя.

Долгое время о сыне рок-музыканта было известно очень и очень мало. Внимание журналистов и любителей творчества «Кино» заставило Александра скрыться за псевдонимом Молчанов и держать глухую оборону.
Однако в 2012 году он дал первое подробное и открытое интервью о своей жизни. Долгое молчание окончательно было прервано появлением в августе 2017 года песни «Шепот», написанной еще в 18-летнем возрасте, а в сентябре еще и появлением мини-альбома «Опора», включающего пять песен. Альбом увидел свет в рамках сольного музыкального проекта «Ронин», а сам Александр Цой стал автором, музыкантом и вокалистом.
Правда, появление музыкальной работы сына легендарного рок-музыканта прошло не очень заметно в музыкальном мире. Песни на альбоме получились не хуже и не лучше репертуара «Кино». Они получились другими. Слушая альбом, ты отчетливо понимаешь, что Цой, да не тот. Меня еще несколько смущает звук, как будто специально подпорченный. Впрочем, есть надежда на дальнейшее развитие проекта, тем более, что к нему не так давно присоединился когда-то игравший в «Кино», а ныне экс-участник группы «Ю-Питер» Юрий Каспарян.

P.S. На момент корректировки данной статьи (июнь 2020 года) популярность группы "Кино" возросла еще в разы. Сначала группа "Модем" выпустила обсуждаемый в сети трек с провокационным названием "Цой умер". Затем стало известно, что сын музыканта Александр Цой подал заявку на регистрацию бренда «Кино» в Роспатент, на что достаточно критично высказался лидер все той же группы "Модем".
Но гораздо более резонансным стало сообщение о воссоединении группы "Кино".
Концерты воссоединённой группы запланированы на 31 октября 2020 года (Ледовый дворец, Санкт-Петербург) и 21 ноября 2020 года («ВТБ Арена», Москва).
В состав Кино образца 2020 года входят: Юрий Каспарян (гитара), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Александр Титов (бас-гитара), а также Олег Шунцов (барабаны, «Симфоническое Кино»), Дмитрий Кежватов (ритм-гитара, «Тараканы!») и Игорь Вдовин (клавиши). Голос Виктора Цоя звучит в виде фонограммы.


Рецензии