Про Мурманск и музейщиков

…Раннее утро. На остановке моряки ждут троллейбус - самый северный троллейбус в мире! Над головами с видом хозяев хохочут чайки, заставляя робко прятаться городских голубей. Узкие улицы тянутся вдоль сопок, поросших густым березняком, то взбираются на крутые террасы, то сбегают ближе к холодному, узкому и длинному Кольскому заливу. Спиной к городу, лицом к бывшей линии фронта навеки застыл бетонный солдат в плащ-палатке, которого здесь ласково называют Алёшей.

Это Город-герой Мурманск. Гордость и память неотделимы от его атмосферы и образа. Прошлое и настоящее, военная история и современный «Атомфлот». Наверно, поэтому символично, что именно в Мурманске состоялась II-ая Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». Она проходила 2 - 4 июля 2015 года и была посвящена 70-летию атомной отрасли. Организовали конференцию Историко-культурный центр Госкорпорации «Росатом», ФГУП «Атомфлот», Российский комитет Международного Совета музеев, Агентство музейного проектирования «Инверсия». Обменяться опытом приехали специалисты музейного дела из разных городов России, из Нидерландов, Германии, Франции, Чехии, Швеции, Канады. Пленарное заседание конференции проходило на территории ФГУП «Атомфлот», работа секций – на борту Арктического выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин».



Не хранилище пыльных древностей, а синтез истории, новых технологий, эксперимента, а также образовательный центр – вот что, по мнению участников конференции, представляет собой музей корпорации сегодня. Поэтому каждый говорил о том, как важно и экспозицию сделать содержательной, и для удобства посетителей использовать самые современные технические достижения. Например, отправить гостей в захватывающее виртуальное путешествие от газовой плиты в недра земли и сделать свидетелями зарождения полезных ископаемых, или заставить пережить весь круговорот в природе вместе с капелькой воды – как вам такая прогулка вместо утомительной лекции?!.

По всему миру корпоративные музеи больше не воспринимаются как непрофильный актив. Теперь они не только сохраняют уникальные образцы индустриального наследия, историю компании или ведомства. В наше время музей становится важным элементом построения корпоративной этики, инструментом формирования позитивного имиджа предприятия. Музеи – и это не секрет! - помогают получать прибыль. «Посетители должны видеть стабильность вашей компании, а также то, что вы участвуете в развитии новых проектов, услуг. Люди покупают у тех, кого уважают. У них должно быть ощущение, что компания, которую представляет музей, занята не только зарабатыванием денег: заниматься «продвижением» бренда нужно более тонко», - сказал в своем докладе директор французской «Avesta group» Поль Алезраа.

О главенстве формы и содержания спорят создатели экспозиций и архитекторы. «Музейщикам приходится играть в игру, которую им навязывает архитектор. Конечно, самое удобное помещение – это коробка с четырьмя стенами. Но мы можем создать музей от начала до конца в любых, даже очень «странных» условиях, - утверждает дизайнер из Чехии Борис Мицка. – Современные технологии помогают решить проблему нехватки места, например, благодаря интерактивным моделям. Главное, чтобы здание было безопасным для будущих экспонатов, чтобы ни в коем случае их не повредить».

О важности реализации социальных программ рассказал директор Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков: «Для борьбы с радиофобией, охватившей многие страны после аварии на «Фукусиме», мы стали строить информационные центры в больших городах. Цель – простым языком рассказать о природе атомной энергии, о ее свойствах. Наша целевая аудитория – это школьники старших классов. У нас действует программа «Nuclear Kids» по поддержке талантливых детей, живущих в «закрытых» городах. Когда их выступления видят жители других территорий, то убеждаются, что «атомные» дети никакие не хвостатые, а искрометные и творческие».

Особое внимание на конференции уделялось вопросам развития музеев атомной отрасли. Но здесь существуют большие сложности. Ведь по вполне понятным причинам выставить на всеобщее обозрение можно лишь малую часть разработок и достижений, которыми по праву гордится предприятие и от которых зависит обороноспособность страны. Потому и презентации у представителей корпоративных музеев из «закрытых» городов выглядели гораздо сдержаннее и строже, чем красочные интерактивные шоу коллег, не связанных рамками «режимности». При этом атомщики особенно бережно хранят память о выдающихся личностях, которые внесли свой вклад в развитие всей отрасли и конкретных предприятий. Ведущий инженер АО «ОКБМ Африкантов» Владимир Галушкин с чувством законной гордости заявил: «Все, что по морям с реакторами плавает, - это наши установки!». Руководитель снежинской делегации заместитель директора РФЯЦ – ВНИИТФ Борис Водолага отметил, что важным условием для развития на территории «закрытых» городов таких хранилищ истории, как Музей ядерного оружия, является в первую очередь обретение ими официального статуса.


Программа конференции была очень плотной благодаря не только разнообразным и интересным докладам, но и замечательной организации, новым впечатлениям, которые получили гости «Атомфлота». В первый же день участники форума побывали на борту действующего атомного ледокола «Советский союз», совершили обзорную экскурсию по Мурманску. Сильнейшее впечатление произвел на всех мемориальный комплекс, посвященный памяти моряков, погибших в мирное время. Именно там установлена часть рубки атомной подводной лодки К-141 «Курск», затонувшей 12 августа 2000 года. Неподалеку замурована в бетон капсула с водой Баренцева моря, ставшего братской могилой для экипажа…

На следующий день работа конференции продолжилась на борту атомного ледокола «Ленин».



Разглядеть атомоход издали невозможно: непривычному глазу мурманский порт кажется хаосом из строений и подъемных кранов. Автобус спускается к морскому вокзалу – и вдруг на вираже за деревьями и зданиями мелькает огромная белая рубка, такая знакомая по документальным фильмам и фотографиям... 

Для Б.К. Водолаги это вторая в жизни личная встреча с ледоколом «Ленин». Первая произошла в декабре 1988 года, когда легендарный атомоход, уже отработав 30 лет на проводке судов в арктических морях и завершая свою предпоследнюю навигацию, пришел к Новой Земле, чтобы эвакуировать оттуда группу испытателей. «Была полярная ночь, и в сполохах северного сияния ледокол приближался к нам, разрывая темноту мощными прожекторами. Это было фантастическое зрелище!» - вспоминает Борис Константинович.

…А сейчас, летом, за Полярным кругом сиял недремлющий полярный день. Рассвета не было, как долго еще не будет и заката. Среди ночи солнце светило с севера. И первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой - ледокол «Ленин» - теперь является структурным подразделением ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом». С 2009 года корабль-музей стоит у мурманского причала. Ежегодно его посещают тысячи туристов. Они видят, как соседствуют в одном пространстве чуть позеленевшие медные таблички на деревянных дверях кают: «Боцман», «Завпрод» - и современная интерактивная экспозиция выставки «Кольский атом». Могут потрогать штурвал в ходовой рубке и рассмотреть модель атомного реактора, спуститься по крутым трапам, заглянуть в турбогенераторное отделение, в столовую экипажа и судовой музей, приобрести сувениры на память.

Участники конференции «Корпоративные музеи сегодня», помимо полезного опыта и новых знакомств, увезли с собой яркие воспоминания о «воротах Арктики» и о мужественных людях, поколения которых стоят на страже северных рубежей нашей Родины.


(2015)


Рецензии