Сказки вне времени
СКАЗКИ ВНЕ ВРЕМЕНИ
1. Размышления на тему:
Сказки... Кто станет утверждать, что это не интересно? Видимо, тот, кто их не читал, или, кому их не читали в детстве. Но сказки от нас уходят. Их вытесняют компьютерные игры, интернет, сериалы мультиков с одинаковыми персонажами и лицами, мобильные телефоны, умопомрачительные аттракционы в парках, заграничные каникулы, фантастические игрушки и прочие неотъемлемые атрибуты нашего времени. Это сказки нашего времени. И это нормально, когда новое вытесняет старое. Сейчас есть всё, о чём раньше могли только мечтать. Или почти всё. Как в песне: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Только нажми кнопку, набери пароль (волшебное слово!) и ты узнаешь всё, что хочешь, будешь иметь, что хочешь, побываешь там, где захочешь. И не нужно мечтать! На это просто нет времени. Режиссёры, сценаристы, писатели, художники с ног сбились, чтобы удивить ребёнка, потому что ему уже ничего не интересно. Ему не страшно, не смешно, не грустно. Психологи называют это эмоциональной усталостью. (В медицине: скорейший путь к выздоровлению – это поставить точный диагноз!) Историки и социологи выражаются определённее: технический прогресс неизбежно порождает духовный регресс. Это, как в сказке: волшебным даром надо умело распорядиться, иначе неминуема расплата. А наличие нормальных эмоций необходимо человеку хотя бы для того, чтобы не болеть. А мы всё время болеем, старыми и новыми болезнями…
От бешеного ритма жизни, от обилия информации, от постоянной смены нравственных ценностей устали все – и дети и взрослые. Устали мы и от суррогатной «новой» культурной продукции, поэтому обращаем свой взгляд опять к спасительному прошлому, как это часто бывает в подобные периоды истории. Мы испытываем ностальгию по простым и понятным вещам, создаём ретро-стили, ремейки в театрах, кино и на телевидении, пытаясь сохранить это прошлое любыми средствами и приспосабливая его к современности, подчас искажая оригинал. Ведь мы стали другими, уже не можем воспринимать мир, как наши мамы и бабушки. (Люди во все времена ведут себя, как невоспитанные дети, которые приходят, к примеру, в песочницу, где уже построено другими детьми что-то, и разрушают это, потому что хотят построить своё, «лучшее»!)
Но ещё мы разучились общаться. А культура без общения людей друг с другом невозможна. Мы покупаем старые сказки в новых суперобложках и подсовываем детям, а они... почему-то не читают! Мы возмущаемся: как же так, всё у них есть – игрушки, комп, супермобильник и прочее, да ещё книжки дорогие, а они ничем не интересуются! Родители целый день работают, имеют право вечером отдохнуть, а ребёнок сам должен читать, не маленький! Только мы не понимаем, что в современном мире ему всё труднее обходиться без нашей помощи, разобраться в обилии предлагаемых познавательных и развлекательных вещей, которые лишь пособия для развития детей, а чаще – это пособия для родителей в воспитании их детей. И никакие картинки в книжках не заменят ребёнку личного общения с взрослыми: когда они читают и увлекаются вместе с ним, хохочут или плачут над прочитанным, а потом терпеливо объясняют, почему злую мачеху нельзя было прогнать сразу, почему дровосек увёл своих детей в лес из дома и почему Снежная Королева не одолела Герду... А это, между прочим, не так просто, это всё равно, что объяснить жизнь, хотя, казалось бы, нам уже давно всё объяснили... И тут мы обнаруживаем, что в сказках (я говорю о классических и народных сказках, так как современные сказки – просто бесконечные их вариации, отражённые в «зеркале» новой реальности) есть всё, что нужно для понимания обыденной жизни, а ещё философия, история, эстетика и пр., не говоря уже о нравственности и морали. «Сказка – ложь, да в ней... урок!» Да, чтобы объяснить сказку современному ребёнку (а теперь всё чаще это приходится делать!), нужно быть не просто образованным и культурным человеком, но думающим, размышляющим о жизни, о мире, в котором мы живём. И нередко случается, что объясняем мы что-то не ребёнку, а себе, и заново открываем для себя известные истины, которые уже забыли, или их не объяснили нам в детстве. Вот так и замыкается круг времён, и передаётся из поколения в поколение что-то очень важное и необходимое для любого времени, в каком бы люди не жили. Вот она, какая - сказка!
2. Что делать?
В провинции пока нет подобных проблем: там и люди добрее, и воздух чище, и дети не избалованы. Но мы, москвичи, живём в одном из самых тяжёлых городов мира и, пользуясь всеми «благами» цивилизации, всё более отгораживаемся друг от друга и отдаляемся от своих детей. У нас на них нет времени. Кто-то решает эту проблему с помощью частных преподавателей и врачей, гувернёров и элитных школ, дорогой электроники и т.п., а кто-то крутится, как белка, зарабатывая на хлеб насущный. В обоих случаях страдают дети. Но чаще именно в небогатых семьях им уделяют больше внимания. И, когда первые тратят деньги на обучение, лечение и развлечение для своих чад, вторые тратят своё время, на собственном опыте столкнувшись с педагогическими и врачебными ошибками, халатностью и равнодушием в обычных школах и больницах. Однако я придерживаюсь мнения, что никакие самые лучшие врачи и учителя не заменят ребёнку родителей, особенно на первых годах его жизни! Об этом много спорят. Но в истории есть масса показательных примеров, тем более, когда дело касается развития творческой личности. Общение родителей с детьми в самом широком смысле этого слова помогает также преодолеть физические и психологические кризисы в жизни ребёнка, которые постоянно встречаются ему на пути взросления. И всегда нужно находить время, чтобы выслушать ребёнка, объяснить ему что-то, помочь разобраться в какой-нибудь проблеме. Чтобы не сетовали ни мы, ни они в будущем на «чужих людей соединённость и разобщённость близких душ»!
Помощь детям необходима и в учёбе, особенно в наше время. Вместе с тем познавательная и обучающая стороны общения могут быть взаимными – это моё глубокое убеждение, подтверждённое на практике. Если вам интересно узнавать новое или вспоминать забытое, укреплять старые навыки или учиться чему-то совместно с ребёнком – результат будет продуктивнее, а само общение радостнее. «Вместе весело шагать по просторам» знания! И не надо бояться делать ошибки и признавать их перед детьми (хотя некоторые думают, что так они опускают свой родительский авторитет), в этом нет ничего унизительного! Наоборот, процесс обучения становится живым, а контакт с ребёнком более близким, и тогда возникает удивительное и захватывающее действие, называемое сотворчеством.
Но в какой бы области вы не общались нужно стараться вызвать и развить у ребёнка эмоциональный отклик. Это и в отношении к природе. Хотя в таких крупных городах, как Москва, дети её просто не видят и «не слышат». Но при желании можно удивиться и обычному дереву у подъезда своего дома! Нужно только, чтобы в детстве ребёнку кто-нибудь особенным образом раскрыл глаза и уши. А как может эмоционально развиваться человек, если он не способен чувствовать красоту окружающего нас мира? И созидать, творить он уж точно не сможет!
В родительской методике воспитания и образования также очень важен, на мой взгляд, элемент импровизации, ну и, конечно, юмор – «спасательный круг» во многих трудных ситуациях.
Некоторые считают, что не следует слишком много времени уделять своим детям и их проблемам. Но я полагаю, что времени отданного детям никогда не может быть слишком много. Его может быть только слишком мало. И ещё. Когда говорят о воспитании детей, то принято говорить о любви. Но я хочу добавить, что это должна быть особенная любовь, предполагающая постоянную внутреннюю работу. А мама, – и это уже неоспоримый факт, – самая трудная профессия в мире, в которой сочетаются сразу несколько специальностей, и над всеми надо работать!
3. Мой опыт.
Что касается меня, то можно привести много примеров нашего с детьми совместного общения и творчества: в музыке и литературе, в быту, на отдыхе или во время учёбы. К сожалению, у обоих моих детей были послеродовые осложнения, потом потянулся шлейф всевозможных болезней, семейные и материальные проблемы были в изобилии. Но я уверена, что моё постоянное общение с сыновьями в самом широком смысле этого слова помогло им преодолеть много жизненных трудностей. С раннего их детства я старалась быть с ними в постоянном контакте и при этом побуждать их к творчеству, в том числе и собственным примером. Когда я была занята, меня заменяли пластинки, кассеты, книжки, альбомы, которые мои дети могли слушать и рассматривать часами. (Полезные игрушки тоже, конечно, были.) В поликлинике, магазине, транспорте у нас с собой всегда была книжка или игрушка, чтобы дети «не маялись», поэтому они никогда не капризничали в общественных местах. При этом я обычно читала и играла с ними сама, подчас придумывала какое-нибудь увлекательное действо буквально из любых «подручных средств», развивая детскую фантазию, навыки чтения и счёта. Меня всегда удивляют родители, которые пытаются заставить своих детей вести себя «прилично» (т.е., как взрослые, что в принципе дети не должны делать!) путём грубого одёргивания, окрика, запрета, вместо того, чтобы отвлечь их или, наоборот, увлечь чем-нибудь.
Потом я с радостью увидела, что книжка окончательно перешла из моих рук в детские. Вообще мои мальчишки развились рано: к пяти годам читали, писали, считали, пели, сочиняли и играли на музыкальных инструментах. А сказки с пластинок и кассет декламировали дословно наизусть с огромным удовольствием и упоением. Чтобы сохранить эти различные творческие проявления, я записывала детей на магнитофон, а позже они записывали себя сами. Я вела специальную книжечку-дневник, куда заносила всё, что происходило с моими детьми, а также их высказывания по разным поводам. Потом появился отдельный сборник детского юмора «Мои дети говорят. От 2-х до...».
Будучи профессиональным музыкантом, пишущим также стихи и прозу, я всегда интересовалась не только искусством и литературой, но и проблемами науки и религии. Старалась заинтересовать этим и своих детей. А ещё пыталась привнести то, что мне было дорого из своего детства, или, наоборот, то, чего в нём, к сожалению, не было. Но главное для меня – это увлечь чем-то ребёнка, чтобы ему было интересней жить, и помочь развиться творческому началу так, чтобы он сумел его выразить. В тоже время необходимо объяснить ребёнку, что его творения будут мертвы и никого не тронут, если он сам не способен сопереживать, сочувствовать, сострадать. Поэтому нравственный аспект я ставлю выше всех других в воспитании. Конечно, не всё удаётся, как задумаешь, да и возможно ли это, разве что в сказке! Но за некоторые качества личности и характера моих детей я спокойна: они развиваются правильным путём. И, когда об одном из сыновей мне сказали: «Растёт настоящий человек!», – я была просто счастлива.
4. Занятия с сыном.
Как я уже говорила выше, мои дети довольно рано и быстро развивались. У обоих были абсолютные музыкальные данные, прекрасная память и воображение. В частности, у младшего, с 3-х лет выявились яркие артистические способности, с пяти – склонность к литературному творчеству, а с шести лет он стал серьёзно заниматься музыкой. Я этого не планировала, потому что знаю, какой это тяжёлый труд! Но ему всё было интересно! Сразу я ввела обязательное правило: никакой халтуры, чем бы он ни занимался! Любознательность, а также ответственное отношение ко всему, что он делает, сохранились у него до сих пор, и я стараюсь всячески это поддерживать.
Творчество сына, в том числе и литературное, поначалу основывалось на подражании, как это часто бывает. Потом стало проявляться своё, и в 6 лет он уже печатал на пишущей машинке свои маленькие истории. Мы объединили их в книжечку с рисунками – его первый «литературный сборник» – и придумали название для нашего «издательства»: сначала это было «Мать и сын», а потом посолиднее – «Домашняя Академия». Когда сын тяжело и долго болел, мы с ним делали домашнюю «Весёлую газету».
Помочь раскрыть разнообразные способности сына надо было сразу по нескольким направлениям, я боялась что-то упустить, а главное, – он всё делал с удовольствием и огромным желанием. Из всего этого получился солидный список достижений в разных областях: аудиокассеты с записями детских песен, детские теле- и радиопередачи, эпизод во взрослом кино, дипломы музыкальных и литературных конкурсов, публикации в детских, молодёжных и даже взрослых изданиях. Эти его успехи не свалились с неба. Этим нужно было упорно и целенаправленно заниматься. Я решилась на такую сверхнагрузку для сына и для себя не потому, что хотела сделать из него «звёздного мальчика», а потому, что видела, как это ему интересно и нужно, как не хватает общения и самореализации, что в творческом, артистическом процессе он полностью раскрывается, и у него горят глаза. К тому же, у сына не было так называемого «внутреннего блока», как принято говорить у артистов, а я бы добавила, что ещё и «свободное перо». Сын с раннего детства был открыт миру – это очень важное, на мой взгляд, и редкое в наше время качество. Но мир не всегда отвечает нам тем же, и задача родителей не дать ребёнку замкнуться, уйти в себя, как это, к сожалению, по разным причинам случается. И я не знаю, удастся ли ему сохранить «открытость» в будущем. Но доказано уже, что занятие любым видом творчества – лекарство от многих проблем. А для людей творческих профессий возможность высказаться необходима, как воздух. Между тем, любая форма самовыражения помогает всем уверенней себя чувствовать в обычной жизни, а также понять этот мир. А окружающим – понять нас. Я рада, что у моего сына есть такая возможность.
Первые его рассказы я оставила нетронутыми: уверена, что лучше детей с их непосредственными, но подчас недетскими мыслями, облечёнными в особенную, «неиспорченную» взрослыми правилами форму, не напишет ни один писатель. («Устами младенца…») А когда сын подрос, я решила проверить, обучаем ли он литературе, как музыке. Он стал давать мне свои истории «на проверку», и потом мы их вместе обсуждали. Он спорил или соглашался, видел свои ошибки в содержании и изложении (грамматически он всегда писал безупречно) или убеждал меня в своей правоте. Когда ему нравилось то, что я предлагала, он вносил это в свой текст. Если вы дышите с ребёнком одним воздухом, – всё получится! Но, главное, теперь с ним можно было работать, подобно тому, как работают с начинающими композиторами или художниками. Педагоги знают, как важно, критикуя и исправляя что-то, не навязать ребёнку взрослую мораль, не разрушить его собственную идею, настроение и специфический детский язык, но при этом учить его профессионализму, учить видеть и исправлять свои ошибки самому. Иногда это очень серьёзная, взрослая работа, называемая редактурой, правкой и т. д. Я стала приучать к такой работе своего сына. Это было очень непросто, особенно когда касалось больших по объёму произведений (повесть, роман), но я было неумолима. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж!»
Конечно, я ему помогала, но теперь он многое умеет делать сам. По состоянию здоровья он большую часть времени проводил дома, и полезным занятием оказалось составлять конспекты из разных книг и учебников по нужным для школы темам. А для облегчения творческого процесса я посоветовала ему завести маленькую «писательскую» книжечку-блокнот и носить её с собой (по примеру известного чеховского персонажа). Это очень понравилось: туда он записывал новые мысли, сюжеты, отдельные фразы, чтобы не забыть. Это действительно очень удобно!
Но вначале, как это часто бывает, в основном сын писал от первого лица, ставя себя в центр событий, и... не сочинял сказки! Я решила провести эксперимент. Поскольку к тому времени "маленький писатель" уже приобрёл определённые навыки, я решила, что это будет строгий эксперимент, без всяких поблажек. Сказку, как жанр фольклора, сын в то время как раз проходил в школе, и я этим воспользовалась. Вообще, я сама занимаюсь литературой также с детства: стихи, проза, тексты к песням и романсам, статьи, исследования, сказки... Большинство сочинённых мною сказок я не записывала, придумывала их своим детям, что называется, на ходу: в транспорте, на прогулке, перед сном, во время их болезней и т.д. Записаны только две, а ещё две остались в форме «зачина», и я предложила их дописать. Но поставила условие: соотнести форму и содержание, сохранить заданный стиль и не выходить за рамки жанра – не «фантазировать». Так начинающие композиторы сочиняют фуги или вариации на заданную тему, а художники учатся писать с натуры.
Сначала сын написал интересно, но коротко, видимо, сюжеты показались ему слишком простыми и не увлекли его. Мы опять обсуждали: героев, ситуации, форму, язык, искали «живинку» для персонажей. Написать по заказу, да ещё и «живинько», чтобы интересно было читать, – задача не из лёгких! Но если хочешь стать писателем, то должен уметь это делать! А ещё я ему посоветовала абстрагироваться от себя и описать всё так, как если бы он наблюдал за событиями со стороны, а изложил потом по памяти, как сюжет мультфильма. И у него получилось! Потом он с удовольствием читал эти сказки в одной из детских передач на радио. А через полгода сочинил свою собственную сказку и без всякого специального задания. Урок пошёл впрок и даже с развитием – сказку свою он назвал легендой, что пополнило его литературный багаж ещё одним новым жанром.
Уже через несколько лет «За достижения в области образования, культуры и творчества» сын был удостоен премии Префекта САО г.Москвы. Он был также номинирован на премию «Прорыв» и приглашён участвовать в «Форуме победителей» на встрече с Президентом РФ Д.А.Медведевым в 2009 году. А одна из его конкурсных работ, получивших Диплом лауреата, называлась «Музыка и литература в моей жизни». Она посвящена его персональному сайту, который он сам разработал, и который имеет замечательное название «Стремление к совершенству». (Надо сказать, что он сам в совершенстве также овладел многими компьютерными программами). Кроме того, он всеръёз увлёкся кино, пробует писать сценарии и пьесы. К сожалению, для многого, что ему интересно, просто нет времени, да и здоровье у него не сибирское. Жизнь диктует новые «взрослые» темы, меняет литературный язык. Но сын не изменил своему любимому жанру фантастики, и стал лауреатом Премии Демидовцева в Санкт-Петербурге. Он всегда был фантазёром. А сказки пишут именно фантазёры и мечтатели!
...Мы не знаем, какой путь выберут наши дети в будущем, но что бы они ни делали, в какой бы области ни творили, они должны нести людям радость и надежду, идеалы гуманизма и справедливости и вкладывать во всё часть своей души. Я желаю им удачи!
А всем родителям желаю терпения и любви, добрых, любознательных и талантливых детей. А других просто не бывает!
И да здравствует Сказка!
(2008)
Свидетельство о публикации №219062100063