Мидсоммар или Середина лета

21 июня 2019 года. Швеция

Сегодня самый большой летний праздник Швеции: Мидсоммар или "Середина лета" - в буквальном переводе со шведского. 

Ночью светло как днем. Солнце едва успеет скрыться за горизонтом, и уже восходит снова. Но это у нас, на севере. На юге Швеции есть пауза между закатом и восходом. Но чудесные "белые ночи" - везде.
 
Этого праздника ждут с радостью. Но все же шведы иногда вздыхают: "Ох, вот и лето пошло на спад. Вот и поворачиваем мы опять к зиме..."

 Древняя традиция. Языческий праздник. С приходом христианства он стал отмечаться как день рождения Иоанна Крестителя (по церковному календарю)
Но шведы празднуют как Мидсоммар. Без всяких поправок.
 
 С праздником середины лета связано множество ритуалов и надежд. Люди стремятся уехать из города, кто в деревню, кто на дачу, кто в лес, кто на острова, где можно причалить свою моторку или яхту в тихой бухте.

 Не всегда этот праздник совпадает с днем летнего солнцестояния или с самым длинным днем в году. Еще в 1953 году шведский парламент Риксдаген принял решение: праздновать "Мидсоммар-афтон" в ту пятницу, которая выпадает между 20-м и 26-м июня. В данном случае это сегодня, 21-го.

 Как обычно празднуют шведы? В центре поляны водружают украшенный зеленью и цветами шест с перекладиной наверху. С нее свисают два венка из цветов. Сам процесс украшения шеста ветками и цветами, его установка - тоже часть праздника, его пролог. Традиция уходит в XVI век.
У многих участников, и не только у женщин и девочек, но и у мужчин на головах венки из цветов. По возможности наряжаются в национальные костюмы (не все, конечно, в костюмах, но есть всегда такие люди, в том числе - персонал в музеях) В Швеции такие костюмы есть у многих, они очень разные, у каждой исторической провинции, а иногда и в соседних деревнях - свой костюм, другие цвета и детали.

 Люди танцуют, водят хороводы вокруг поднятого в центре лужайки или парка обвитого зеленью шеста. Непременные участники - фольклорные ансамбли с гармонистом и скрипачом. Причем такие музыканты почти всегда - волонтеры.
Под аккомпанемент традиционной музыки исполняются танцы, где по ходу движения хоровода изображаются различные действия: вот мы печем пироги и булки, вот так мы катаемся, а вот и традиционные лягушата, без которых не обходится ни один Мидсоммар...
 Все знают и текст, и движения, все танцуют, смеются, держатся за руки, расходятся в танце попарно, кружатся, дети балуются и валяются на траве (впрочем, шведские дети могут запросто валяться и на грязной земле, никто им замечаний не делает, тут это не принято).

 Вот наиважнейшая песня для Мидсоммар:

Smа grodorna, smа grodorna, аr lustiga att se.
Smа grodorna, smа grodorna, аr lustiga att se.
Ej оron, ej оron, ej svansar hava de.
Ej оron, ej оron, ej svansar hava de.
Kouack-ack-ack, kouack-ack-ack,
kouack-ack-ack-ack-ack.

Smа grisarna, smа grisarna, аr lustiga att se.
Smа grisarna, smа grisarna, аr lustiga att se.
Bаd’ оron, bаd’ оron, och svanar hava de
о nоff, nоff, nоff, ; nоff, nоff, nоff,
о nоff, nоff, nоff, nоff, nоff,

Маленькие лягушата, маленькие лягушата, как их весело видеть.
Маленькие лягушaта, маленькие лягушата, как их весело видеть.
Нет ушей, нет ушей, и хвостов у них нет...
коак-ак-ак,.. коак-ак-ак...

Маленькие поросята, маленькие поросята, как на них весело смотреть.
Маленькие поросята, маленькие поросята, как на них весело смотреть.
Уши как лодки, уши как лодки и хвостики у них есть.
О Нёфф, нёфф, нёфф, нёфф, нёфф, нёфф....)))

 Такая бесхитростная песенка - но она приносит каждый год радость и смех.

 Вспоминается праздник Ивана Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, который также посвящён летнему солнцестоянию. Те же корни, те же далекие предки.
Есть много общего: гадания девушек на женихов, сбор целебных трав (только шведы не искали цветок папортника), всяческие ритуалы и поверья как уберечься от "нечистой силы", венки из цветов, хороводы, песни.
Как и русский праздник Ивана Купалы, Midsommar связан с народными поверьями. Например, роса в ночь на Midsommar, обладает врачующими свойствами, сломанные ветки деревьев снимают порчу и излечивают болезни.

 Сама традиция празднования претерпела изменения в разных странах. В средние века на Midsommar зажигались большие костры. Со временем эта традиция исчезла и сохранилась лишь в некоторых областях Швеции.

На Руси в этот день в давние времена люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, куда они плывут. Загадвали: если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
 На заре любили купаться - верили, что тогда купание обладало целебной силой.
 Вокруг костров плясали, через них прыгали, считалось - кто прыгнет удачнее и выше — тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки.

 В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому деревенские лекари и знахари не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год.

 На Руси верили, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Будто бы чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше... А ровно в полночь созревшая почка раскрывается, и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его желания исполнятся.

 Главное, что мы видим - с днем Ивана Купалы славяне в разных странах связывали представления о чудесах.

 Белорусы тоже жгли костры, прыгали через них. В центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо.

 В Швеции, как и на Руси, тоже было много гаданий в эту ночь. А как же было без них в ту давнюю пору? Молодые девушки в Швеции гадали на суженого, собирая в полной тишине перед сном семь различных видов цветов и клали их под подушку в ночь на Midsommar. Если с момента сбора девушка не произносила ни слова, ночью ей должен был сниться ее суженый.... Есть еще много деталей в традциях, которые интересно сопостовлять и сравнивать.

 Но сейчас я опять вернусь к шведскому празднику в наши дни.

 В детских садиках дети учат много разных стишков и песенок, в том числе и песенку про лягушат.

 Я никогда не забуду забавного двухлетнего малыша, он хорошо говорил не по возрасту и знал много песенок. Не выговаривая множество звуков правильно, он спел мне про лягушат. Было очень трогательно смотреть на его крошечные ручки, которые он прикладывал то к ушкам, то к тому месту, где должен быть хвостик... и слышать его нежный лепет, видеть, как он старается всё спеть правильно. Я знала песенку - поэтому догадалась, что именно он поет.
 На работе в детском саду мне пришлось обучаться варианту шведского - детскому языку, когда слова карапузов звучат по-другому. Их иной раз сложно понять - и тут на помощь приходят чуткость и интуиция.

 Каждый Мидоммар шведы поют про этих лягушат и поросят.
Забавно  то, что при этом никто из взрослых не стесняется изображать лягушат, у которых "нет ни ушек, ни хвостиков"...
 
 После танцев на лужайке вокруг шеста, общения, кофепития, отдыха на лужайках, наступает пора разбредаться по домам, где ждет застолье. А гармонь еще прозвучит вечером, когда уже только взрослые соберутся на танцплощадку или на деревянный настил пристани у самой воды. Тогда прозвучит знаменитый "Летний вальс" Эверта Тоба (Evert Taube).

 Но время постепенно изменяет традиции. Все меньше становится общих танцев вечером. Все больше - по домам или по дискотекам. Тут уж зависит от возраста.

 И все же - хорошо видеть, что каждый год, когда Солнце подходит так близко к нашей Швеции, что ночью светло как днем, люди собираются по давней хорошей традиции, чтобы всем вместе петь, танцевать, поздравлять друг друга, а потом сесть за праздничный стол и с аппетитом поесть.
А маленький ребенок двух лет от роду поет песенку, которая пришла неизвестно откуда пару столетий назад.

 И в эти дни хочется забыть обо всех глобальных проблемах, включая те, которые могут лишить этих чудесных малышей будущего. Забыть про отравление и разрушение окружающей среды, таяние ледников, засухи, пожары, наводнения, эпидемии и другие катастрофы. И про то, что где-то плачут голодные маленькие дети, похожие на этого мальчика, потому что они живут в другой стране, в другой семье, в районах, куда пришла война, беда, хаос, голод, болезни и смерть.

 И я гоню прочь тяжелые мысли. Сегодня мы едем праздновать Мидсоммар. Я выберу что-нибудь нарядное, надену на голову венок, который сплели молодые шведки и буду петь песенку о лягушатах.

С праздником всех! Будем здоровы! Сделаем то, что в наших силах сделать, чтобы маленькие дети могли иметь будущее на нашей Планете. А вдруг мы все же сможем хоть что-то изменить к лучшему?

            


   


Рецензии
Очень интересный очерк! Замечательные традиции. И песенка детская трогательная и веселая.
У нас тоже в Горном Алтае бывают праздники -в частности ночь на Ивана Купала в селе Турачак проводится, собирается много людей. Национальные алтайские праздники очень яркие бывают.

Успехов и здоровья Вам в далекой Швеции, дорогая Марианна.

Татьяна Шмидт   23.06.2020 19:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! Вы живёте на Алтае? Замечательный край. Красивая природа, горы, озера и реки, разнообразный животный мир, заповедники. Я видела документальный фильм - очень красивая природа.
Праздники и сохранение традиций - это важно.
Вм тоже - здоровья и успехов.
С большим уважением.

Марианна Ольшевская   23.06.2020 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.