Четвёртый текст венка заветов

            

                ЧЕТВЁРТЫЙ ТЕКСТ ВЕНКА ЗАВЕТОВ
               
            «Не важно, с чего я начал, важно –  чем я закончу»
                Борис ПРИМЕРОВ
        Юноше, начинающему  свой жизненный путь необходимо твердо знать, что  с момента рождения он в этом мире никому не нужен, порой даже и кровным родителям. Несчастны дети войны  и рабства, дети вдов и одиноких матерей, изначально  труден их путь  и тяжела их ноша жизни. Мир обманывает подростков и юношей   обещанием  славы и могущества,  достатка и процветания, мнимого долголетия и даже возможного  бессмертия, и тем самым готовит из юношества  подножный  «сухой хворост» для костра  самозваных и хитроумных «хозяев жизни».  Досадно сгорать преждевременно  в начале  своей сознательной жизни в огне чужой славы, богатства  и величия.
        Каждый юноша должен знать, что в этом мире он тогда имеет  некоторую ценность, когда  он цел, физически здоров и невредим, владеет ремеслом, обладает знаниями и интеллектом. Из наличия этих качеств корректируется Судьбой и Случаем будущее молодого   человеческого  существа. Будущее страшит нас нашим  прошлым, непоправимыми ошибками  наших предков. Страшит прошлое, которое  вернётся  завтра, ибо по лекалам прошлого скроено  наше  прекрасное  далеко. Прошлое возвращается и начинает мстить нам, и тогда мы, вслед за своими предками, совершаем революции и революционный террор, несём  оптом знамёна и пляшем как  безумные на горах трупов.
       Чтобы хоть как-то на уровне интуиции предчувствовать своё будущее, необходимо знать  своё прошлое, иметь хотя бы общие  исторические знания, не  при этом чураться науки о человеке и вообще фундаментальных наук. Кем бы ты ни стал, и кем бы ни был – губернатором или министром, успешным бизнесменом или банкиром, продавцом оружия или  десантником-наёмником, частным охранником или фермером, знай и помни, «наука не только сокращает нам опыт быстротекущей жизни» (А.С.Пушкин), но и делает нас носителями цивилизации. Естествознание в целом – не только биология и психология, но и квантовая физика,  астрофизика, математика, астрономия, космология и философия – вообще хорошее подспорье в жизни. Не спеши  презирать и смеяться над «бледными  лузерами» (неудачниками) – ботаниками и экологами,  зоологами и географами, физиками-ядерщиками  и астрофизиками, высокомерное невежество твой обязательно будет посрамлено. Не спеши, обзаведясь тёмными неправедными  путями миллионом и/или миллиардом долларов США, объявлять себя  крутым реакционером и обскурантистом, взявшим за бороду самого Господа Бога. Не будь  властительной гориллой с гаджетом в  волосатой лапе. 
      Знай и  помни, что если бы  Кеплер не описывал  математику движения светил по орбитам, если  бы Лобачевский не создал  геометрию кривых линий, а Галилей не строил телескопы и не смотрел бы на звезды, то миром  сейчас  продолжали бы править  пещерные антропофаги.  Сейчас на  дворе  царил бы ранний  палеолит, где  на тебя  твои сородичи смотрели бы как на верный и надёжный  источник белковой пищи. Всегда имей в виду, что без фундаментальной науки невозможны прикладные исследования и  новые технологии. Сегодня мы не можем представить себе быта  без спутниковой связи, спутниковой навигации и прочего, что стало возможным  благодаря исследованиям макрокосмоса и микрокосмоса.
      Знай и помни, что ты не только продукт своей эпохи, ты ещё и производное отечественного  прошлого, истории Новейшего времени, ибо там закладывалась и решалась  твоя Судьба. Верь только  Пушкину и больше никому: твоя жизнь – «дар случайный и напрасный». Помни, возможен  только один процент из ста, что жизнь твоя и труды  твои не станут напрасными.  И верь также  моему земляку, преждевременно погибшему замечательному донскому поэту Борису Примерову: «Не важно,  с чего я начал, а важно, чем я закончу!»
     Знай и помни, что  ты изначально появился на свет  как сырьевой  «человеческий материал», нуждающийся, как и железная руда, в обогащении  на обогатительной фабрике. Пока ты мал, ты никому не нужен, кроме родителей. Когда ты вырос – ты  живой товар  в своей стране. Двести лет назад, таких как ты, меняли на собак и лошадей, или по сословному признаку с двух лет записывали в офицеры, или забривали на всю жизнь  в солдаты и  посылали воевать в другие страны. Ты должен знать всю правду  о своей стране и  своих предках, чтобы не питать особых иллюзий в отношении себя и той эпохи, в которой оказался не по своей воле. Правда о прошлом убивает ложь настоящего и срывает лживые, обольстительные   маски с  будущего. Знай и помни, ты, как и все люди, всего лишь частичка биомассы на планете Земля, в своей стране, в городе и  мире. Ты –  часть  толпы, «народных масс», элементарная частица своего народа, игрушка слепой Судьбы и всемогущей Власти.
       Тебе необходимо знать, что высшая власть в России   при Петре I и Петре III, Павле I, Александре Iи  Николае I,  при Ленине, Троцком  и Сталине видела в русском народе даровой  биологический сырьевой придаток к природным ресурсам страны.        Правители России всегда  считали, что в стране  всегда наличествует излишек  населения, которым выгодно торговать, а не заботиться о его благосостоянии.  Некоторые великие князья из варяжского поколения династии Рюриковичей, «когда за Окой была Венеция и Крымское ханство» (Юрий Баранов), предпочитали часть денежной дани  возмещать своими  работными людьми и отроковицами тоже.   Российская власть в лице своих   самодержцев и вождей относилась к русскому солдату равнодушно  как к неживой  вещи, порой расточительно и безответственно.    Это отношение к людям как товару позволило  императору Александру I одно время  продавать Англии русских солдат  по 1250 фунтов стерлингов за каждую сотню русского «пушечного мяса».
     Не особенно волновали  российский правителей и потери  в живой силе во время  боевых действий и заграничных походов. Как правило, речь никогда не шла о возмещении убытков, о взимании контрибуции с побеждённого противника  в пользу семей погибших воинов. В лучшем случае, после значительных потерь в живой силе,  обвинялись  незадачливые и бесталанные союзники,  и дело заканчивалось прекращением   дипломатических отношений.  Так, при Павле I,  после Альпийского похода Суворова,  был расторгнут военный союз с Австрией.  Узнав об отсутствии поддержки союзников в неимоверно тяжёлых условиях русских войск, Павел I в ярости разорвал все отношения с австрийцами, отозвав посла из Вены и направив гневную ноту в их адрес.  В 1799 году были расторгнуты дипломатические отношения и с Великобританией. Отчасти этому послужила гибель  русского корпуса, остававшегося  на попечении британцев в Голландии, который  за считанные месяцы был потерян из-за голода и болезней.
    Имеется прямая и даже весьма поучительная связь между героизацией войны и дальнейшей судьбой её  «живых обрубков» –   раненых, калек, инвалидов, между  эффективностью военно-патриотического воспитания  и реальной  социальной поддержкой инвалидов войны со стороны общества и государства.
      Надо признать, что инвалиды и калеки войны всегда и везде портили парадный портрет  войны и общую картину  победных триумфов. Тему этой обратной и неприглядной стороны войны не очень жаловала наша военная историография, военно-историческая живопись и литература.        Неприглядный и страшный облик войны, отображённый  на полотнах художника Василия Верещагина,  особенно  раздражал   императора Александра III. И это понятно. Война на Балканах по освобождению болгар от  турецкого ига (и за обладание Константинополем) потребовала от русских  огромных жертв в живой силе. Среди множества парадных военных полотен художников-баталистов  нет ни одного, где был бы изображен триумфальный парад  воинов-калек, героев-победителей. Почему, всем ясно. Не эстетично. И политически некорректно.  Будоражит совесть, снижает пафос победы. Заявляет о страшной  цене  такой победы.   Юному гражданину достаточно один раз посмотреть на эту, зловеще  звенящую медалями, скорбную колонну, обезображенных войной  калек, чтобы навсегда  стать убеждённым пацифистом и борцом за мир.  В России судьба инвалидов войны всегда была незавидной, хотя многое зависело от   тяжести ранений и увечий. В России инвалиды были дополнительными веригами общества и  дополнительным тяглом для  семьи, власть о них заботилась неохотно  и часто формально.
     Знай и помни, любому обществу для  идеального примера и подражания всегда  требовались только целые, невредимые, уважаемые пулей, штыком и саблей, красивые и лихие  герои.  Военный триумф и парад не должен омрачаться шествием безногих и безруких, одноглазых или слепых ветеранов  войны. Именно поэтому, Сталин после войны приказал изолировать  огромную   армию инвалидов и калек войны от «нормального», здорового общества в специальные, закрытого типа  «дома скорби» и  лечебницы лагерного типа. Вспоминай об этом каждый раз  9 мая, в День  Победы,  и  22 июня, в скорбный  день начала Великой советско-германской войны.
      Знай и помни,   у нас сегодня на дворе  асоциальное государство. Оно старается  сбросить с себя   всю  социальную ответственность по образованию, здравоохранению, науке и культуре.   В России продолжает процветать дичайший в мире капитализм, который уже 30 лет   категорически не приемлет социальный  либерализм с его главной формулой  самого человечного человека Фритьофа Нансена: «Нельзя  дать умереть слабому и голодному в нормальном обществе».
       Когда значимость  человеческой личности  в нашем обществе  близка к нулю, то можно пренебречь абсолютно всем, даже самым ценным, что есть у человека – его  здоровьем. Великий Гёте говорил, что  здоровье далеко не всё, но без здоровья всё ничто. Великий  Вальтер Гейзенберг, считал, что мнимая единица при возведении в квадрат даёт вполне  вещественную  минус единицу,  которой  уже можно не пренебрегать. Оба были  правы, но  человеческая личность и её человечность становятся сегодня острым дефицитом, при котором невозможно развитие  высокого интеллекта  и трезвого  коллективного  разума, а сама  человеческая жизнь в итоге оказывается пустой и напрасной. Сделай  всё возможное, чтобы не стать живым товаром, использованной вещью, или никому ненужной лишней биомассой (инвалидом и калекой). И, не важно, с чего ты начал, важно, каков  итог бредущего по Чёрной Дороге.

21.06.2019
               


Рецензии