Достигая внутренней гармонии... Часть 2

      Очерк-интервью из серии ЖЗС ("Жизнь замечательных современников")

            Начало на  http://www.proza.ru/2019/06/21/922
 
                Часть 2

                ВЕЗЁТ ТОМУ, КТО ВЕЗЁТ.

      На заработанные деньги четыре друга поехали в Москву. Только что закончилась Олимпиада-80.  Отважные семнадцатилетние провинциалы хотели посмотреть мир, и казалось, что он весь лежит у их ног.
 
  Обратите внимание, как легко мой герой снимается с места, не боится менять маршруты.

- Вижу, что стремление всё узнать, всё увидеть стало твоей главной чертой?
- Да! – соглашается не задумываясь. – Мною всегда двигало любопытство! 

- Неужели нисколько не боялся? Всё-таки МОСКВА!..
- Мир не без добрых людей. Повезло! В поезде познакомились с женщиной, и она объяснила, как и где устроиться дешевле. Остановились в гостинице «Алтай» на ВДНХ.  И первым делом – махнули в Зоопарк на Баррикадной. Смешно!  В голове звучала мелодия «А я иду, шагаю по Москве!» -   и я пел!  Второй день провели в Третьяковской галерее.  Вспоминая  марки, узнавали  знакомые пейзажи и картины.

- В театрах тоже были?
- А как же! Старались ничего не упустить. В театре Маяковского - «Бег», во МХАТе – «Утиная охота» Вампилова.  В Большом зале консерватории -   концерт  органной музыки! 

- Завидую вашему энтузиазму, - не удержалась от возгласа восхищения. – Ну, а по возвращении?

- Три месяца, до ухода в армию, работал санитаром в медсанчасти.
- Санитаром?!

- Да, - подтверждает Альберт. – Но вновь повезло: в коллективе молодые врачи. Мне интересно было наблюдать, как они обсуждают диагноз, листают толстенные медицинские справочники.  В минуты отдыха видел их здоровый цинизм, в экстренных же случаях они умели собраться -  никакой паники!  Это был для меня новый пласт жизни.

- Армейская служба…?
- В Забайкальском военном округе! – с гордостью. - Нас не спрашивают, где хотим служить.  После Курса молодого бойца определили  в военный госпиталь.
- Тоже повезло, как ты считаешь?
- Наверное, да, - соглашается.  – Но я выполнял всякую работу – бывало, и чёрную, тяжёлую…               

   Обратите внимание, друзья, на то,  как часто, когда Альберт рассказывает о себе, вдруг появляется это слово  - ПОВЕЗЛО!

  Вы думаете везение, удача – прирождённое качество моего собеседника? Вовсе нет! Не зря говорят: везёт тому, кто ВЕЗЁТ.  Никогда Альберт не боялся взвалить на свои плечи груз ответственности и работы. Делал то, что было ПО ДУШЕ. И делал С ДУШОЙ!  Я уверена, потому и везло ему в работе, в людях…

    После армии снова на  завод.  Поскольку был он не женат, предложили командировки.  Туркменистан, а на пути – Ташкент.
- Красивый город?
- Башню у меня снесло от восхищения! – шутит Альберт. – Из башкирской зимы очутился в зелёном лете. А красота природы! Запахи рынков!  Словно рай земной посетил!  С тех пор люблю Восток.  Люблю путешествия. Пришло и новое увлечение – хатха-йогой.   Впрочем, осталось  оно в памяти ещё с детства. Была у отца самодельная книжка о йогах. Иногда и я, подростком, почитывал, не понимая сути, воспринимал как игру.

- А карьерный рост в работе не намечался случайно?
- Случайно намечался, - смеётся мой собеседник. – Предлагали должность партинструктора.  Отказался. Партийная карьера не привлекла.  Зато понравился комсомольско-молодёжный лагерь в Ужгороде. Западная Украина. Красивейшие места. 
-  Националисты-бандеровцы не досаждали?

- Что вы!  Мы подружились с русинами, венграми, словаками.  Гостеприимный, доброжелательный народ, приятная мягкая речь.  Были комсомольцы из Прибалтики, активисты из Германии, Болгарии, Польши.  Дружили, вместе участвовали в дискуссиях. Никакой вражды!

   Не могу не задать вопрос о Комсомоле:
- Альберт, об этой организации  противоречивые мнения. Что ты скажешь о ВЛКСМ?

- Скажу, что плюсов гораздо больше.  Комсомол воспитывал активность, ответственность, чувство долга, давал возможность развития личности.  Мы понимали: если ты открыт, то и тебе мир откроется в полной мере.  .

- А минусы ВЛКСМ?
- Конечно, были и они, как в любом деле.  Иногда заорганизованность, формализм. Были деятели, умевшие  манипулировать ради собственной выгоды. Меня даже исключили на год из Комсомола.
- ??
- Я уже учился в Мединституте.  Узнал, что членам одного из стройотрядов не будут оплачивать работу, поделился сведениями с друзьями.  И мне отомстили: на заседании комитета  вынесли решение  «Исключить из комсомола!»  Иду к декану. Рассказал всё, а он сетует:

- Что делать с тобой? Ума не приложу.  По положению, я должен тебя из института тоже исключить.  Но выход есть. Отработаешь год в хозчасти – восстановим.
- И как дело закончилось?
- В Горкоме  ВЛКСМ, к счастью, разобрались. Отменили решение.  Но мне стало противно там оставаться. Ушёл.
- Как?! – возмущаюсь . -  Ушёл из вуза?! И куда же?

    Альберт пожимает плечами: дескать, не стоит так волноваться!
- Узнал, что есть в Ленинграде училище пчеловодов.   Окончил его   с отличием, пригодился опыт работы на дедовой пасеке. Мечтал  «скрестить злую башкирскую пчелу с доброй закарпатской». Потом поступил в Ленинградский Аграрный университет, что в городе Пушкине.  Я влюбился в этот город!  Четыре благословенных года провёл там.

                Удивляюсь:
 - А жил на какие средства? 
- Родителей решил не обременять!  Жил в общежитии, устроился работать дворником в ресторане «Витязь» по соседству.  Там меня  и кормили. А ещё сторожем подрабатывал на опытном поле,  - смеётся, -  охранял научные труды аспирантов и университетских учёных.

- То есть никакой работы не чурался?
- Манны небесной не ждал и не просил. Даже использовал «ноу-хау»!
- Интере-е-есно, что это за «ноу-хау»?
- Прочитал статью в «Собеседнике» - было такое приложение к «Комсомольской правде». О том, как московские студенты, по примеру западной молодёжи, заправляют машины на заправочных станциях. Раньше автолюбители сами себя обслуживали. Узнал, как это дело оформляется. И – завертелось! Заработки оказались неплохими. А тут и «лихие девяностые» подкатили… 

- Да,  – вспомнила и я эти страшные годы, - кстати, как вы их пережили?
- Не скажу, что легко, - Альберт спокоен. – Но пришлось крутиться! Мы с братом  наладили свой бизнес.
- Да, - соглашаюсь, - тогда почти вся страна, чтобы выжить, занялась бизнесом.

- Но не только торговлей, - уточняет Альберт, - хотя и торговали тоже: и башкирскими красивыми платками… И матрёшек расписывали, продавали. И… много чего было!
 - Ну чего, например? Интересно же!
- Узнали, что на Псковской фабрике изготавливают бинокли. А футляров к ним нет! Связи прежние между предприятиями нарушились из-за развала СССР. Едем в Прибалтику. Находим ту фабрику, где шили эти самые специальные футляры. Заключаем договор, выкупаем. Загружаем футляры, везём в Псков. Ищем магазины для сбыта готовой продукции – причём в разных городах. Приходилось, ох! поездили по стране!

- И ведь своими средствами тоже рисковали?
- А как же без этого? Конечно, рисковали.
- Однако доходы всё же были?
- Не без этого. Но нужно было и вложить их по-умному. Посчитали, что самое надёжное – недвижимость. Купили с братом квартиры: я – в Москве, он – в Ленинграде.

- А на юге как укоренился?
- Всё просто.  Поездил по заграницам – не привлекло, не легла душа.  А в 1996-м году Адлер ещё не был таким   экзотически олимпийским. Был уютный, тёплый и, я сказал бы, душевный городок, без суеты и многолюдия...  Обосновался здесь. Брат остался в  Ленинграде, а родители переехали ко мне.  Была небольшая фирма.

- Твоё отношение к труду? Некоторые, например,   работают ради денег, другие – ради карьеры или славы? А ты?

- Считаю, что самый ценный  труд – тот, что приносит радость душе.

- Счастье – это когда с радостью идёшь на работу, а после работы с радостью возвращаешься домой?
 - Согласен! Это действительно счастье! А вообще-то счастьем можно считать даже просто МИГ жизни! Наш жизненный срок так короток, что надо научиться ценить каждый миг. И об этом ведь тоже говорит Далай-лама.

        Вздыхаю:
- Увы, не все это понимают. Есть же монстры, преступники, убийцы. Как ты думаешь, чем можно объяснить их появление?
- Я думаю, им недодали любви  - сначала в семье, а потом в обществе.

- А что такое любовь, по-твоему?
- Я повторю слова духовного лидера: «Любовь - это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека.

- «БЕЗУСЛОВНОЕ»! – восклицаю и я. – Это точнейшее слово! Ну, а сам-то как думаешь?
  Альберт смотрит на меня с недоумением:
- Как можно думать по-другому? Когда любишь по-настоящему, то думаешь не о себе – но о том, к кому обращена любовь.

- А если  любят не тебя, а другого?! Ты будешь ревновать?
- Никогда! Я – отпущу.

- А наглость, как ты думаешь,  почему всё чаще появляется в современном мире?
- Из страха остаться последним. Из желания быть услышанным...

     Перевариваю не совсем обычный ответ и отвечаю после раздумья:
- Возможно, ты прав. А что, по-твоему, главное в воспитании детей?
- Любовь плюс дисциплина.
- А уважение к ребёнку, к его правам?
- Нет! Любовь важнее!.

- Что больше всего ценишь в женщине?
- Красоту души и преданность супругу.  Я встречался с прекрасными женщинами, был женат, но сейчас – свободен.

    Альберт улыбается. Мой следующий вопрос:
- А в мужчинах что ценишь?
- Честность!
- А желание славы, амбиции?
- Они достойны уважения, если честны! Но если на них зацикливаться, то, безусловно, вредны.

   Вопросы, вопросы… Они вертятся на языке, но стрелки часов намекают: пора закругляться.  Прощаемся.
 
   И Далай-лама с фотографии тоже провожает меня своей неповторимой застенчивой улыбкой, словно говоря:

    «Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта».
   
   И я понимаю: достичь внутренней гармонии можно, лишь следуя этой философии!   
 


 

   
   

    
   
   
 

   


Рецензии
Здравствуйте, Элла!
К сожалению, не сказано о детях Вашего собеседника и вскользь произнесено о том, что был женат.
Искать в себе, конечно, хорошо, но мужчине, у которого дома любимая жена и дети, даже не приходят в голову такие мысли.
Сложилось впечатление, что герой просто до сих пор ищущий. Сравниваю с некоторыми своими знакомыми мужчинами и понимаю, что с таким, как Альберт, нет чувства крепкого мужского плеча. Он не выбрал дорогу, по которой верной поступью продвигается всё дальше и дальше, совершенствуясь, а до сих пор мечется.
Пусть закидают меня тапками те, кому подобное близко, но стержень внутри - вот что главное в мужчине для меня.
С такими, как Альберт, любопытно поговорить, но не строить семью и делить быт. Мужчина прежде всего не слово, а дело.
Простите за категоричность.

Алёна Сеткевич   23.10.2023 09:20     Заявить о нарушении
Алёнушка!
Ты хороший психолог.:))) Всё верно. Альберт до сих пор один...
С улыбкой,

Элла Лякишева   24.10.2023 11:22   Заявить о нарушении
Спасибо!
А Альберту хочется пожелать встретить того человека, ради которого он станет опорой, защитой, крепким тылом, с кем они будут вместе развиваться и совершенствоваться ради друг друга, а не себя любимого!

Алёна Сеткевич   24.10.2023 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.