Краткая история религии Адыгагъэ

Историю религии адыгов хронологически можно разбить на 11-ть периодов.
 Остановимся кратко на каждом из них :
1-ый период -  Зарождения религии Нартыгъэ.
древнейший период, примерно 12 тысяч лет назад и ранее.
  Сколько времени он длился неизвестно.  Это период жизни «древнейших нартов» (отцов основателей),
заложивших фундамент религии нартов (Нартыгъэ),  когда адыгов (черкесов) ещё не было, но здесь речь
о религии, об истоках духовного учения, зародившейся в нартской среде.
  Этот далёкий период предыстории скрыт от потомков нартов за завесой тысячелетий.
  Есть большая вероятность, что названный период является эпохой «ПраМоноТеизма», который впервые
описан немецким этнографом Вильгельмом Шмидтом.
  Существует множество гипотез относительно того, кто же были Нарты.
  Одна из гипотез предполагает, что Нарты были «Атланты», другая гипотеза говорит о том, что Нарты были те
кого в Библии именуют «Нефилимы», третья гипотеза указывает тех кого в Египте именовали  «Нетерами» и т.д.
  Ни одну из этих или подобных гипотез мы здесь не будем рассматривать, так как даже если подобные
исторические предположения найдут свои доказательства, они вряд ли изменят наши представления
о философии и религии древних нартов.
  Для нас важнее суть духовного учения древних предков (а не их этноним), которая дошла до нас
в сокровищницах Нартской мифологии.   Этот период "Зарождения" можно реконструировать не только
с помощью Нартиады, но ещё и по некоторым древним адыгским обычаям (о чем будет речь далее).

2-ой период - 
древнейший «Расцвета» : длился 4 тысячи лет, в диапозоне от 8 до 12 тысяч лет назад.
  Данный период характеризует Нартов как героев вошедших войти в историю своими славными подвигами
и многими достижениями. Именно в это время сложилось большинство известных нам сказаний Нартиады.
  Возможно, что это время максимального расцвета религии Нартов, но судить об этом с уверенностью
невозможно, так как не расшифрована вся Нартиада.  В этот период, в нартской среде, зародились древние
религиозно-магические обычаи, которые со временем охватили Азию, Европу и Африку, но были известны
на Американском континенте. Из адыгской версии Нартиады следует, что у Нартов и их соседей существовали
почти сходные представления о душе, о Боге, смерти, магии и т.д.

3-ий период - 
древний «Жемчужный» длился 3 тысячи лет, в диапазоне от 5 до 8 тысяч лет назад.
  С самого рождения, нартские народы, мифология и религия подверглись разрывным тенденциям
свойственным тому времени. Народы заселяли планету.
  Религиозное учение Нартов следовало за нартскими народами, распространяясь как волна, в результате его
фрагменты оседали у разных народов, где они постепенно дополнялись, изменялись.
  Адыгская Нартиада, равно как версии соседних народов, свидетельствуют о том, что значимая часть нартского
народа жила в этот период на Кавказе.   Вероятно, что это период был относительно спокойным для бытования
и расцвета нартской религии на Кавказе, вплоть до катастрофы, приведшей к исчезновению этой цивилизации.

4-ый период - 
древний «Майкопский» : длился 1 тысячу лет, в диапазоне от 4 до 5 тысяч лет назад.
  Это период, когда оставались потомки нартов, которые не прошли обучения нартской системе чудотворения,
сохранились лишь фрагменты древних знаний, они касались внешней стороны духовно-религиозной жизни
нартов, этики, обычаев, обрядов, традиций. Мифология содержит сведения эзотерического содержания.
  Часть проточеркесских нартских народов ушли с Кавказа в Малую Азию (территории современной Турции),
там они упоминаются как древние хАтты, Каски и др., которые через полторы тысячи лет предстояло
раствориться в хЕттах-несситах.
  Большая часть наших проточеркесских предков остались на Кавказе.
  Археологических материалов по Майкопскому периоду достаточно много.
 Золотых, бронзовых, глиняных и т.д. изделий, артефактов этого периода много, если сравнивать с соседними
регионами, где за последующие две тысячи лет ничего подобного не было обнаружено. Существует множество
научных работ подтверждающих, что 90 % найденных артефактов свидетельствуют о том, что наши предки,
обозначенные как создатели «Майкопской археологической культуры» были глубоко религиозными народами.
  Высокая концентрация богатств в руках царей, которые захоронены в этих курганах, а также сложность
ритуалов захоронений, указывают на то, что это было древнейшее государство Европы.
  «Майкопский» период важен для исследования того, как именно духовные традиции нартов повлияли на хАттов,
хЕттов(неситов), на Шумер, на Египет и другие более поздние культуры, народы и государственные религии.
   В курганах Майкопской культуры, примерно 5700 лет назад (по результатам радиоуглеродного анализа),
сооружались каменные ложи (ящики), для погребения высокопоставленных  вождей и жрецов.
  Существует гипотеза археолога Н.Ловпаче, что из религиозной традиции сооружать эти подкурганные каменные
ящики, родилась традиция строительства дольменов.  Т.е. некоторые религиозные представления изменились
и они приобрели внешние очертания того, что археологи назовут «Дольменной культурой».

5-ый период - 
«Дольменный»,  охватывает 2 тысячи лет, в диапозоне от 2 до 4 тысяч лет назад.
  То есть это всё 2-ое и 3-ее тысячелетие до новой эры.
  Религия черкесов так называемой «дольменной культуры» представляет для учёных большую загадку.
Они полагают, что это была совершенно иная религия.  Осмелимся предположить, что это не так, религия
была той же. В этот период, нартская религия, возможно впервые, вступила в синкретические отношения
с какой-то пришлой религией. Однако, больше признаков того, что внутри религии возникло второе течение,
которое призывало не возводить курганы над каменными ящиками (дольменами).
  Нартыгъэ было свойственно искать новые формы, а в данном случае они каснулись только частичного
изменения формы погребения успопших.
  По сути, религия строителей испунов (дольменов) мало отличалась от религии майкопцев, созданием
курганов и возможно первичным сжиганиет тел). Поэтому, в Нартской мифологии нет указания культ
испунов (дольменов) и связанных с ритуалов, а важность предшествовавшей курганной традиции
присутствует, хотя курганы создавались значительно раньше.
  Строительство испунов (дольменов) у большей части адыгских племён резко прекратилась примерно
в 12 веке до нашей эры. О причинах исчезновения дольменной традиции высказываются разные
гипотезы, но общепризнанной пока нет. Хотя отдельные новые испуны строились, в течении
последующих 500 лет (абхазо-ажыгскими племенами Черноморского побережья).

6-ой период - 
Древний «Античный», длился примерно все первое тысячеление до новой эры.
  Благодаря «отцу истории» Геродоту и др. античным авторам, адыги вошли в историю под множеством
этнонимов : Меоты, Синды, Псесы, Дандарии, Аспургиане, Тореаты, Агры, Аррехи, Ахейцы, Тарпеты,
Иксаматы, Обидиакены, Ситтакены, Досхи и др..
  Прибрежные племена вступили  в локальные торговые контакты с эллинами (др.греками), которые
основали несколько  торговых факторий на берегу Черного моря.
  В советское время высказывались гипотезы о том, что образы нартских героев древние греки
скопировали у черкесов и создали на их основе героев Прометея, Одиссея и т.д.
Эти предположения оказались живучими, потому что в некоторых европейских научных кругах до сих
пор считается, что греки были собирателями мифо-религиозных представлений со всего мира.
  Однако, новые открытия учёных показывают, что адыгская мифология, пеласго-греческая,
шумеро-аккадская, западносемитская и мифологии многих народов имеют единый древнейший
первоисточник, который старше греков и адыгов на три тысячи лет.
  Втягиваясь в торговлю с греками, адыги создали город-государство Синдика и другие города.
Используя некоторые финансовые инструменты, выпустили первые деньги (серебряные монеты).
Исторической информации относительно этого периода значительно больше, чем по предыдущей
истории. Основная информация сохранилась благодаря античным историкам и путешественникам.
Однако, касательно религии меотов (предков адыгов) там редкие отрывочные упоминания.
  К примеру, по свидетельству Николая Дамасского, у синдов (меотов) был обычай –
«бросать на могилу столько рыбы, сколько врагов убил погребаемый».
  Меотский субэтнос «Аспургиане» в конце этого периода вошёл в историю как могущественные маги.
Их упоминали Страбон и другие авторы.
  На Черноморском побережье возникли небольшие очаги вкраплений религии античных греков,
но они не оказали значимого влияния на верования черкесов  и со временем исчезли вовсе.

7-ой период - 
«Зихский», когда было соседства с Христианством», с 1 по 6 век нашей эры.
  Длился примерно 500 лет, с появления на землях адыгского субэтноса «Зихов» первых апостолов Христа
и до зарождения Ислама.  Носителями христианства были римские легионы,  торговцы, миссионеры  и  т.д.
  Первые незначительные очаги синкретизма с Христианством возникли в тот период.

8-ой период - 
«Средневековый, черкесский».
  Этот период длился 1200 лет, с 6 по 18 век наше эры. Характеризуется почти полным окружением адыгов со
всех сторон носителями Ислама и Христианства».  Начало этому периоду дает рождения Ислама.
  Далее, уже две авраамические религии (Ислам и Христианство), одновременно попытались вытеснить нартскую
религию из сознания черкесов.  Навязывание авраамических религий вначале осуществлялось миссиями мирных
проповедников, сопровождавших торговые миссии, затем последовали и более жёсткие методы принуждения.
  Современные манкурты игнорируют очевидный факт - 1200 лет, наши предки мягко отбивались от двух мировых
религий-монстров, которые требовали  поклониться западно-семитскому Богу Яхве (он же исламский Аллах).
  Причина долгого сопротивления одна - образ нартского бога Тхьэшхуэ, в сознании черкесов, не сочетался
с образами чужих богов, в силу кардинальных различий в мировоззрении.
  Эти 1200 лет, в религиозной истории адыгов удивительны, потому что адыги были в  явном меньшинстве
и в окружении авраамистов. Монголо-татарское нашествие привели к тому, что черкесы оказались в
мусульманском окружении. Однако, адыги толерантно игнорировать Ислам, продолжая проявлять терпимость
и уважения к вере других народов.   В этот период появились несколько незначительных очагов синкретизма,
как с Христианством, так и с Исламом.  Порой, ангажированные историки пишут работы, в которых ярко
расписываются многие правдивые подробности жизни в этих очагах синкретизма.
Речь как бы о фактах исторической правды. Однако, об основной религии черкесов упоминается чрезвычайно
мало, как если бы большинство адыгов то были христиане, а потом вдруг были мусульмане.
От таких работ восхваляющих незначительные очаги синкретизма у пользователей исторической литературы
формируется ложно представление о господствующей религии того времени.
Этих манипуляции опровергаются многими сообщения средневековых авторов.  Древняя религия адыгов,
словно не надеясь на позиции современных историков, подробна отразилась в свидетельствах иностранных
путешественников средних веков.

Иоанн де Галонифонтибус, в 1404 году, сообщал:
  "Говорят, что их женщины являются великими волшебницами и применяют своё ремесло очень охотно.
Они вызывают ветер и заставляют море штормить, творя кораблекрушения, ибо у них нет хороших гаваней.
Когда я путешествовал по этим землям и вокруг них, я убедился, что эти сплетни являются правдой. 
Волшебные силы повергли море в неистовство, особенно ночью.".
   «Что касается религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими
сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды. Вместо сорокадневного поста они
постятся 50 дней, так как они выполняют также предрождественский и пятничный посты. И это все.
В великие посты и воскресенье они даже приносят в жертву животных, мясо которых раздается и поедается,
но головы они отдают бедным и старым или же выставляют их на высоких местах, вроде ветвей деревьев,
что предполагает пищу для духов. Дерево высаживается рядом с церковью, и на него вешают крест, после чего
его называют древом господним. На ветвях этого дерева развешивают различные символы, среди которых
есть и головы животных. <.>
  Рядом с церковью и упомянутым выше древом господним очерчивается круг, внутри которого никто никогда
не посмеет прикоснуться к чему-либо. Но вне этого круга правило таково, что тот, кто первым прикоснется
к чему-либо, то он может владеть этим».

Иоганн Шильтбергер, в 1427 году, пишет:
«У них (у черкесов) есть обычай класть убитых молнией в гроб, которых потом вешают на высокое дерево.
После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут
быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трёх дней, и повторяют
то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, поражённый молнией,
должен быть святой.»

  Джордио Интериано (генуэзец), в 1502 году, издал работу (входящую в список 150 первых печатных книг мира),
благодаря которой до нас дошло много ценных сведения о мировоззрении и религиозных представлениях
черкесов, обряде «Воздушного погребения», обычае «Даров», обычае «Аталычества», обряде «Ритуального
лишения девственности» и др.

   В 1624 году был предъявлен уникальный документ – «Чин отречения от Черкасской веры», в составе требника.
Он был напечатан патриархом Филаретом. Т.е. время совпадает с периодом женитьбы Ивана IV в 1561 г. на Марии
Темрюковне.   Многие думают, что черкесы были к тому времени мусульманами, значит, и крестились как
приходящие "от сарацын". Однако наличие особого чина для принятия «черкас» доказывает, что русские
православные деятели 16-го века, хорошо знали об адыгской вере. Иначе достаточно было бы чина
отречения от "сарацынской веры", как тогда называли Ислам в России.

   Адам Олеарий, в 1636 году, (середина XVII в.) сообщает о черкесах следующее :
«Когда умирает знатный человек, собираются мужчины и женщины в поле, приносят в жертву козу и производят
при этом странную дурацкую пробу, годится ли животное в жертву: а именно, они отрезают производительную
часть, бросают ее об стену или забор и если она не прилипнет, но скоро отпадет, то жертва признается
недостойной, тогда нужно заколоть другую; если же она прилипнет, то жертва считается избранною.
Тогда снимается шкура, растягивается и насаживается на длинный шест. Перед ним приносят жертвы,
варят и жарят, и друг с другом съедают мясо. Затем выступает несколько мужчин и молятся перед шкурой
один за другим. <.> Шкура остается на шесте до тех пор, пока ее не сменит новая жертва <.>. Такого рода
козью шкуру мы встретили при въезде в Терки <.>; вместе с головой и рогами она была натянута на черный
крест, в середине четыре раза прорезана и водружена на длинном шесте».

П. Г. Брус (шотландец), в  1725 году , свидетельствует :
 «Здесь каждое племя приносит свои жертвоприношения по собственному желанию».

В 1729 году, К. Главани,  французский консул в Крыму, в своём «Описание Черкесии» писал:
«Они чтут субботу, воскресенье и пятницу, празднуют Пасху с христианами и байрам с турками, утверждая, что
все хорошо».

  ОСОБО. Канжаль. Адыги не вправе забывать, что последний раз, наиболее сильно древнейшая религия адыгов
смогла продемонстрировать всему миру свою эффективность только в 1708 году.
 Сборное мусульманское войско, в главе с крымским ханом, намеревались военной силой заставить кабардинцев
к платежам, которые в Исламе положено брать с иноверцев. Кабардинская верхушка, которая была в Исламе,
чтобы избежать братоубийственного столкновения, перед сражением отправила к Каплан-Гирею
(потребовавшему не менее трех тысяч ясырей), посланцев, которые объясняли: 
  «… чьих детей мы будем отдавать? Особливо теперь: большинство народа черкесского освящены благодатью
Ислама, в каждой деревне, в каждом селе строятся соборные и приходские мечети и школы, исправно
совершается пятикратная молитва и идет обучение юношества…».
  Однако, крымский хан свои требований не изменил. Очевидно, что Каплан-Гирей прекрасно знал, что
подавляющее большинство адыгов не мусульмане.  Далее, история свидетельствует – адыги получил победу
над войском Крымским хана, над которым развевался флаг Аллаха. Восьмикратное превосходство в численности
мусульманским воинам не помогло. Канжальская битва ещё ожидает адыгских исследователей (если когда-либо
дадут доступ в архивы).
 

9-ый период - 
 «принудительный Ислам : примерно с 1801г. по 1859 г.».
  Это период, когда адыги, находясь в середине столетней войны, были принуждёны к принятию Ислама.
Даже этот период нельзя рассматривать как отказ народа от Тхьэшхуэ, потому что о подобном требовании
мусульманские проповедники даже не заикались (чтобы их не прогнали). Они говорили, что их мусульманский
Яхве-Аллах и адыгский Тхьэшхуэ это один и тот же объект почитания.
  В период с 1801 г. по 1810 года., почти вся адыгские аристократы сделали роковой выбор, приняв решение
принудить народ к чужой вере, находясь в жерновах Русско–Черкесской войны (далее сокращённо – «РЧВ»).
Беда одна не приходит, сразу после этого в Кабарду пришла эпидемия, которая унесла жизни более половины
населения.

  Тяжесть войны усилилась, начались испытания и истязания войной, которая суммарно длилась 101 год.,
экономическое и военное удушение, голод, болезни, изгнание.  Когда современные исламисты говорят –
«в начале 19 века,черкесы большинством приняли Ислам добровольно и без насилия», то глубоко
ошибаются (либо лицемерно лгут). Историки могут вытащить из архивов множество доказательств и ярких
свидетельств, применения обмана, угроз, убийств и военно политического принуждения.

 Приведём фрагмент из Письма Мухаммад Амина Шамилю от 13 мая 1854 года :
   "Мы спалили дома отступников, убили некоторых, некоторых заключили в тюрьму, а некоторых избили.
Собрав отряд, мы поднимались даже четырежды в горы, где однажды мы истребили 60 ренегатов "магов",
мы их захватили в плен, предали огню их "обнаженных" идолов.".
  Это безоговорочное признание убийцы. Он убивал черкесов, а точнее убивал черкесских магов –
представителей древнейшей адыгской религии. Это не похоже на мирную проповедь Ислама.
В письме он не применяет к нашим магам такие слова как Ширк и Мушрик, обозначающие язычество
и язычников. Он употребил понятие «Маджус» (маг), следовательно, Муххамад Амин знал, кого следует
убивать. Понятно, что он не главный и не единственный палач адыгской религии и магов.
Начиная с 1802 года, таких вооружённых «проповедников» с оружием были тысячи, и к сожалению 
большинство из них были адыгских кровей.
  Это самый позорный поступок адыгской аристократии, результат ошибочного решения, который
допущен в середине столетней войны. Начиная с 1802 года, адыгская аристократия руководила травлей
и физическим уничтожением древней религии, это была позорная и кровавая жертва на алтарь чужого
Бога, ради закрепления военно-политического союза с мусульманским миром.
  Российская империя, присоединив Грузию, смогла, замкнуть вокруг черкесов кольцо экономической
блокады. Больше черкесы не могли торговать ни с кем, кроме как с самой Империей.
Империя прекрасно знала, как нужно торговать, для того чтобы задушить экономику окружённой страны.
  Понятно, что в 1854 году Муххамад Амин с большим трудом находил последних "Маджус".
  С точки зрения верующих в Ислам, Мухаммад Амин и его подручные делали "правильные убийства",
то есть убийства, одобренные их божеством.  С моей точки зрения, он, и помогавшие ему черкесы,
убивали носителей древнейшего адыгского духовного опыта.  Страхом смерти и обманом, они
принуждали народ к новой религии. Так они отнималось право «свободного выбора».   
Позже, уже будучи во втором поколении мусульманами, адыги упустили несколько возможностей
дипломатического урегулирования конфликта с Империей. Вероятно у адыгов была сильная надежда
мусульманское божество. Затем они окончательно проиграли РЧВ. Наступили тяжёлые последствия
проигрыша -  примерно  96 % черкесов были убиты, умерли от лишений, стали беженцами получившими
приют в 50-ти странах мира.
  Говоря языком понятным всем верующим, два филиала Бога Яхве-Аллаха поделили Черкессию,
христианский филиал забрал землю, а исламский филиал забрал население.  Большинство этих
адыгов-беженцев оказались в мусульманских странах, где живут и сейчас, где у них стремительно
исчезают признаки адыгскости.  Для оставшихся на Родине 4-х процентов адыгского народа, условно
«исламский» период продолжался в общей сумме около 100 лет, до прихода большевиков к власти
в Российской империи.  Однако, древняя религия черкесов была жива, несмотря на насилие, обман
и разнузданную пропаганду. Стойкая приверженность черкесов своей древней религии имеет
множественные подтверждения  и в этом историческом периоде.

Приведу некоторые цитаты по всему этому периоду :
Минай Медичи (католический монах), в 1819 г., сообщал:
  ". . В разных местах близ деревьев втыкают деревянные шесты, нечто вроде пастырских жезлов,
которые называют тапши. . В какой бы нужде они ни были, невозможно, чтобы, не сойдя с лошади
и без преклонения, проследовали бы мимо этой тапши, где к тому же, произносят нечто вроде
молитвы. Они, по-видимому, всегда просят успеха в своем деле и очень благоговеют пред
совершением духовных дел. При всех случаях молятся так: Т’санып у г’семут’о ашнемджыр ц’фыр
г’семт’о т’hлкнып, т. е.: “Если ты не дашь нам нашего счастья, никакой человек не может дать нам
наше счастье”.

В 1823 году Тэбу де Мариньи отмечает :
 «С начала марта они воздерживаются от употребления в пищу яиц, прекращают давать взаймы или одалживать;
<.> не берут даже огня у своих соседей <.>. Праздник заканчивается стрельбой из ружей; мишенью служит яйцо,
а призом для победителей шкуры жертвенных животных».

Э. Спенсер. Путешествия в Черкесию (1839г.), пишет :
«Главными постулатами в вере жителей Западного Кавказа являются — прочная вера в единого Бога,. .
Кроме единого вечного Бога, они верят в существование нескольких низших существ, или святых, которым
Великий Дух, Тха, передал власть над такими земными вещами, которые он считает слишком незначительными
для его внушающего страх контроля. Некоторые из них представляются особенным символом; но они
не поклоняются им иначе, кроме как промежуточному объекту. На сей счет я произвел строгий опрос и
обнаружил, что все мои информаторы согласились с этим мнением.».

  Там же, Эдмонд Спенсер, описывает Созереша как самого могущественного адыгского святого,
«у которого находятся в подчинении ветры и воды. «Сеозерес - защитник стад мелкого и крупного
рогатого скота» и т.п.

  Султан Хан-Гирей в своем произведении "Черкесские предания" (1841г.) пишет  следующее:
"Вскоре поле покрылось яствами и напитками, но угощение не начиналось: ждали имама, княжеского
эфенди. Князь-старшина хотел соединить языческие обряды с исламизмом. Наконец явился и имам.
Он хотя проклинал и ненавидел языческие обряды, но находил в законах, как улемы знаменитого
Махмуда, сообразные с желанием князя толкования, благословил торжество язычников и говорил
речь о блаженстве, предназначенном павшим за дело родной земли воинам.
Набожные с благоговением слушали религиозные поучения имама, но язычники шепотом издевались
над его словами и бородой, а чалму его сравнивали с головным убором вдов".

Николай Дубровин (прим.1867г.)  пишет :
  «С наступлением теплого времени, и именно 7 апреля, черкесы праздновали нагышатах) – подарок
свежими цветами. В этот день девицы и молодые женщины толпами отправлялись в поле, собирали
цветы и дарили ими друг друга .»
  (Нагъыщхьэтыхь – обряд в честь Духа садов и огородов Хадэ-гуащэ.)

  К этому периоду относятся ритуальные маски, которые сейчас экспонируются в Российском
этнографическом музей (СПб), они одевались адыгскими Джегуако при исполнении древних ритуалов.
  После 1864 года, древнюю религию адыгов перестали уничтожать исламизированные черкесы,
религия относительно спокойно дожила до 1917 года.

10-ый период - 
«Принудительный Атеизм : с 1917г. по 1991г., 74 года.
  Период правильно выделять только для тех черкесов, которые продолжили жить на Родине, под властью
большевиков -воинствующих атеистов. Остальных черкесов живущих в диаспорах, в мусульманских странах,
особенности этого периода не коснулись.
  В 1917 г., власть в Российской Империи захватили воинствующие атеисты (большевики), чуть позже под их
руководством образовался СССР.
  Во всем СССР принудительно утвердился атеизм. Учителя всех религий подверглись гонениям, борьба
велась с целью полного искоренения, под лозунгом «Религия – опиум для народа». Все религии тогда
потеряли паству, а проповедники были убиты или репрессированы.
  В этот атеистический период, религия черкесов проявила стойкость. Об этом, свидетельствует множество
документов.   К примеру, читатель может ознакомиться с содержанием Сборника студенческих работ
Московского Государственного университета (Москва 1940. Выпуск XVII. Этнография), который
называется «Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. Материалы Шапсугской экспедиции 1939 г.».
  Государственное и общественное преследование религий было ослаблено после начала Великой
отечественной войны. Однако, по религии адыгов, как и по всему адыгскому народы, было нанесено
столько ударов, что она покачнулась.
  Мощный удар по всем религиям планеты, в том числе и по Адыгагъэ, нанесла атеистичная пропаганда,
которая велась атеистами под видом продвижения науки. У науки ни тогда, ни сейчас, нет значимых
сведений о духовном мире, она его пока ещё не изучает. Но авторитет науки был использован, для
отвращения всех народов от Бога.  Государственное шельмование и преследование религий полностью
прекратились только тогда, когда  СССР финансово обанкротилась и распалась в 1991 году, несмотря
несметные природные ресурсы всех народов, ранее захваченных империей.
  Период принудительного Атеизма, длившийся 74 года, закончился.

11-ый период - 
Текущий исторический момент.
   После распада СССР, во всех вновь образованных национальных государствах принялись возрождать
свои религии.
  В этот период благоприятный для возрождения своей религии, адыгские политическая элита совершили
очередную ошибку – они стали возрождать навязанный Ислам, но не свою древнейшую религию.
  Большая адыгов, кто успел глубоко погрузиться в Ислам, в период с 1802 по 1864 годы, оказались
в числе мухаджиров, покинувших Родину. Среди тех, кто остался на Родине, за условно «Исламский»
период, до атеизма, который длился целое столетие (то есть 4 поколения черкесов), некоторое число
черкесов тоже вошли в Ислам.  Это «вхождение» было нейтрализовано 74 годами в атеизме.
Следовало возрождать свою древнейшую религию, как первооснову адыгского мировоззрения.
Однако, оказалось, что атеизму и авраамическим религиям, за истекшие полторы тысячи лет неплохо
удалось исказить память многих адыгов. Различные зарубежные эмиссары поспешили оказывать
черкесам финансовую помощь в строительстве мечетей. Надежды на инвестиции разбудили интерес
чиновников. Власти трёх маленьких республик, постелили зелёную дорожку для религии Ислам.
 Полагаем, что нельзя сказать, что Ислам пытается вернуть адыгов под своё "духовное управление",
так как большинство тех, кто живёт на Родине является мусульманами только по официальным отчётам.
  Объективное изучение исторических документов, показывает что всякий раз, когда черкесы имели
возможность свободного волеизъявления, то они всегда массово соблюдали религиозные обряды
своей традиционной религии (которая старше Ислама и Христианства).
  В любом музее, где есть адыгская экспозиция, внимательный посетитель может увидеть,
что  95 % адыгских предметов культуры не имеют признаков  авраамических религий.
Эти вещи изготовлены приверженцами совершенно мировоззрения, другой религии, другой
знаково-символьной системы.  На это важное обстоятельство указывает работа директора
Национального музея КБР  Ф.Накова, «Тхыпхъэ. Адыгская (Черкесская) знаковая система» (2010г.).

  Этот 11-ый период продолжается и религиозная ситуация двоякая.
  С одной стороны, существует прекрасная возможность для возрождения религии "Адыгагъэ", возвращения
народа на путь самостоятельного духовного развития, к славной традиции, которой более 5-ти тысяч лет.
  С другой стороны, существует открытая мусульманская пропаганда, которая имеет поддержку власти, которая
активно борется с остатками древней религии адыгов, а именно борется с древними обычаями и традициями,
под предлогом приведения их в соответствие с исламскими стандартами.


Рецензии