Собеседование

   Чуть меньше года назад, прямо пахнуло социализмом. Прямо – дежавю какое-то.
   Вызвали меня. Точнее сказать – пригласили. Побеседовать. Комедия, бля.
   
   В октябре было. Звонок. Я беру свой Samsung.
   - Да.
   - Это (называет звание) такой-то, из (называет контору). Мы хотели бы с вами поговорить.
   
   Обратите внимание, "они" никогда не говорят "Я хотел бы поговорить". Всегда – "мы". Тем самым подразумевая за своей спиной определённую силу, с которой не нам смертным тягаться.
   Но, видимо он не как следует посмотрел моё досье. Я мужик битый-перебитый. И у меня "заготовки". Заготовки на многие случаи жизни.
   К примеру вот эта ситуация.
   Ссориться с силовой структурой? Оно мне надо? Себе, знаете ли, дороже выйдет.
   Но, с другой стороны, эти ребята совсем оборзели. Все без исключения. Полиция, прокуратура, налоговая… Они почему-то считают, что народ должен по их первому требования бежать высунув язык туда, куда они прикажут.
   Дилемма? Да нет никакой дилеммы. Ну, по крайней мере для меня.
   
   - Не могли бы вы…
   Я его перебиваю. Говорю первое попавшееся имя.
   - Витя, - говорю я ему, - не шифруйся, я тебя узнал по голосу. Если тебе нужна Таня, то её сегодня не будет. Так что, извини.
   На том конце долгая тишина. Потом.
   - Вы ошибаетесь. Я не Витя. Вам звонят действительно из (снова называет контору)…
    - Витя, - снова перебиваю его я, - дурак ты бля**, и шутки у тебя дурацкие.
   И отключился.
   Заготовка, мать её.
   
   Через некоторое время приходит уведомление на заказное.
   Иду, получаю повестку стандартно сопровождающуюся угрозами привлечения к административной ответственности. Еду по указанному адресу.
   На входе в контору дежурный проверяет повестку и коротко говорит.
   - В двадцать четвёртый.
   Поднимаюсь на второй этаж, стучу, захожу.
   Маленький кабинет, стол, шкаф, за столом сидит молодой парень, читает какой-то листок.
   - Проходите садитесь.
   Ни здравствуй ни прощай. Обиделся на мой телефонный экспромт. Но претензий предъявить не может. И это его явно злит.
   Ну, что же, сажусь. Жду.
   Маленькая месть с его стороны. Он ничего не говорит, он читает какие-то документы. Он заставляет меня ждать, теряться в догадках, строить предположения. Волноваться короче.
   А вот подумал бы – с чего мне волноваться? Я никуда не спешу. Я, вообще, на пенсии. Могу хоть целый день сидеть перед ним.
   А к старости-то у людей развивается дальнозоркость. Поэтому я, то, что прямо передо мной вижу плохо, нужны очки. А на расстоянии полутора метров я отлично вижу текст. Тот, что он рассматривает.
   Причём, я прекрасно воспринимаю текст в любом виде. Не только вверх ногами но и даже в зеркальном отражении. Какая-то у меня психическая аномалия.
   И я сижу перед ним, и читаю то, что он держит перед собой. Что-то там ВАЗ-21010, номерами такими-то, числится на том-то.
   Ну вот. Сидим. Дружно читаем. Ага.
   
   Через некоторое время он поднимает на меня глаза, видит, что я тоже уставился в его листок. Но, опять же, что он может сказать? Собственно – ничего. Я же документ у него из рук не рву.
   Откладывает свой опус и тяжело вздохнув спрашивает.
   - Как вы думаете – зачем мы вас пригласили?
   Стандартно. И банально. Это я уже несколько раз проходил.
   Заставить высказывать предположения допрашиваемого, будничный приём. Не знаю, на что он рассчитан. Но применяют его постоянно.
   И , опять же, не "я", а "мы".
   Я задумываюсь. Секунд на двадцать. Потом пожимаю плечами.
   - Не знаю. Как-то, ничего не приходит в голову.
   
   Парнишка опять вздохнул. Непонятливый ему попался субъект. Тупой, какой-то.
   - Нам стало известно…
   И снова –"нам".
   При этом, заметьте, он не говорит – "Мы перлюстрировали вашу почту", или "мы отследили ваши запросы в интернете", или "наш секретный сотрудник доложил"…
   Нет.
   - Нам стало известно, что вы интересуетесь оружием.
   
   О, Господи. Вон в чём дело.
   Ну да - действительно интересуюсь. А кто из мужиков не интересуется.
   Но я ищу технические характеристики, внешний вид и приёмы стрельбы, с вполне конкретной целью.
   И главное – вопрос задан сразу напрямую. Видимо он считает, что ему подсунули какое-то проходное, ничего не значащее дело.
   Ведь эти ребята, обычно, начинают издалека. Заводят душевный разговор "за жизнь", умело вылавливая из вашей речи крупицы компрометирующей информации. Между делом составляя для себя психологический облик допрашиваемого.
   Вот если бы этот мужичок начал разговор "по душам", тогда стало бы ясно, что дело достаточно серьёзное. А так...
   Городить тут психологические конструкции – лишняя потеря времени.
   Собственно – так и есть.
   Но я вам должен сказать, что на допросе никогда не надо торопиться с ответом. Нужно, прежде всего, задать уточняющий вопрос. Это тоже своеобразная заготовка.
   
   И я спрашиваю.
   - А что вы имеете в виду, под словом "интересуюсь"?
   Тот тоже не лыком шит.
   - Вы не знаете значение этого слова?
   - У этого слова много значений. Что вы конкретно имеете в виду? Я вас не понимаю.
   Не любят эти пацаны проигрывать интеллектуальный конкурс. Ох, не любят. Будут стоять до последнего.
   - Я имею в виду… Что вы интересуетесь… Собираете информацию…
   Я ему подсказываю.
   - Я… В интернете… Делаю запросы по различным видам оружия и его техническим характеристикам. Правильно? Или как?
   Тот сидит некоторое время, смотрит на меня испытывающее. Потом соглашается.
   - Да. Допустим, вы правы.
   Тоже, бля, голыми руками не возьмёшь. Натасканный. "Допустим" - ха.
   - Внешний вид и характеристики оружия мне нужны для написания книги.
   
   Парень удивлённо вскинул брови. Такой отмазки он, видимо, ещё не встречал.
   - Какой книги.
   - Повести. Фантастической повести.
   Он, с уже явной иронией, спрашивает.
   - Ну, и как продвигается. Это… Написание.
   - Почти закончил.
   Он снова усмехнулся.
   - Я могу почитать эту вашу… Повесть.
   - Да. Первая половина уже публикована. Вторая, на подходе.
   Он нахмурился.
   - Что - серьёзно?
   Я смотрю на него как на тяжело больного. Ничего не ответил.
   - А где опубликована.
   - Наберите в поисковике мои данные.
   Он хмыкнул и ушёл.
   
   Через пять минут вернулся.
   - Это, собственно, всё, что меня интересовало. Давайте вашу повестку.
   Выдал мне какую-то карточку с дыркой. На выходе у меня её забрали.
   На этом собственно и всё.

   Поехал я домой. А по дороге мне припомнилось одно моё давнее дело.
   Следователем тогда была молодая женщина. Даже можно сказать – девушка.
   Что интересно. Она оказалась дочерью одного моего давнего, но шапочного, знакомого. Ну так, мимоходом выяснилось.
   Я помогал ей правильно составить протокол допроса. Формулировал её вопросы и мои ответы. И выстраивал логический верный ход процедуры. Ну и, кое что, естественно, крутил в мою сторону. Незаметно так. Неназойливо.
   Она, эта следователь, курит. Извинилась и вышла покурить…
   А там, по коридорам, по каким-то своим делам, шастал ещё один мой знакомый. Адвокат. И он тоже, оказывается в курилке вместе со всеми толкался в этот момент.
   Так получилось, что из здания прокуратуры мы вышли с этим адвокатом вместе, и он у меня спросил.
   - Слушай, Николаич, а что ты Татьяне Сергеевне такое там говорил?
   Я удивился.
   - Ничего особенного. Обсуждали с ней моё дело.
   - Она в курилке сказала: "Ещё один такой допрос, и меня можно будет отправлять в дурдом".

   Так что, друзья мои, ничего не изменилось. Социализм с нами. Приёмы, которые были  в ходу у коммунистической диктатуры, остались в строю.
   Наглость, беспардонность действий, уверенность в своей безнаказанности, брезгливое отношение к рядовому человеку, пренебрежение его интересами, всё это никуда не делось.
   Всё это плавно перетекло из СССР в РФ. Только стало ещё безобразней и гаже.
   Я вообще подозреваю, что такие позиции характерны для любой власти. Что социалистической, что капиталистической.
   И это так печально.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий!
Я не поняла - "чекисты" отслеживают в сети запросы по оружию? А зачем? Купить-то его очень трудно, да, наверно, все точки продажи им известны.
Вот если бы Вас вызвали из-за дерзких статей на Прозе, а так - что-то странное...

С уважением, Галина

Нико Галина   21.06.2019 13:35     Заявить о нарушении
А чёрт их знает. Подозреваю, что вся их работа сводится к некой отчётности.
Вертикаль власти! Главное, не сделать. Главное - красиво отчитаться.
И это были не чекисты. :D :D

Волков Юрий   21.06.2019 14:55   Заявить о нарушении
Кроме того, мои статьи не настолько дерзки, чтобы органы обращали на них внимание.

Волков Юрий   21.06.2019 19:00   Заявить о нарушении