1. I. 9 Душа Мира
В данной статье мне хотелось бы понять, как связаны между собой Дух, Душа, Материя, Сознание и Разум. Дух – это Движение, Материя – это Форма, носитель этого движения. Остались Душа, Сознание и Разум.
Из Тайной Доктрины:
(Стр. 106 т.1) «9. Но где была Дангма (очищенная душа), когда Алайа (Душа Мира) Вселенной была в Парамартха («Превыше всего понимание), и Великое Колесо было Анупадака?
«Термин «Анупадака», - без родителей, или без предков, - есть мистическое определение, имеющее в нашей философии несколько значений. Под этим наименованием обычно подразумевают небесные Существа».
«Алайа – есть Душа Мира … - Сверх–Душа Эмерсона, которая, по эзотерическому учению периодически изменяет свою природу».
Алайа, хотя вечная и неизменная в своём внутренней сущности на планах недостижимых ни человеком, ни космическими богами (Дхиани-Буддами), изменяется на протяжении активного периода – жизни по отношению к низшим планам, включая и наш. В продолжение этого времени не только Дхиани-Буды Душою и Сущностью своею едины с Алайей, но даже человек, сильный в Йоге (Мистическое Созерцание), «способен слить с ней свою душу», как говорит Арьясанга школы Иогачарья. Это не Нирвана, но состояние, близкое к этому; отсюда и разногласия.
Оба термина «Алайа» и «Парамартха» были причинами разделения школ и раскалывания Истины на большое число различных аспектов».
В эзотерики существуют два направления в объяснениях Души мира (Алайа) и «Превыше всего понимание» (Парамартха).
«…последователи Иогачарья, школы Махаяны, говорят, что Душа Мира (Алайа) есть олицетворение Пустоты и, тем не менее, Душа Мира является основой каждой видимой и невидимой вещи и, хотя она вечна и неизменна в сущности своей, она отражается в каждом объекте Вселенной… другие же школы оспаривают это утверждение».
Если Душа Мира олицетворение пустоты, то она представляет какую-то эманацию, излучение, энергетическую волну. Если она является основой каждой видимой и невидимой вещи, то Душа Мира есть начальный импульс, благодаря которому создана Материя. Имеем, Душа Мира – это основа создания Материи, Мировой Дух – это Движение, а Мировой Разум – Порядок (Монада – определённая программа, то есть информация). Так ли это?
«То же самое и в отношение Парамартха («Превыше всего понимание»). Последователи Иогачарья толкуют этот термин как то, что также зависит от других вещей (паратантра); а мадхьямики говорят, что Парамартха относится лишь к Паранишпанне, или Абсолютному Совершенству, т.е. в изложении этих «Двух Истин» из Четырёх первые верят и утверждают, что, во всяком случае, на этом плане существует лишь Самритисатья или Относительная Истина; последние же учат существованию Парамартхасатья, Абсолютной Истины. «Ни один Архат, о бикшу, не может достичь абсолютного знания, прежде чем он не соединится в Паранирване. Паракальпита и Паратантра его два великих врага». Паракальпита (Кун-Таг по-тибетски) есть заблуждение, порождённое теми, кто не могут осознать пустоту и иллюзорную природу всего сущего; кто верят в существование того, что не существует, т.е. Non-Ego. А Паратантра есть то, что существует лишь благодаря зависимому или причинному отношению и которое должно исчезнуть, как только причина, из которой оно произошло, будет удалена, как пламя, по отношению к фитилю. Уничтожьте или потушите его, и свет исчезнет».
Что здесь имеется в виду? Весь ощущаемый, а особенно видимый мир существует, поскольку существуют импульсы, создающие эти ощущения. Если исчезнет Солнечный Свет, то исчезнет наша способность видеть (отсутствие импульсов). Вот поэтому весь окружающий нас мир майя, созданная иллюзия, а наше физическое тело – это устройство, с помощью которого создаётся эта иллюзия. Каков принцип создания иллюзии? Причинно-следственные связи. Когда возможны причинно-следственные связи? Когда одно следует за другим. Если всё существует одновременно, то таких связей нет, и нет Порядка, по которому эти связи выстраиваются. Получается, что Разум нужен для осуществления Порядка. Рассмотрим слово «По-ряд–ок». Получаем, что нужно пройтись по ряду одновремённости, создав очередность событий.
«Эзотерическая Философия учит, что всё живёт и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей, или в том, что неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа. И эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех.
Но Читатель может спросить – каково же верование внутренних Эзотерических Школ? Каковы доктрины, преподанные по этому вопросу эзотерическими «буддистами»? Вместе с ними мы отвечаем – Алайа имеет двоякий и даже троякий смысл. В системе Йогачарья, созерцательной школой Махаяны, Алайа является одновременно Мировой Душой – Anima Mundi, - и Высшим я (Эго), продвинувшегося Адепта. «Тот, кто силён в Йоге, может по желанию, путём медитации, в вести свою Алайю в истинную сущность Бытия». «Алайа имеет абсолютное вечное существование», - говорит Арьясанга, соперник Нагарджуны.
В одном смысле она Прадхана, которая объяснена в Вишну Пуране, как «то», что есть причина сама по себе, выразительно названая величайшими мудрецами Прадханаю, начальной основою, являющейся тончайшей Пракрити, т.е. то, что вечно и что одновременно есть (или вмещает то, что есть) и (что) не есть или же есть простой процесс».
Получается, что мы существуем в чём-то, что поддерживает нашу жизнь. Если оно исчезнет, то исчезнем и мы.
«Неделимая Причина, будучи единообразной и, в то же время, являясь причиной и следствием, и которую те, кто знакомы с первыми принципами, называют Прадхана и Пракрити, есть непознаваемый Брама, кто был прежде всего сущего; т.е. Брама не начинает сам эволюцию и не создаёт, но лишь выявляет свои различные аспекты, один из которых есть Пракрити, аспект Прадханы».
Аспекты это как бы свойства (качества), через которые проявляется что-то единое.
«Тем не менее, «Пракрити» неправильное слово, и Алайа, в данном случае, было бы уместнее; ибо Пракрити не есть «Непознаваемый Брама». Это ошибка тех, кто ничего не знает об универсальности Оккультных Доктрин с самой колыбели человеческих рас, и, в особенности, тех учёных, которые отбрасывают самую мысль о «Первоначальном Откровении», чтоб учить, что Anima Mundi, Единая Жизнь Мировой Души, была оповещена только Анаксагором или в его времена. Этот учёный выдвинул это учение просто, чтобы противопоставить его слишком материалистическим представлениям Демокрита о Космогонии, основанным на эзотерической теории о слепо устремлённых атомах. Анаксагор Клазоменский, однако, не был изобретателем учения, но лишь его распространителем, как и Платон. То, что он назвал Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделён и освобождён от Материи и действует преднамеренно, назывался Движением. Единой Жизнью или Дживатма в Индии, века до 500 г. до Р.Хр. Только философы арийцы никогда не наделяли этот принцип, являющийся для них беспредельным, конечным «атрибутом мышления». Я (Блаватская) подразумеваю здесь конечное самосознание. Ибо, как может Абсолют достичь этого иначе, нежели просто аспект, высшим из известных нам аспектов которого является человеческое сознание? Это естественно приводит к «Всевышнему Духу» Гегеля …
По Гегелю, «бессознательное» никогда не предприняло бы грандиозную и трудную задачу развития Вселенной, если бы не надежда достичь ясного Само-Сознения. В связи с этим нужно иметь в виду, что, определяя Дух, термин, употребляемый европейскими пантеистами как эквивалент Парабрамана, как Бессознательное, они не приписывают этому выражению значение, которое оно обычно предпосылает. Оно употребляется за отсутствием лучшего термина для символа глубокой Тайны.
«Абсолютное Сознание позади феноменов, - говорят они, - именуемое Бессознанием только в силу отсутствия в нём всякого элемента личности, превышает человеческое представление. Человек, будучи не в состоянии оформить ни одного представления иначе, как в терминах эмпирических феноменов, лишён возможности, в силу самого строения своего существа, поднять покров, окутывающий величие Абсолюта. Лишь освобождённый Дух может слабо постичь природу источника, откуда он произошёл и куда он должен, в конце концов, вернуться. Если даже высочайший Дхиани-Коган может только преклониться в неведении перед страшной Тайной Абсолютного Бытия; и если даже в этом Завершении сознательного существования – «погружения индивидуального сознания во Всемирное Сознание», употребляя фразу Фихте, - конечно не только не может постичь Бесконечное, но и приложить к нему свою меру познавательных опытов, то как же может сказать, что Бессознательное и Абсолют могут иметь инстинктивный импульс или надежду достичь ясного Само-Сознания».
Думаю, что здесь спутаны понятия о сознании человека и о Сознании Абсолюта. Некоторые считают, что только человек обладает сознанием, а именно сознанием личности, поэтому вводится понятие бессознательного для остального.
«Ведантист, кроме того, никогда бы не допустил эту мысль Гегеля. Оккультист же сказал бы, что она вполне приложима к пробуждённому Махату, Мировому Разуму, уже выявленному в феноменальный мир, как к первому аспекту неизменного Абсолюта, но никогда не к последнему. «Дух и Материя, или Пуруша и Пракрити, суть два первичных аспекта Единого, не имеющего Второго», - так учат нас.
Движущий Материей Nous, оживотворяющая Душа, присущая каждому атому, проявленная в человеке, латентная в камне, имеет различные степени мощи. Это пантеистическое представление Всеобщего Духа-Души, пронизывающего всю Природу, является древнейшим среди всех философских понятий».
Как человек способен жить в воздухе благодаря наличию в нём кислорода, так и всё окружающее существует, так как является проявлением Всеобщего Духа-Души и пронизывается ими.
«Так Архей не был открыт Парацельсом или его учеником Ван Гельмонтом, ибо этот самый Архей есть локализованный «Отец-Эфир» - проявленная основа и источник бесчисленных феноменов жизни. Все серии бесчисленных теорий этого рода являются лишь вариациями на ту же тему, основная нота которой была дана в «Первоначальном Откровении».
Термин «Анупадака», - без родителей, или без предков, есть мистическое определение, имеющее в нашей философии несколько значений. Под этим наименованием обычно подразумеваются небесные Существа, Дхиан-Коганы или Дхиани-Будды. Эти Существа мистически соответствую человеческим Буддам и Бодхисаттвам, известным как Мануши (человеческие) Будды, которые позднее обозначились так же, как Анупадака, с момента погружения их личности в их объединённые Шестой и Седьмой принципы, или Атма-Буддхи, когда они становились «Алмазной Душою» (Ваджра-Саттва) или полными Махатмами. «Сокрытый Владыка» (Сангбэй Даг-по), «Слитый с Абсолютом», не может иметь родителей, раз он Самосущ и един с Мировым Духом (Сваямбху), Свабхават в его высочайшем аспекте.
«Тайна Иерархии Анупадака велика, её вершина – Всемирная Дух- Душа, а низшая ступень – Мануши-Будда; но даже каждый духовный человек есть также Анупадака в латентном (скрытом) состоянии. Отсюда – говорят о Вселенной в её бесформенном вечном или абсолютном состоянии, до того, как она была сложена Строителями – выражение: «Великое Колесо (Вселенная) было Анупадака».
Цитируя Гегеля, который вместе с Шеллингом почти воспринял пантеистическое представление периодических Аватаров (особых воплощений Мирового-Духа в человеке, как это явно в случае всех великих религиозных реформаторов): «Сущность человека есть дух …и только освободившись от своего конечного состояния и отдавшись чистому самосознанию, может он достичь истины. Человек-Христос, как человек, в котором выявилось Единство Бого-человека (тождественность индивидуальности с космическим Сознанием, как это учат ведантисты и некоторые адвайтисты), явил своею смертью и историей, вообще, вечную историю Духа – историю, которую каждый человек должен совершить в себе самом, чтобы существовать, как Дух».
Что же такое Душа Мира? Это воплощение Духа в Проявленной Вселенной. Так я понимаю Душу Мира на данном этапе. А проявляется она на нашем плане (видимая Вселенная) через плотную Материю. Именно Душа Мира обладает Сознанием и Разумом.
Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.
Свидетельство о публикации №219062100985