Менялы - хранители меры весов

В Эрмитаже - хранится круглый камень с выбитой надписью на согдийском языке. Под именем - согдийская гиря. Надпись туманна и трактовке не подлежит написано в исследованиях, ....
Но вот что меня натолкнула эта непереводимая запись к пониманию, сложности меры длины, объёма , площади и веса в дохристианскую эпоху.
Отсутствие единого стандарта веса, длины и объёма и .... столкновение культур и математического понимания мира кочевников и земледельцев.

Гипотеза о возникновении денег.
Кочевники - люди отслеживающие дикие стада, одомашнивание скота, что нужно для такого образа жизни? Когда случается отёл, места водопоя и наличие воды, наступление весны (смены пастбищ). Богатством считается скот. Ягнёнок, достигает трёхлетия, пятилетия и далее. Важно количество три овцы, пять верблюдов, два коня. Стандартом веса является само животное в зависимости от возраста. Стандартом объёма - бурдюк, снятая шкура овцы и сшитая в кожаный мешок. Математика - число в таком случае растёт вверх была пара, произошёл отёл, стало - четыре овцы, нашли семь диких коз, присоединили к своим пяти. Родился сын - зарезали двух ягнят, пригласили родственников сообщить о прибавлении рода, получили в подарок четыре овцы.
В кочевых народах число не делимо, так как привязано к живому существу, и пол барана не может дать приплод и прокормить семью из семи человек, а стадо из 24 овец и трёх кобылиц, даст возможность прокормиться в течении года.
И тьма - десять тысяч овец, это баснословное количество овец, то значит вся земля где пасётся такое количество скота - всё твоё.
Рыбаки- в сущности, такие же кочевники, но следующие не за стадами , а за косяками рыб. Счёт в такой математике можно вести камешками, альчиками (косточками из коленной чашки барана), раковинами, кусочками металла с изображением, коня, овцы, верблюда, и пр.
У кочевников вес - связан с временем, за год будет такой приплод, столько то уйдёт на кормление, привес у животного будет такой то.

Земледельцы - возникли из наблюдения за растительным миром, наблюдением, как возникает растение, какую часть можно употребить для получения сил и здоровья. Понимание как из множества малого увеличивать множества, что привело к пониманию объёма и веса. Пересчитывать зёрна неблагодарное занятие, но вот если горстью (драхмой) взять четыре горсти (тетрадрахмой)  и сравнить с другой стороны весов камнем, куском металла, чем то цельным и неделимым.
У земледельца вес - связан с объёмом (со стандартизированным объёмом)
И получается, что ярмарки, торговые города это места не только торговли , но и хранители меры объема и веса. Торговля - это обмен и обмен справедливый - равный и взаимовыгодный. Если за стандарт берётся объём, то чаша пшеницы не весит столько же сколько этой же чашы, но наполненной солью, или мёдом.

Так и возникает , как например - батман применялся в 3 весовых значениях: для взвешивания соли он равнялся 10 фунтам (4,1 кг), для взвешивания мёда – 1,5 пуда (24,6 кг), как мера зерна – 4 пудам (65,5 кг) , здесь объём меняется в угоду времени потребления, ближе к кочевым потребностям веса продуктов.

И например в земледельческой культуре амфора воды и амфора масла и амфора зерна имеют разный вес, при этом объём стандартизирован.

Поэтому возрастает роль - менял, я бы даже предложил, что менялы это коллекционеры и хранители разных мер весов. Существующих у разных народов двигающиеся по караванным путям Евразии. При этом монеты с одинаковым весом выполняли роль проверки - гирь содержащихся в караван сараях. Любой купец мог проверить точность гири взвешивая её с помощью монет.

Золото, серебро и бронза победило, как стандарт веса из за того, что хранила вес и не подвергалась износу, имела маленький объём из за плотности материала и легко могла превращаться в ювелирные изделия, что более ценилось кочевыми народами.

Столкновение мер и мира числа кочевыми народами, как число нечто цельного и живого и земледельческими народами, как число нечто множественного но соединённого в колосс, сноп, мешок или пифос.

По существу понимание, что от единого происходит бесконечное и понимание, что бесконечное объединять можно в единое. даёт возможность возникновение понимания, объединения понятий - плотности вещества, объёма, площади, веса.

Но возникновение возможностей при многочисленных стандартах - обмана подсовывая гири других стандартов, объёмы с увеличенными или уменьшенными показаниями, счёт монетами со сточенным весом, весы с разным рычагом и пр и пр.

По существу хранители стандартов, должны были иметь "царскую" - безупречную веру и доверие.  И так "святые" обосновывали места и поклонения , увеличивая веру в непогрешимость тех или инных мест....

Не поэтому ли были изгнаны из храма менялы и торговцы из храма Иисусом? Торговавшие стандартами мерой объёма и веса. По существу торговавшие справедливостью в торговле.
И не поэтому ли, так священна чаша Грааля - дающая меру веса и его стандарт вместо дохристианских гирь, камней из Согдии, амфор и пифосов древней эллады?


Рецензии