Слава через боль. О фильме Альмадовара

Посмотрела недавно фильм Альмодовара «Боль и слава».

Скажу сразу, чтоб успели узнать те, кто не имеет привычки дочитывать до конца – фильм потрясающий! Идите и смотрите, давно таких картин не было!

Знаменитый испанский режиссер Педро Альмодовар собственно никогда в каких-либо связях с ЛГБТ-структурами замечен не был, но фильм снял словно по заказу. ) Тут и воспитание толерантности, и терпимости, и сочувствия с эмпатией… И все без всяких активистских скандальчиков и взаимных обвинений, кто кого неправильно назвал и не так обратился… )) Просто сам фильм, своей красотой, игрой актеров, работой мысли и эмоциональной наполненностью как-то естественно, как-то воздушно, легко – пробуждает в тебе лучшие чувства.

Фильм автобиографичен. Первая (надеюсь, далеко не последняя, испанскому мастеру есть что нам рассказать о себе еще и еще!) попытка поделиться своими воспоминаниями, своими выводами. Просто рассказать.
Из фильма понятно, что он гей. И теперь же понятна причина метаморфозы именно в таком направлении в «Моей второй коже», или, в другом переводе, в «Кожа, в которой я живу». Когда идеальный по внешним признакам переход совершен над мужчиной насильственно. Человека делают женщиной в наказание. Просто трансгендер для гея – существо непонятное; мутанты, как назвал меня года четыре назад один гей на сайте знакомств. А жаль. Было бы крайне интересно посмотреть взгляд маститого режиссера на жизнь трансгендерной женщины.

Мать.
Женщина, отдавшая всю себя единственному сыну. И удивительно, но мальчик не вырос эгоистом. Правда, жизнь в сырой землянке отняла здоровье. Так ярко, мастерски показать медицинские аспекты боли, причём так, что сидишь и чувствуешь это все на себе – наверное только Альмодовар и может! Некоторые из этих болезней есть и у меня, и я подтверждаю 1000 % - ную точность попадания в описаниях. А тех что у меня самой нет – я по живому чувствовала, глядя на экран. Ну конечно, нельзя в этом винить мать. Тянула как могла, бедность хоть и не порок – но большая проблема.

Отец.
Совершенно не принимал участие в его жизни. Может, и к лучшему. Мальчик начисто лишен воинственности, огрубляющей и отравляющей детство почти всех российских пацанов. В его фильме мужчины – не заложники стереотипов, а обычные люди, со всеми их слабостями и достоинствами. Последних кстати явно больше, чем слабостей – вот вам прямой результат воспитания без гендерных стереотипов. Здесь мужчины и плачут, и проявляют нежность друг к другу, и даже – о ужас! – целуются друг с другом, и курят тяжелые наркотики. Однако они даже находясь «под дурью» и в тридцатилетней вражде – не дерутся, не буянят, а разговаривают о любимой работе. Спорят, кипят, но совершенно без накала ненависти, так свойственной воинствующим культурам с чётким гендерным разделением! При этом и гомосексуальные отношения, и гетеросексуальные – выглядит совершенно естественно; ибо таковыми и являются. Что характерно – участвует в них одни и те же люди. Во всём мире давно не секрет, что ориентация и гендерная идентичность – не догма, как и марксизм, которому нас столько лет учили. )) И что, повторяю сотый раз, гендерных идентичности столько же, сколько и людей на земле. Собственно говоря, и сексуальная ориентация является частью Гендерной идентичности человека.


Друг.
Друг (он же бывший любовник) главного героя в молодости три года жил с ним в гомосексуальных отношениях, чего нисколько не стыдится, и даже рассказал об этом старшему сыну. После 30 лет обычной семейной жизни с женой и детьми. А сам главный герой так и остался верен своей любви. И без признаков бисексуальности. Что тоже смотрится совершенно естественно. Люди как люди. Ничто, как говорится, не чуждо. Только талантливые очень, до гениальности. И без свойственной гениям сумасбродинки. И вот именно это, именно легкость и даже обыденность подобного рассказа, ощущение чуть ли не повседневности такой ситуации и делают фильм особенно ценным. Особенно у нас, где немыслимо просто представить такое, тем более в свете известного закона.

Тема наркотиков. Наркофобия.
На фоне прогремевшего дела Ивана Голунова фильм знаменитого испанца явно призван смягчить нравы, и уменьшить наркофобную истерию. Я далека от мысли прекратить борьбу с этим злом, но и раздувать и гипертрофировать ее опасность выгодно только нашим доблестным нарко-баро.. ой, нарко-борцам. Оказывается, даже тяжелые наркотики сами по себе не вызывают агрессию, и не лишают разума настолько, насколько я думала (как нас учили). И зависимость вредна прежде всего именно здоровью самого человека! То есть фильм наводит на мысль, упорно обсуждаемую в последнее время обществом – не так страшны наркотики, сколько борцы с ними! И любой, даже гениальный режиссер, может по самой разной причине на них подсесть. И надо не бросать его в застенки геста.. ой, опять ошиблась, в камеры нарко-борцов, а помочь выбраться из ямы зависимости! Говорю для ярых государственников! – и полезную единицу сохраним, и дармоедов с садистскими замашками меньше будет. Которые с настоящими нарко-баронами и не борются вовсе, это уж всем известно. Хочется жить, видимо – и буквально, и – фигурально, то бишь жить красиво. И общество все-же должно сдвинуть эту вросшую скалу. А искусство поможет пробудить то самое общество, я надеюсь.

Весь фильм смотрится на одном дыхании. Все эпизоды словно нанизаны на одну нить, несмотря на постоянный перенос зрителя в прошлое. Потрясающая игра со светом, с разнообразным преподнесением ярких цветов и красок. завораживающая Музыка прямо в точку каждого эпизода... И конечно же, Бандерас, Гениальный друг Бандерас!! У меня было Ощущение, что снимался сам Альмодовар и рассказывал о себе. Брутальный, страдающий, безразличный, любящий, виноватый, прощающий – каких только эмоций не показал нам любимый актёр мастера! И как показал! На одно только это, на его игру – и то, стоит сходить посмотреть. Но этот фильм – потрясающий сплав драгоценных металлов с редкими камнями, причём – единый сплав!

То чувство, когда недоумеваешь – а что так быстро?


Рецензии