Микрахские поэты-бунтари

Как известно, жители селения Микрах, современного Докузпаринского района Дагестана, приняли активное участие в антицарском восстании 1877 года, разрушили пост казаков в сел. Усухчай (ныне Докузпаринский р-он Дагестана), напали на Ахтынскую крепость в сел. Ахты (ныне Ахтынский р-он Дагестана) и попытались ликвидировать пост в сел. Цехуле (ныне село Зухул в Кусарском р-оне Азербайджана).
 
Однако, по свидетельствам современников, бунт 1877 года нанес местным горцам больше вреда, чем 25-летняя война имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871). Многие селения в регионе были уничтожены, сотни людей погибли, тысяча были сосланы в Сибирь. Только в Тифлисском историческом музее (г. Тбилиси, Грузия) хранятся дела на 3000 дагестанских бунтарей. Кара постигла и микрахцев: сорок человек были посажены в Дербентскую тюрьму (г. Дербент), пять — сосланы, 8-м удалось бежали в Османскую Турцию.

Во второй половине XIX века в селе Микрах жил поэт, учёный-арабист ал-Хаджжи аш-Шариф-эфенди ал-Микрахи (1845–1908). Аш-Шариф-эфенди учился в местной медресе, а затем, в течении 4-5 лет в г. Стамбул (Османская Турция). Вернувшись в родное село, стал имамом мечети. Владея арабским, фарси, турецким языками, параллельно преподавал в местной медресе. аш-Шариф-эфенди ал-Микрахи принял активное участи в антицарском восстании 1877 года. Был арестован и сослан в сел. Гюндюзкала (лезг. ГуьндуьзкІеле) Кубинского уезда (ныне село в Кусарском р-оне Азербайджана), где стал имамом и преподавателем медресе. У богослова аш-Шариф-эфенди ал-Микрахи (ум. 1908) был сын — Нур ад-дин Шерифов (1883–1952), который пошёл по стопам своего отца — став прекрасным поэтом и революционером.
 
Жизнь, деятельность, творчество профессионального революционера, видного общественного деятеля, поэта и публициста Нур ад-дин Шерифова (ум. 1952) — одна из недочитанных страниц в истории лезгинского народа. Во второй половине двадцатого века учёные и литераторы З.Р. Ризванов (1926–1992), Г.Г. Гашаров (род. 1937), К.Х. Акимов (род. 1938), Р.З. Ризванов (род. 1954), Я.Д. Шейдаев и другие периодически обращались к данной теме. Однако полная научная биография Н. Шерифова не доведена до читателя. Его поэтическое наследие мало изучено, лишь частично опубликовано, естественно, по этой же причине не получило реальной и достойной оценки.

Маленький Нур ад-дин рано усвоил не только Коран, но и в совершенстве владел арабским и турецким языками, был очарован мелодичностью фарси. Он окончил двухгодичную школу и курсы учителей в Бахчисарае (ныне город в Крыму), в 1909–1920 гг. преподавал в селах Кубинского уезда. Но до того, был рабочим на рыболовных ватагах в Яламе (ныне посёлок Хачмазского р-она Азербайджана) и по некоторым данным, на нефтяных промыслах г. Баку, «где прошёл революционную школу». В 1920–1928 гг. был секретарём Кусарского парткома (г. Кусары) Кубинского уезда и членом исполкома. Далее занимал руководящие посты в Гильском (сел. Гиль), а позже Кусарском районах (лезг. КцIар район), основал районную газету «Социализмадин темп» (ныне газета «КцIар»), был её редактором. Поэт Нур ад-дин Шерифов избирался делегатом нескольких съездов К(б)Г Азербайджана, также членом ЦИК (1927 года). В северо-восточных районах Азербайджана и на юге Дагестана он был почитаемым и известным как грамотный, справедливый и мудрый человек, который при всех должностях сохранил простоту, задушевность, доступность. В народе его смолоду в знак уважения звали «Нур ад-дин Буба».

В силу своей занятости Нур ад-дин Шерифов очень редко публиковал свои стихи. В 1964 покойный поэт З.Р. Ризванов (ум. 1992) издал сборник его стихов «Чигедин стIал» («Капля росы»). Однако изданное далеко не отображает все творчество Н. Шерифова архиве его сына-поэта Иззета Шерифова (1927–2000) обнаружено около пятидесяти неопубликованных стихотворений, четыре поэмы, афоризмы и т. д., которые характеризуют Н. Шерифова не только как поэта-революционера, но и как большого гуманиста, патриота родного народа и гражданина мира. Поэма «Святыня-враг» — о нашествии сефевидов на Кавказ и о достойном отпоре лезгин главе сефевидского религиозного братства Шайху Джунайду (ум. 1460). В поэме «Священние» Н. Шерифов отображает борьбу советской власти с бандитизмом. Строительству Самур-Дивичинского канала посвящена другая поэма поэта — «Канал».

И естественно не мог обойти тему Великой Отечественной Войны. Поэма «Коричневый плевок» раскрывает суть фашизма, оценивает его как философ, умудренный жизнью. Один из афоризмов Н. Шерифова гласит: «У каждого человека есть своя голова, у каждой горы — своя вершина». Поэт, патриот, гражданин Нур ад-дин Шерифов и является одним из таких вершин лезгинского народа. В эту жанровую литературу весомый вклад внес талантливый сын Нур ад-дина Шерифова (ум. 1952), и внук аш-Шарифа-эфенди ал-Микрахи — лезгинский поэт Иззет Шерифов (ум. 2000).

Иззет Нурединович Шерифов родился в г. Кусары (ныне Азербайджан), окончил в г. Баку педагогический институт. Печататься начал еще в 1950-е годы, как в Азербайджане, так и в Дагестане. Последние двадцать лет жил в г. Дербент, где и был похоронен. У Иззета Шерифова много поэтических произведений, в том числе и сатирических, среди которых немало басен. Басни, написанные во второй половине 50-х и первой половине 60-х годов изданы им отдельной книгой — «Так и этак» (г. Баку, 1966).

Иззет Шерифов — мастер «короткой» басни. Различные человеческие и общественные пороки поэт дает выпукло. Басня «Испорченные часы» высмеивает людей, мнящих о себе высоко, думающих, что без них заглохнет жизнь, невозможен будет прогресс. Их поведение похоже на поведение испорченных часов, утверждает автор, которые то быстро идут, то медленно: «но как-то они со временем поссорились, остановились.

Им показалось, что время тоже остановится, если они остановились». Непомерно высокое мнение человека о себе развенчивается И. Шерифом и в басне «Крапива». Здесь — крапива упрекает другие растения, что те не могут, как она, дать отпор врагу, но тут появился буйвол и гордую крапиву вырвал с корнем. Мания собственной значимости, утверждает поэт, порок, который может иметь самые непредвиденные и плачевные последствия. Тему самомнения как порока, который может привести к самым печальным последствиям, продолжает басня «Бурдюк». Превратившийся из обыкновенной шкуры в Бурдюк, он надулся, выпятил свой живот и надменно сказал: «У кого есть сердце, способное противостоять мне». В это время острое шило, находящееся рядом, проткнуло его. Бурдюк выпустил воздух, распластался под ноги. «Знай свое место и возможности», — словно говорит автор басни. К басням, развенчивающим самомнение. Глупую переоценку своих сил, следует отнести еще две «Бутылка и Уксус» и «Бревно и Клин». Первая из них опять-таки относится к разряду басен, развенчивающих самомнение. Уксусу тесно стало в бутылке. «Почему я должен быть в такой тесноте?» — подумал он, собрал все свои силы, надавил на бока Бутылки изнутри, и она лопнула. «На землю Уксус пролился, затеяв спор, исчез».

Иззету Шерифову, в трудные времена для своего народа, не чуждо была и политическая деятельность. Так, 26 апреля 1990 года, в г. Кусары отмечали 30-летие лезгинской писательской группы «Рик1ин гаф» («Сердечное слово»), как известно жестоко репрессированной в 60-е годы. На собрании выступил и Иззет Шерифов. В своём выступлении, на собравшихся «обрушивается боль, беспощадные свидетельства человеческой драмы. Он рассказывает, как они выпросили в ЦК Азербайджана арестованного своего товарища — Багиша Багишева. Вся вина его заключалась в том, что он попытался по газетным публикациям на лезгинском языке, издаваемом в Дагестане, воссоздать лезгинский алфавит… После многих мытарств товарищи вызволили его из-за застенка. Багиш Багишев весь был в синяках, ногти черны от вкалываемых иголок…».




Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


ДЖУНАЙД, ШАЙХ (ум. 1460) — глава Сефевидского религиозного братства (в 1447–1460 гг.).

АЛ-МИКРАХИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из южнодагестанского сел. Микрах (лезг. Муграгъ), Докузпаринского района.

АЛ-МИКРАХИ, АЛ-ХАДЖЖИ АШ-ШАРИФ-ЭФЕНДИ (1845–1908) — поэт, учёный-арабист, ’алим, преподаватель медресе из сел. Микрах (лезг. Муграгъ). Ал-Хаджжи аш-Шариф-эфенди учился в местной медресе, а затем, в течении 4-5 лет в г. Стамбул (Османская Турция). Вернувшись в родное село, стал имамом мечети. Владея арабским, фарси, турецким языками, параллельно преподавал в местной медресе. Аш-Шариф-эфенди ал-Микрахи принял активное участи в антицарском восстании 1877 года. Был арестован и посажен в Дербентскую тюрьму, а позже сослан в сел. Гюндюзкала (лезг. ГуьндуьзкІеле, Гуьндузкъала; азерб. Gunduzqala) Кубинского уезда (ныне село в Кусарском р-оне Азербайджана), где стал имамом и преподавателем медресе. У богослова аш-Шариф-эфенди ал-Микрахи (ум. 1908) был сын — Нур ад-дин Шерифов (1883–1952), который пошёл по стопам своего отца — став прекрасным поэтом и революционером, и внук — поэт Иззет Нурединович Шерифов (1927–2000).

РИЗВАНОВ, ЗАБИТ РИЗВАНОВИЧ (1926–1992) — лезгинский поэт и прозаик. Широко известен как автор книги «История Лезгин». Среди прочего, внёс существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин. Окончил Бакинскую высшую партийную школу, работал в партийных советских и хозяйственных органах. В последние годы жизни руководил Домом народного творчества в городе Кусары. Внес существенный вклад в сборе и напечатании материалов о фольклоре лезгин. В частности, неоценим вклад Ризванова в сбор, систематизацию, литературную обработку и издание крупного словесного художественного полотна — лезгинского народного героического эпоса «Шарвили». Первое издание эпоса увидело свет в 1999 году, второе, но уже на русском и лезгинском языках, — в 2008 году. Автор поэтических и прозаических книг «Поток Шахнабата», «Моя муза», «Ветер любит простор», «Зеленое знамя пророка», «Южнее Самура», а также сборников стихотворений таких поэтов, как Н. Шарифов, Эмир-Аслан из Тагирджала, Кесиб Абдуллах.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.

ГИЛЬ (лезг. Хьил; азерб. Hil) — лезгинское село в Кубинской провинции, ныне село в Кусарском районе Азербайджана. До 1934 года являлось административным центром Гильского района. Расположено в 12 км. от г. Кусары.

ГЮНДЮЗКАЛА (лезг. ГуьндуьзкІеле, Гуьндузкъала) — лезгинское село в Кубинской провинции, ныне село в Кусарском районе Азербайджана.

КУБИНСКОЕ ХАНСТВО (лезг. Къубадин шарвал; 1680–1810) — одно из самых сильных феодальных государств, располагавшихся на северных территориях Азербайджана и юга Дагестана. В 1765 году в состав было включёно Дербентское ханство. На западе граничило с Шекинским ханством и дагестанскими феодальным образованиями, на юге с Бакинским и Шемахинским ханствами. Центр — город Худат, с 1735 года — город Куба.

КУБИНСКАЯ ПРОВИНЦИЯ (до 1840 года) — в 1837 году Кубинская провинция была одной из самых густонаселенных на Кавказе. Здесь насчитывалось около 300 сёл и хуторов. Население, как сообщает Ф.А. Шнитников, еще в 1832 году составляло свыше 82 тысячи человек (82148 чел.). Провинция была разделена на несколько магалов: Аныхдаринский (Анагдаринский — 9 сёл), Бармакский (26 сёл), Будугский (19 сёл), Мюшкюрский (Мишкурский — 52 села), Сыртский (18 сёл), Типский (Тяпской — сёл), Шабранский (81 село), Шишпаринский (26 сёл), Хиналугский (6 сёл) и Юхарибашский (18 сёл). Итого 292 села. Кроме того, в Кубинскую провинцию входили Ахтынское (сёла: Фей, Маза, Ахты, Кулули, Эпармо, Пупазлю, Умурлю, Капулю, Подинлю, Мачаглю, Суманаклю, Кулюлю, Зенкенлю), Докуспаринское (сёла: Мескинжи, Джиг-Джиг, Ихор, Елджиг, Харахли, Ших-Кенды, Филзах, Изил, Балладжи, Джаба), Алтыпаринское (сёла: Мага, Кара-Кюра, Мингар, Каладжуг, Тапье-Шихи или Пирикент, Куруш) и Тагирджальское общества (село Таржал). Итого 32 села (4456 семей). В 1837 году в Кубинской провинции проживало более 93 тысяч человек. Город Куба есть главное место провинции, которая разделяется на десять магалов с присоединением к ней четырех обществ вольных народов. Кубинская провинция определяется к северу от Кюринского ханства /Казикумухского владения/ рекою Самуром, к югу от Ширвана Кавказским хребтом и урочищем, называемым Курт-Булак, от Бакинской провинции рекою Ямгайт, к востоку берегами Каспийского моря, к западу Кавказским хребтом. Самое большое протяжение от севера к югу Кубинской провинции, т.е. от реки Самура до Хозыр-Зиндак-Кале, простирается до 172 1/2 верст, а от востока к западу от 100 до 120 верст /число верст показано здесь по агачам, из коих каждый положен в одну немецкую милю. Агачь есть то же, что персидский фарсанг, и содержит в себе около 7 верст, или час конной езды/. Кубинская провинция разделена натурою на две половины: первая нагорная, а другая лежит по долинам от гор до самого моря.

КУБИНСКИЙ УЕЗД (1840–1929) — административная единица в составе Каспийской области, Дербентской губернии, Бакинской губернии Российской империи (1840–1918), Азербайджанской Демократической Республики (1918–1920) и Азербайджанской ССР (1920–1929). Центр — город Куба. Кубинский уезд был образован в 1840 году в составе Каспийской области. В 1846 году был отнесён к Дербентской губернии, в 1860 — к Бакинской. 1 мая 1918 года войска Бакинского Совета установили контроль над городом Куба. С 3 августа — под контролем войск Азербайджанской Демократической Республики. В 1920 году Кубинский уезд стал частью Азербайджанской ССР. Упразднён в 1929 году.

КУСАР (лезг. Кц;ар) — лезгинский город на Севере Азербайджана, административный центр одноимённого района. Кусар расположен в предгорьях Большого Кавказа, на реке Кусар-чай в 35 км к юго-западу от железнодорожной станции Худат и в 180 км от столицы страны — города Баку.

КУСАРСКИЙ РАЙОН (лезг. Кц;ар район) — административная единица на Севере Азербайджана, единственный моноэтничный населенный преимущественно лезгинами район в Азербайджане. Административный центр — город Кусар. Граничит с Кубинским и Хачмазским районами республики и Дагестаном (Россия). Расстояние до столицы Азербайджана г. Баку — 180 км.

КЮРИНСКИЙ ОКРУГ — административная единица в составе Дагестанской области и Дагестанской АССР, существовавшая в 1862–1928 годах. Центр — село Касумкент. Кюринский округ в составе Дагестанской области был образован из Кюринского ханства в 1862 (по другим данным — 1866) году. В 1921 году вошёл в состав Дагестанской АССР. В ноябре 1928 года в Дагестанской АССР было введено кантонное деление и все округа были упразднены. В 1905 г. из Кюринского округа разными скупщиками было вывезено ковров и паласов на сумму 279 945 руб. Округ делился на наибства, которые в 1899 году были преобразованы в участки. Участки подразделялись на общества. Кюринский округ подразделялся на наибства: 1) Гюнейское (центр — сел. Касумкент), 2) Курахское (центр — сел. Курах), 3) Кутур-Кюринское (центр — сел. Вакаляр), 4) Южно-Табасаранское (центр — сел. Зизик) и 5) приставство Улусский магал (центр — сел. Куллар). В конце 1864 г. к округу присоединен южный Табасаран, а в 1883 г. Улусский магал, входивший прежде в состав Дербентского градоначальства. К 1926 году округ делился на 6 участков: Агульский (центр — сел. Тпиг), Гюнейский (центр — сел. Касумкент), Курахский, Кутур-Кюринский (центр — сел. Ичин), Улусский (центр — сел. Заграб-Кент), Южно-Табасаранский (центр — сел. Зильдиг).

МИКРАХ (лезг. Муграгъ) — лезгинское село в Докузпаринском районе Южного Дагестана. Является административным центром Микрахского сельсовета.

УСУХЧАЙ — лезгинское село в Южном Дагестане, административный центр Докузпаринского района.



ЛИТЕРАТУРА


1. Аскеров Г.А. Поэт, просветитель, революционер [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wuo0l, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.06.2019). — Яз. рус.

2. Ибрагимхалилова Л.А. Сатирические жанры лезгинской литературы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wuo7u, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.06.2019). — Яз. рус.

3. Микрах [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wuoeM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.06.2019). — Яз. рус.

4. Не нужно [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9wuolU, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.06.2019). — Яз. рус.


Рецензии