Готовность к чему?

        В Москве на Южнобутовской улице мужчина сделал замечание грубиянам сквернословам … и за это был убит.
        Это случилось в столице, где, надо полагать, заботятся о безопасности и общественном порядке, о соблюдении нравственности и закона так, как ни в одном другом населённом пункте страны. Где ярче, чем где бы то ни было, проявляются особенности, пристрастия, слабости населяющих страну людей, потенциал и проблемы, преимущества и противоречия общества.
        Сюда стекаются таланты и авантюристы, романтики и искуснейшие проходимцы, самородки, жаждущие глубоких знаний, высокой культуры и недоучки, падкие на примитивные развлечения, рассчитывающие многократно преумножить свои капиталы богачи и разного рода нищие духом, надеющиеся – кто на жирные объедки со столичных столов, а кто на дыры в бюджете, граждане России и подданные других стран …
        Здесь можно встретить всё.
        Но сложность мультикультурной среды не может объяснить и, тем более, оправдать никакое преступление. Общество, люди не готовы к выходкам тех, кто не собирается признавать ни этических норм, ни прав человека, ни законов.
        А вот живущие по каким-то своим правилам, руководствующиеся особой (далёкой от общечеловеческой или религиозной) моралью, а то и животными инстинктами особи – относящие ли себя к неким этно-конфессиональным, идеологическим группам или вовсе не имеющих внятной мировоззренческой ориентации, одиночки или образующие какие-то общности – готовы, как показывает практика, к насилию, в том числе по отношению к соотечественнику.
        Нередко такую готовность проявляют и разного рода гости – представители "некоренных" (по рождению, по различным социокультурным параметрам) общественных групп по отношению к коренным жителям данной местности, российского города (эта проблема не столицы, а всей страны). Но опрометчиво вину возлагать на каких бы то ни было "приезжих", "неместных". За несколько дней до убийства на Южнобутовской в подъезде одного из домов подмосковного Подольска соседи избили женщину, мать двоих детей, которая была на девятом месяце беременности. Причиной послужила просьба не нарушать тишину среди ночи. "Досталось" и её мужу; этот ночной кошмар не мог не сказаться и на двух их детях.
        Соседи по подъезду, куда уж ближе, не задумываясь идущие на нарушение административных и этических норм, порой, глухи к интересам людей, с которыми живут рядом годами и готовы, также, избивать беременную женщину; их ничего не останавливает.
        Не лучше и те, кто провоцирует агрессию, ненависть, сеет раздор, в какой бы форме и на каком бы уровне это не происходило.

        Кто на Южнобутовской убил мужчину, поступившего по-человечески; кто избивал женщину в Подольске? Хулиганы? Преступники-рецидивисты? Дикари? Это были люди, выросшие среди людей, носители культуры (во всяком случае, какого-то, пусть не слишком совершенного её варианта).
        Готовность человека к агрессии характерна не только для России, но от этого не легче. Дело не столько в том, кто проявляет агрессию, а в том, что они в объектах своей агрессии не видят людей, достойных уважения и это признак дегуманизации.
        При этом поведение потенциальных преступников не вызвано их безвыходным положением, борьбой за выживание. Они просто плюют на общественные нормы и человеческие ценности, действуя иногда по правилу "прихоти своей левой пятки". Они ГОТОВЫ проявлять полное пренебрежение к обществу, к интересам людей, за счёт которых они, в сущности, и живут в своё тупое удовольствие.

        Специалисты, признанные эксперты в разных сферах человеческой практики могут назвать много причин подобного поведения, дать квалифицированную оценку таким происшествиям. Но дело, вероятно, не в отдельных случаях. Готовность с относительной лёгкостью игнорировать нормы общественного общежития, унижать человеческое достоинство, обесценивать саму жизнь человека, по всей видимости, приобретает системный характер.
        Потенциальные правонарушители рассчитывают на безнаказанность, могут пойти и на преступление. Похоже, у них нет ощущения неизбежности возмездия, причём, непременно адекватного степени нарушения норм. Государство не всегда успевает реагировать на проявления дегуманизации, а иногда его представители могут вольно или невольно снижать меру ответственности (например, выгораживать "высокопоставленных" нарушителей или их родственников), сеять недоверие к власти, что способствует росту безответственности. Нередко и общество оказывается индифферентным к экспансии бесчеловечности, недостаточно сплочённым и взыскательным, неготовым пресечь атаки на собственные устои, демонстрируя неспособность дать отпор грубости, хамству, тем самым также провоцирует эскалацию агрессии.
        В этом и проявляется неготовность государства и общества эффективно противостоять внутренней антиобщественной активности.
        Нельзя упускать из вида общую информационно-психологическую и социально-экономическую обстановку в современном мире. Она формируется недобросовестными идеологическими лозунгами, вызывающими неприязнь к людям "не своего" общества, "не своей" культуры, навязыванием принципов общества потребления, агрессивными образцами массовой культуры, возбуждающих в людях низменные чувства, цинизм. Один из результатов – рост презрительного (хотя и разного по содержанию) отношения к труду, нежелания нести ответственность за состояние дел в своей организации, в своём городе, своей стране, снижение ценности жизни и здоровья человека.
        Нарушители общественного порядка, обманщики, мошенники вряд ли ощущают себя одним целым с теми, на кого направлена их агрессия и поэтому легко переходят от сквернословия к насилию и убийству.
       
        Деструктивных тенденций не избежала и Россия.
        Общество наше – одно, но далеко от единства. А это означает, что под угрозой безопасность страны, её будущее.
        До анализа отдельных нарушений морали, законности, оперативного и отчётливого реагирования на них у государства, может, и не всегда "доходят руки". Но проблема культуры общества, идентификации граждан страны, формирования общественной психологии, морали, обеспечения единства общества, безопасности, безусловно, первоочередная забота власти и самых ответственных социальных слоёв и групп.

        Понятно, что у государства забот через край: одних национальных проектов десятка полтора. А есть ещё отдельные масштабные стройки, спортивные события мирового масштаба, масса внешнеполитических сложностей, несовершенство внутренних общественных и производственных отношений, коррупция, проблемы ЖКХ, пенсии, дороги, … И масса неудобных происшествий, которые всегда случаются не вовремя.
        Например, "итальянская" забастовка (строгое следование нормативным требованиям, скрупулёзное выполнение должностных обязанностей) сотрудников Скорой помощи в последние дни мая в Пензе, в которой отражаются противоречия и проблемы российского здравоохранения, да и вообще – труда, как такового, и невзгоды человека труда.
        На экономическом форуме в Санкт-Петербурге, во время которого произошло убийство на Южнобутовской улице, решались судьбы больших проектов и сделок, звучали надежды, обоснованные тревоги и страсти по российской экономике.
        В ходе опроса, проводимого главой Сбербанка Г.О.Грефом, на вопрос "смогут ли нацпроекты вывести российскую экономику на темпы роста выше мировых" 78% участников форума ответили отрицательно. А председатель Счетной палаты РФ А.Л.Кудрин отмечал, что за первые месяцы 2019 года отток капиталов из России составил 40 млрд. долларов (кто-то из участников форума считает, что цифра несколько занижена). Это в 11 000 000 (одиннадцать миллионов) раз больше средней годовой зарплаты работника пензенской Скорой помощи или годовая же пенсия более, чем трети российских пенсионеров – около 16,5 млн. пенсионеров с учетом того, что средняя пенсия не превышает 14000 тыс. р. в мес., а общее число пенсионеров в России – 46,1 млн. человек…

        Кто и как за спиной у общества и государства выводит деньги из страны, кто должен, но не способен предотвратить отток капиталов, кто сомневается в эффективности нацпроектов? Люди. Не те ли из субъектов, владеющих значительной долей российских ресурсов, кто не готов вкладывать средства в отечественную экономику, кто не верит в неё? А может быть, они вообще ни во что не верят, кроме собственного счёта в банке. Не они ли, поглощённые заботой о собственном комфорте и растущем благосостоянии, вместе со своим ближайшим окружением создают атмосферу безразличия к интересам человека труда, к сегодняшним и долгосрочным целям общества и фактически – с умыслом или без, неважно – стоят на пути его конструктивного единства?
        К чему готовы эти люди? Каковы их истинные цели?

        А может, всё же не стоит сгущать краски, и нет связи между тем же оттоком капитала и частным случаем на Южнобутовской улице?
        Однако связь эту отрицать сложно. Всё это происходит в одной стране, под контролем одних и тех же чиновников, под пристальным вниманием одних и тех же средств массовой информации, на виду и в недрах одного и того же общества.
        Случайностью убийство и агрессию не объяснить. Приходиться признать, что во многих людях живёт агрессия, уверенность в том, что это нормально, надежда на безнаказанность. Вместо такой надежды или вместе с ней в основе агрессии может лежать безразличие к последствиям (не только к судьбе окружающих, но и к своей), а также неспособность или нежелание "патологических" агрессоров понимать деструктивность своей позиции, бесчеловечность собственного облика и поступков. Наконец, неспособность общества ясно выразить неприятие насилия, безделья, грубости, дать отпор агрессии, остановить дегуманизацию.

        Даже если круг невоспитанных грубиянов, индивидов, готовых к насилию, паразитирующих на труде других членов общества и не так широк, как может показаться, они, всё же, существуют и никто не застрахован от встречи с ними. Многим приходится столкнуться с грубостью и сквернословием одних, преступными аферами других, неправомерным использованием административного ресурса третьих …
        Недопустимо привыкать к унижению, в какой бы форме оно не проявлялось.
        Ведь унижают тех, кто позволяет это; бьют слабых, от кого не ожидают серьёзного отпора; обманывают неспособных распознать обман или готовых с ним смириться.
        Да и сквернословят-то, дерутся, жульничают, как правило, не сильные и талантливые, а не умеющие иначе утвердиться, не обладающие талантами, а то и просто слабые, лентяи, нравственные карлики, способные только загребать жар чужими руками, "присасываться" к результатам работы энергичных, трудолюбивых, совестливых людей, рассчитывающие на их покладистость и неготовность поставить на место хама и пройдоху, все способности которого – наглость, грубость, изворотливость, ложь.

        Во избежание более сильных потрясений и во имя будущего страны готовность людей к насилию требует неотложного глубокого и всестороннего анализа, а также решительных превентивных действий.
        Разъяснительной работой, социальной рекламой, программами патриотического воспитания не обойтись. Требуется серьёзная психологическая подготовка, профилактика нарушений моральных и административных норм: от совершенствования миграционной политики до радикального повышения качества образования, от развития технических средств контроля и воздействия на ситуацию до всемерного укрепления мировоззренческо-нравственных основ общества на всех уровнях и во всех проявлениях.
        В некотором роде требуется перестройка мировоззрения общества, существенное повышение культурного уровня и образованности граждан страны, совершенствование политики управления конкретными процессами в стране, создание методик конструктивного взаимодействия всех наиболее важных и значимых субъектов общественных отношений, выработка и реализация прорывной экономической стратегии и многого другого.
        Государство в этой ситуации не просто вырабатывает политику и организует работу. Перед ним наитруднейшая задача: пересмотреть не только общесоциальную, но и "собственную" психологию, мотивацию, систему стимулов повышения качества труда и ответственности чиновников, руководителей, главных и ведущих специалистов всех уровней. Нужно приучить к добросовестному труду всех граждан страны, какой бы высокий или незначительный пост они не занимали, привить всем чувство ответственности за судьбу предприятия, организации, населённого пункта, края, страны в целом, исключить двойные стандарты в оценке качества жизни и деятельности людей.
        Однако вряд ли правильно ждать, когда государство "раскачается".
        Обществу и каждому отдельному гражданину приходится заботиться о себе уже сейчас; и это "сейчас" способно проявить себя в любой момент. Счастье и мироощущение каждого из граждан любой страны во все времена, чаще всего, зависело от него самого.
        На государстве, на тех субъектах общественных отношений, у которых больше полномочий, в чьей власти находится большая доля ресурсов страны, разумеется, главная ответственность за состояние дел в стране, но если власть (или начальник, работодатель, …) по какой-то причине не реализует какие-то из своих важных функций по отношению к человеку, обижаться бессмысленно и непродуктивно.
        Нужно и "снизу" создавать атмосферу эффективного сотрудничества, неприятия любых проявлений унижения человека, обесценивания его жизни и интересов, разбазаривания российских ресурсов, недопустимости отказа от своих фундаментальных ценностей. Чтобы ни у кого не возникло соблазна куражиться над вами и вашими соотечественниками, обирать страну у вас за спиной, нарушать общественный порядок, хамить, грабить, обманывать законопослушных трудолюбивых граждан.
        Тогда всё российского общество будет более "ровным" и комфортным в любой его пространственно-стратовой точке. Меньше оснований будет для сентенций, вроде "Москва не Россия", меньше "база" потенциального взаимного неприятия, зависти.
        И уж если говорить о готовности, то, вероятно, людям нужно быть готовым всегда отстаивать своё достоинство, улучшать качество жизни и уровень развития своего города, района, улицы. Поэтому, как минимум стоит осознать, в чём оно – достоинство, каковы ваши собственные цели и стоят ли некоторые из привнесённых извне ценностей того, чтобы тратить на них силы и жизнь; как можно достичь своих действительно жизненно важных целей и как они соотносятся с целями и интересами других людей, общества.
        Многим повезло: они понимают себя и уверенно строят свой мир в том статусе, на том участке пространства и в то время времени, которые определены им судьбой, не мешая другим, и очень часто помогая им, спасая, делясь с ними своим оптимизмом, творчеством, ресурсами.
        Конечно, полностью насилия и нарушений общественных норм среди людей полностью исключить сложно, но снизить остроту проблемы, существенно уменьшить число случаев недопустимой агрессии внутри общества. Если этого не добиваться, то положение может ухудшиться. 
        Чем больше членов общества будут добиваться собственной достойной жизни, уважения к себе и своему труду, понимая и уважая интересы и труд других людей, тем больше справедливости будет в обществе, тем комфортнее в нём будет жить честным людям. Тем более сплоченным и конструктивным оно станет. Тем меньше будет шансов у хулиганов, бездельников, людей лишенных эмпатии, разного рода маргиналов (которыми могут оказаться и вполне обеспеченные в материальном плане люди) пренебрегать интересами и ценностями граждан России.
        А может у многих из них даже не появится желания действовать вопреки нормам права и общественной морали…

        2019 г.


Рецензии