Авиазавод. Потомкам в пример!

        *"В начале ВОВ было принято решение о переезде в Куйбышев ведущих промышленных предприятий, правительства СССР, дипломатических миссий. Куйбышев стал запасной столицей страны.

        В октябре 1941 моторный завод был эвакуирован из Москвы в Куйбышев, на территорию строившегося завода №337. Строительство производственных площадок и ввод в эксплуатацию завода №24 им. Фрунзе курировало специально созданное в Куйбышеве Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой).

        На новой площадке в кратчайшие сроки наладили производство двигателей АМ-38, которое было начато еще в Москве для штурмовика Ил-2. А всего с 1941 по 1945 год завод №24 выпустил более 43 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф для самолета Ил-2, АМ-42 для Ил-10, АМ- 35А для МиГ-1 и МиГ-3 и ГАМ-34 для торпедных катеров и морских охотников".


        **«Немцы были под Москвой. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад, части прямо с площади отправлялись на передовую. Военный парад в тот день прошёл в Воронеже, Куйбышеве и Москве.

        Оборонные заводы Воронежа эвакуировались на Восток. Город находился на военном положение, по ночам действовал комендантский час. Авиационный завод  тоже готовился к эвакуации. Демонтаж станков и оборудования шёл круглые сутки».


                Завод перевезли едва,
                Уже летят на фронт Ил-2,
                Вослед за ними Ту-4
                Фашистов яростно бомбили.


        К началу Великой Отечественной войны ВВС было передано всего 174 "Летающих танка" - самолетов Ил-2.

        ***"Промышленная зона Куйбышева – Безымянка – почти сразу начинает давать продукцию, хотя у станков трудятся, в основном, женщины, подростки и старики. Уже 10 декабря в воздух поднимается первый собранный в Куйбышеве штурмовик. Но в тяжелейших условиях выполнить установленный план невозможно. В декабре Шенкман, а также директор завода №1 Третьяков, получают гневную телеграмму Верховного главнокомандующего:


        «Вы подвели нашу страну, нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной, две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны их МиГ-3, Ил-2. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения. Требую, чтобы выпускали побольше «илов». Предупреждаю последний раз. Сталин».


        Что такое последнее предупреждение Сталина, объяснять было не надо. Копии телеграммы раздают рабочим на проходной, зачитывают в цехах, на заводе проводятся митинги, принимается решение увеличить рабочий день до 18 часов в сутки.

        Но директор не оставляет телеграмму без ответа. Обещая исправить ситуацию, он сообщает, что завод работает фактически в поле и просит у правительства помощи в скорейшем завершении строительства завода, снабжении необходимыми материалами и изделиями, в комплектовании предприятия рабочими, улучшении их питания и строительстве для них жилья.

        В завершении телеграммы директор пишет: «Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать». 

        В феврале завод №18 выполнил план, в мае – перевыполнил".

        ****"В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого (36 163 машины). Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте". 


                Вот самолёт Ил-2 стоит,
                Он память гордую хранит.
                И это памятник вдвойне, -
                Героям тыла на войне.


        *****"ГАЗ-АА был самым массовым грузовиком Красной Армии на период начала Великой Отечественной Войны, на 20 июня 1941 года их числилось в строю 151100 единиц. Всего же, в общей сложности, за годы производства с конвейеров заводов сошли больше 800000 «полуторок», причем 102000 из них были собраны за годы войны".
       
        Автомобиль полуторка ГАЗ-АА выпускался в городе Горьком. А газовое оборудование НАТИ-СГ19 на сжатом газе выпускал Куйбышевский карбюраторный завод.

        Баллоны с газом располагались под грузовой платформой.

        Двухмембранный редуктор размещался над двигателем, что давало ему достаточный подогрев, предотвращающий замерзание.

       
                На людной улице в Самаре
                Полуторка на пьедестале!
                Проста и надёжна, на русский манер,
                И гордая надпись: «Потомкам в пример!».



*Пишет Ольга Михайлова
**Подробности в рассказе «Роза» Ирины Араповой  http://proza.ru/2011/09/03/706
***Пишет корреспондент Павел Вигдорчик. http://www.sgubern.ru/news/13824/
****http://www.airpages.ru/ru/il2_1.shtml


Фото из Интернет памятников в Самаре "Ил-2" и "Полуторки", спасибо авторам!


Рецензии
Над нашей Родиной опять сгустились грозовые тучи.
Опыт управления экономикой 1941-45 гг. и мобилизации
народных сил на победу над врагом неоценим и не заменим.
Спасибо.

Георгий Иванченко   22.06.2023 12:51     Заявить о нарушении
Всегда в борьбе, от грома до грома! Судьба нашей РОДИНЫ!

Победим и снова будем жить победой!

Спасибо, дорогой Георгий, за Ваши мудрые слова!

Лев Неронов   19.11.2022 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.