Мужик и омут

Слушай, друг, какую историю расскажу! Иду я воль нашего старого оврага, гуляю со своим псом. И тут слышу из-под моста вопль: «Помогите, Христа ради! Упаду ведь! Пропаду!». Склонил я тогда голову и вижу, мужик в овраге на уступчике сидит и держится за камни чуть ли не зубами. Я к краю оврага подошел, и спрашиваю его:  «Ты пьяный чтоль, аль больной? Ты на кой туда залез?».  Мужик же тот на то мне так ответил: «Я не раз как ты по берегу гулял. Сегодня же иду, и вижу, дед сидит, и рыбу ловит, а он на том месте каждый день, с утра  до самой ночи. Мне скучно было, вот я к нему и подошел, да стал развлекать себя беседой. Подошел к нему и говорю:
- Эх старый, в какой день ни приду, а ты все на берегу. Все удишь и удишь свою рыбу, не уж-то не надоело? Жарко ж, где ей взяться то? - а он на меня хитро так взглянул и говорит мне:
- Авось кто за день и словится, это вы молодые все жить торопитесь, а я, кто знает, может, в последний раз свои кости грею, лет то мне, что тому дубу.
Я ж посмотрел на него удивленно, а на нем даже испарины нет, и буркнул себе под нос: «Ну да - ну да, другой бы на твоем месте, уже б слег давно под таким-то солнцепеком»... А он видно расслышал и переспрашивает:
- Что? Говори громче, что под нос себе шепчешь?
Рассмеялся я тогда, и со смехом ему говорю:
- Громче? А не боишься, что распугаю всех твоих карасей?
Он же зыркнул на меня хмуро и проворчал:
- Так ты сам ж сказал, что нет рыбы.
- А мне почем знать? - удивился я и добавил:
 - Может и есть. Думается, не сидел бы ты столько времени с пустым то ведром. Слушай, а может, ты русалку ловишь, а? Не уж-то есть мощи на старости лет? - спросил я, смеясь над ним.
- Шалопай... Дуб то хоть и старый, но еще крепкий... - рассмеялся он мне в ответ.
А погода то была чудная, на небе не облачка, а вода так и манила своей синевой и прохладой.
- Эх, жарко на солнце сидеть,  мочи нет. Пойти чтоль искупаться? - спросил я старого, на что он мне ответил:
- Иди, искупнись, только подальше уйди, а то всю воду взбаламутишь...
А мне все скучно было, думаю все как бы развлечься? Вот и придумал я такое дело:
- Слушай, а давай поспорим? Спорим, я до того берега доплыву? - он же удивлено на меня посмотрел и спросил меня:
-  И на кой мне это нужно? - а я все не унимался, все наседал на него:
- Да ладно тебе, хоть как-то свой день, старый, разнообразишь, а то и глядишь, скоро мхом покроешься! - он же брови свои свел, и буркнул хмуро:
- Ага, уже разнообразил, спасу нет никакого! - на то я рассмеялся и добавил:
- Слушай, все веселей, вот доплыву, ты мне всю рыбу отдашь!
Посерел тогда старый, но всеж успокоился и чему то улыбнулся про себя, сказав мне:
- Хм... Иж ты, прыткий какой... Рыбу отдать... А коли не доплывешь и потопнешь? - тут уж я немного распалился:
- Почему это я не доплыву? - он же на меня зыркнул и произнес:
- Река-то чай не ручеек...
На то я ему ответил:
- Ну, если на дно пойду, русалку к тебе отправлю, дабы добрым словом помянул! - и смотрю на деда, жду ответа
- Ну-ну... Бахваляйся - бахваляйся, знавал я одного бахвала... - сказал он, сердито отмахиваясь от мошкары.
- Утонул? - спросил его я.
- Да нет, живой. Поседел правда разом...
-  С чего это вдруг? - удивился я.
И рассказал он мне такую историю:
-Как то ночью отправился он рыбачить на лодке, а ночь темная была, звезд не видно. Сел он в лодку и гребет на середину реки, а там другой рыбак, тоже на лодке, сеть в воду забрасывает. Он к нему и направился, поздороваться, только доплыл до него и видит, разомкнулась вода под тем рыбаком, да так, что он разом взял и ушел под воду, вместе с лодкой. Встал мужик в страхе на ноги и весло в руках держит, и все на воду смотрит, молится. Вдруг видит, из воды образина какая-то вынырнула. Морда жуткая, рога острые торчат – во всей своей красе черт к нему вышел. Вышел и говорит мужику: «Помяни мое слово, отвернется от тебя Бог и ты, как есть, под воду уйдешь!» - и рассмеялся так, что вода волнами пошла, и лодку закачало. Испугался тогда мужик пуще прежнего и в страхе что есть сил ударил черта веслом по голове, да так, что у него в руках весло переломилось, а у рогатого лоб треснул. Ушел черт под воду и говорит: «Не прощу я тебе этого и не забуду!» Мужик же тот домой по-быстрому сбежал. А после всем хвалиться начал, как черта одолел, как веслом его огрел.  Рогатый же за ним из каждого водоема, ручья и лужицы наблюдает, и ждет, потирая лапы, когда разрешит Господь его к себе утянуть. Много времени прошло, и возгордился человек: все также ту историю всем рассказывает, добавляя, что он один, без всякой помощи черта  одолел, что всего лишь одним ударом весла черта на тот свет отправил. Забыл мужик как он черта того боялся, и как помощи у Бога просил. И вот идет однажды мужик, после дождя по дороге. Идет, куда бредет не видит,  возьми и наступи в лужу. Тут рассмеялся черт, взял и дернул мужика за ногу. И вот летит мужик вниз, а вокруг тьма кромешная, и подобно воде его страх всего обволакивает. Не видно ни зги, лишь слышно, как вопят кругом люди в муках страшных, и чем глубже он падает, тем сильнее страшится. А страх тот выжигает все нутро его, да так, что забывает, кто он есть и как зовут его. И слышит мужик, как смеется рядом с ним черт, и содрогается от смеха того мужик. И говорит черт: "Что, мужик, забыл ты слова мои? Говорил же я тебе, как только отвернется от тебя Бог, и ты, как есть, под воду уйдешь!» И завопил мужик в ужасе, а черт смеется и все тянет мужика на дно. И видит мужик, что не будет ему пощады, взмолился и вскричал он к Богу: "Помилуй, Господи!". И сжалился над ним Бог, ведь не пришло еще время тому мужику умирать. И вот, чувствует мужик, как обхватили его руки сильные и вверх потащили, да на свет из тьмы вытащили, огляделся, а нет никого кругом, лишь след на земле остался от лужицы пересохшей...
- Ой, старик, небось, брешешь ты мне! Неужто, ты хочешь сказать, что все это правда? - спросил я старого.
-Правда аль нет, не ведомо, может, перепил мужик, да и чуть не потоп в луже, кто знает? Только многие в водах этих утонули, а мужика того, я давно уже у воды не видел, боится.
Не поверил тогда я его словам, взял и прыгнул в воду, и слышу слова вдогонку: "Видит Бог, я предупредил". И вот, плыву я на ту сторону, и чувствую, как все тело стужей сводит, но всеж доплыл и вышел я на берег, смотрю я взад на воду, и слышу голос старика: «На ту сторону доплыть-то может каждый, а вот возвращаются не все!» И плюнул я на землю от досады, что не подумал о том раньше, и нырнул обратно в воду. Плыву, а вода пуще прежнего хладом сковывает, да так, что плыть не в моготу, и слышу, кричит старик: «Эй, Маруся! Вобла ты сушенная, пятки то ему там пощекотай, чай не каждый день к нам гости хаживают! На дно к нам его тяни! Черт я али не черт?» И вижу, преобразился старик, глаза огнем горят, морда страшная, удочкой, словно дубиной, машет, и похолодело сердце у меня. И тут, хвост рыбий около меня плеснул, и слышу голос женский: «Куда ж ты милый? Ты у нас еще не погостил!» И чувствую, как рыбина та, вокруг меня ужом свилась и на дно тянет. И схлопнулись воды надо мной. Я же в объятиях ее бьюсь, и никак освободиться не могу, но всеж извернулся и вцепился ей зубами в глотку, она возьми и отпрянь от меня, шипя от боли. Я же к верху поспешил, грудь огнем горела, воздуха просила. Всплыл, вздохнул. А дед тот, образина старая, по голове меня удой бьет, приговаривая: «Куда же ты, карасик мой? Плыви на дно, домой!» Решил я тогда от него в воде этой схорониться и ниже по теченью выйти. Нырнул, а вынырнуть не смог. Течение хладом своим сковало, и на дно утянуло. А на дне том будто бы садок каменный, и меня в него затягивает. Уцепился я тогда что есть мочи за дно реки руками и пополз в сторону берега, выкарабкался на последнем издыхании. Чувствую вот-вот обратно в воду упаду и погибну в той пучине, но нет, уселся я под мостом на уступчике. И вижу, вода будто бы поляной стала, а посередь той поляны землянка, и вылезает баба из нее, будто б из сортира. Вышла, упала предо мной, ногу подвернув,  и возопила ко мне:  «Касатик мой, чтож ты сидишь то все на верху, спустись ко мне и помоги, я встать не могу!» - а вокруг нее легионы карасей, будто свиньи, в траве копошатся. Увидев же все это, я ей и сказал: «Нет старая, я только из воды, и назад в воду не вернусь!» - и вот, тут ты идешь.
Удивился я тогда его истории, рассмеялся и говорю ему: «Ну ты даешь, вода-то из этого оврага давно ушла, река от сюда далеко, даже ручья и того нет, лет сто назад как пересох!»  Мужик же тот, услышав слова мои, перекрестился и вылез на берег, да и ушел восвояси. Вот такая история случилась.


Рецензии