Ч. 6 Оставили геройски умирать

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/06/21/855

Третий болиндер вёл буксир «СП-19».  Огонь противника в это время ослабел, буксир и болиндер получили незначительные повреждения. Однако струсивший командир буксира бросил болиндер в 150 метрах от берега и стал уходить.

Тогда разъярённые танкисты открыли по нему огонь. Этим они заставили буксир вернуться. «СП-19»  подвёл болиндер ближе к берегу и на полном ходу ушёл.

Глубина у места высадки была два метра. Болиндер прибоем развернуло лагом к берегу. Танкисты, благодаря умению и отваге, сумели спустить все десять танков, но пять из них из-за попадания воды в двигатели остались на берегу у самой воды.

Эти пять танков помогали держать оборону, а другие пять отбивали атаки вместе с морскими пехотинцами у переднего края обороны.

В болиндере находились 380 десантников. Из воспоминаний матроса 142 батальона 255–й бригады морской пехоты Е.М. Короленко: «Я видел, как с третьего болиндера, который стоял бортом вдоль берега, сбегают по трапам и уходят в Южную Озерейку  десантники.

А танки танкисты разворачивают на болиндере и они с бортов прыгают в воду. Их покрывает вода, но они, как морские чудовища, вылезают из воды на берег… Вот такой подвиг совершили танкисты. Я не читал нигде, чтобы кто-то о таком героизме сообщал, а ведь такое в Южной Озерейке было».

Высадка с болиндеров  началась в 04.30 и закончилась около семи утра. Высаживались свыше тысячи морских пехотинцев, 30 танков и 154 танкиста.

Когда я читал книгу Романа Валерьевича Талдыкина, меня потрясло, что в том аду находились женщины. Вспоминал командир танка 563-го отдельного танкового батальона П.И. Рудинский, у которого сгорел танк: «…рядом мина сбила меня с ног, я почувствовал боль в правой ноге. Ребята из экипажа подхватили меня под руки и потащили в траншею, там медсестра наложила повязку, сказав, что кость не задета».

На берегу вели бой остатки штурмового отряда, морские пехотинцы, экипажи болиндеров,  оставшиеся в живых члены экипажа буксира «Геленджик», корректировочные посты, гидрографы и танкисты.

Следующим этапом была высадка основных сил десанта дивизиона канонерских лодок, которым командовал потомок знаменитого рода адмиралов Бутаковых капитан 1 ранга Г.А. Бутаков. Они должны были подойти строем фронта и, используя болиндеры в качестве причалов, произвести высадку десанта.

Но с берега немцы и румыны вели плотный огонь. Канонерки, попав под обстрел, подобно  буксиру «СП-19»,  повернули обратно.

Тогда командир высадки контр-адмирал Н.Е. Басистый на эсминце «Незаможник» подошёл к дивизиону канонерок и по мегафону (можно догадаться, какими словами) и жестами потребовал вернуться и высадить десант.

Отец мне сказал, что потомок знаменитых адмиралов струсил. Командир дивизиона канонерских лодок Бутаков находился на канонерской лодке «Красный Аджаристан», которая вышла из зоны обстрела.

Напрасно Басистый на эсминце «Незаможник» вызывал огонь с берега на себя, чтобы дать возможность канонеркам подойти к берегу.

На канонерских лодках было тоже достаточно мощное артиллерийско-пулемётное вооружение, они вели огонь по берегу, но с безопасного расстояния. Только отважный командир канонерской лодки «Красная Абхазия» капитан 3 ранга Л.С. Шик направил свой корабль к берегу.
 
Его смертельно ранили, но даже будучи в таком состоянии, он приказал своему помощнику  идти к берегу. Но тот, приняв на себя командование, ушёл от места высадки десанта. 

Не пыталась подойти к берегу и канонерская лодка «Красный Аджаристан», на которой находился Бутаков.

Не видя этих канонерских лодок, Басистый передал на канонерскую лодку «Красная Грузия» запрос: «Что делаете, где комдив?». Получил ответ: «Устраняю повреждения, комдива не вижу» (на канонерской лодке снарядом разбило прожектор).

На повторный запрос о действиях Бутакова контр-адмирал получил ответ: «Приступаю к высадке».

Оказалось, что  Бутаков увёл канонерские лодки за гору, где не стреляли. В этом месте под обрывом был каменистый пляж шириной метров десять. Вот там и маневрировали канонерские лодки, пока командир 255-й бригады морской пехоты полковник А.С. Потапов в ультимативной форме не потребовал от Бутакова начать высадку десанта.
 
Контр-адмирал Басистый, находившийся на мостике «Незаможника» саму высадку непосредственно не наблюдал. Его корабль вёл сильный огонь, отсекая попытки противника подойти к месту высадки.

Приближался рассвет. В случае налёта фашистской авиации могли погибнуть и корабли, и десант. Командир высадки Басистый принял решение прекратить высадку десанта и отходить в Геленджик.

С канонерских лодок высадили под гору около 500 человек. Назад на корабли забрали около ста, остальные уже ушли на помощь своим товарищам в Южной Озерейке.

Из воспоминаний вице-адмирала Бориса Фёдоровича Петрова: «Уже после возвращения в Геленджик выяснилось, что комдив Г.А. Бутаков подошёл с двумя канонерками к берегу под горой Абрау и начал высадку десанта без всякого противодействия противника. Но об этом не было доложено командиру высадки Басистому.

Я отчётливо помню, что у меня потемнело в глазах от негодования. Ведь если бы Басистый знал в тот критический момент, что более тысячи морских пехотинцев высажено под горой, он, безусловно, продолжал бы бой за высадку, так как этими силами, при поддержке эсминцев и десанта с третьей канлодки, можно было рассчитывать на успех!»

Второй эшелон десанта находился в нескольких милях от Южной Озерейки в штормовом море. Он тоже получил приказ вернуться в Геленджик. Между тем, отвлекающий  демонстративный десант у Станички прошёл очень удачно. Отряд майора Цезаря Львовича Куникова закрепился на плацдарме.

Отвлекающее направление неожиданно оказалось главным, и туда перебросили все силы, предполагавшиеся для высадки в Южной Озерейке. К 15 февраля там находилось 17 тысяч человек с артиллерией и танками.

Плацдарм расширили до 45 квадратных километров, ввели туда армию в 40 тысяч человек. Восемь месяцев на том плацдарме шли жестокие бои. В историю он вошёл под названием Малая Земля. Там погибло множество людей.

К сожалению, из-за лизоблюдов, окружавших Л.И. Брежнева, огромный партийный пропагандистский аппарат превратил действительно героическое сражение на Малой Земле чуть ли не в посмешище, выпустив брошюрку «Малая Земля», где самым главным героем стал политработник полковник Брежнев, который там вёл огонь из пулемёта.

Когда все силы, предназначенные для высадки в Южной Озерейке, переправили на Мысхако, в Южной Озерейке продолжали сражаться те, кого там высадили и оставили без поддержки.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/06/23/594


Рецензии
Выделение отдельных личностей и обожествление мест касания их стопы приводит к обратному результату.

Миру-мир, без множества крайней плоти Иисуса.

С уважением,

ЕС.

Евгений Садков   29.07.2023 20:25     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.07.2023 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.