Ако Гемуев-... Только свободу я искал

ТВ драматичной, противоречивой и во всех временных измерениях действительно «непредсказуемой» истории нашей Отчизны – Октябрьская революция с её трагическими последствиями – явление феноменальное. Исключительность ее к сожалению, в несколько одноголосом и одно тональном воплощении представлена в работах, из которых сегодня можно составить  огромную библиотеку. Неизвестные факты истории и судьбы,  обрушившиеся из открывающихся различных спецархивов, ранее запрещённых книг и т.д., ошеломляли даже и осведомлённых читателей  методами и масштабами геноцида в огромной  стране.  И естественно, в  постсоветский период основной, чтобы не сказать единственной, темой ведущих публицистов, историков, писателей, правозащитников России стали усилие и воля разгадать, исследовать, переоценить уникальный исторический феномен.
Этот очень не простой и столь же необходимый процесс, Кабардино-Балкария за исключением фрагментарных и единичных публикаций безучастно и молчаливо миновала. Это при том, что модели «красного террора», «большого перелома», «быстрой коллективизации», «семилеток» за пять лет, и т.д. реализовывались в своё время в нашей республике более усердно и успешно, чем в других регионах. Но публичный и честный их анализ остаётся и сегодня негласно запрещённым. За этим либо молчаливое признание  и одобрение официальной идеологией  наследия тоталитаризма и  сталинизма, либо уверенность власть имущих, что атрофированная память – для всех – благо высшее, с чем  согласиться  трудно.
В республике были яркие, незаурядные личности, приговорённые нашим молчанием к забвению, которые своей судьбой  раскрывают, сколь  разными были личности, втянутые  в историческую воронку. Они своей жизнью и смертью расплатились за коммунистические иллюзии и надежды создать мир, в котором каждый будет свободен. Один из них – борец за свободу и счастье балкарского народа Ако Джумакуевич Гемуев (1892- 1931 гг.).
В разнообразной плеяде первых революционеров  в нашей республике он стоит особняком.  А. Гемуев – один из немногих, кто рванулся в поиск всеобщей справедливости только потому, что его оскорбляла любая «несправедливость», кому бы она ни была обращена. Лично у него было все. Богатство. Ум. Красота. Образование. Большой достойный род. И в революцию он пошёл не из-за сказочного обещания, впоследствии весьма успешно воплощаемого, – «кто был никем, тот станет всем», а из-за убеждённости, что никто из людей не должен быть «никем».
Кратко: родился в 1891 в селении Думала. Окончил сельскую школу, 4 курса Нальчикского реального училища. С юности бунтарь и правдоискатель. В 1916 году за активное участие в крестьянском движении был выслан царским наместником «как лицо вредное и опасное для общественного спокойствия». Вернулся заражённым идеями всеобщей воли и братства. Вернулся большевиком.
1918 г. – избран в состав окружного исполкома и утверждён   председателем земельного     отдела    на IV съезде  народов  Нальчикского округа.
1919 год.  На Северном   Кавказе – белогвардейцы.    Ако    Гемуев – командир  партизанского    отряда. Остальные лидер, кстати, далеко за пределами республики.
1920 г. –  заместитель председателя  исполкома,  позже – заведующий   отделом внутреннего    управления окружного исполкома.   
1921   г. – член ревкома Балкарского округа.
1922  г. – председатель Балкарского    окрисполкома,    с    декабря – член ЦИК и член президиума   исполкома     Кабардино-Балкарской    автономной      области.
1923    год – заместитель председателя ЦИК КБАО.
С 1927 года  – постоянный заместитель председателя   облисполкома. Делегат    съездов Советов республики  – с первого по восьмой,    член   ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР.
1 августа 1930 г. Ако Гемуев был арестован. 7 сентябре 1931 г. коллегия ОГПУ вынесла свой приговор: расстрелять. 22 января 1974 г. решением Верховного Суда РСФСР реабилитирован. За данными фактами – личная и национальная история, требующая  осмысления..
Я остановлюсь  на отдельных эпизодах обвинительного заключения дела № 18440, которое частично раскрывает личность Гемуева и его время.
«Полномочным представительством ОГПУ СКК в августе 1930 г. на территории КБАО ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация. Идейным и непосредственным руководителем данной организации является бывший член ЦК СССР зампред облисполкома и член бюро обкома ВКП (б) КБАО Ако Гемуев. Организация ставила основной целью свержение советской власти путём вооружённого восстания» (АУ ФСБР по КБР. -  Ф.8. -  Оп. 1. - № 103-П. - Д. 564. -  Т. 6.).
Такими словами начинается это дело, состоящее из 7 томов.  Следствие велось более года, что так же уникально для темпов принятых в расследованиях того времени. Было арестованы 70 человек, из них 6 приговорены к расстрелу, остальные – к разным срокам наказания. У обвинения, как это было принято, единственным доказательством являлось признание вины подозреваемыми. И эти признания гарантировались чудовищным арсеналом пристрастного допроса. Пытки, голод, шантаж и самое мучительное – очные ставки. Глаза предавших людей и глаза, которые не предадут. Самое невыносимое – знание – никто из 70 человек,  которых заводили в камеру, спасён не будет. У каждого,  кто выживет, останется шрам на душе, на теле, а люди эти – совесть, память, соль народа.
А.А.Сарахов в  в статье с точным названием «Шемякин суд» пишет, что «Гемуева замучили путём многочисленных, изматывающих допросов и очных ставок». Но он держался достойно. Признал себя виновным только частично. Конечно, обвинение в том, что он руководил вооружённым восстанием, должным свергнуть советскую власть в ауле Актопрак, было им сразу отвергнуто. Не указывая на его  нереальность и недоказуемость.
По своей природе Гемуев был человеком-созидателем. Он умел и любил делать полезные для народа дела. Трикотажные мастерские, построенные под его руководством и инициативе во всех балкарских районах, служили людям до депортации 1944 года. Они служили бы ещё долго.… Под его руководством была построена дорога по Баксанскому и Чегемскому ущелью, школы, дома. Он также умел убеждать, ибо имел убеждения.
Гемуеву верили, за ним шли, и у него потом спрашивали – что происходит? Обыски, аресты, раскулачивание, превращающее одних в мародёров,  других в нищих. Нельзя молиться, нельзя говорить правду, нельзя больше терпеть. Даже те, кому нечего было терять, и те, кто был равнодушен к потерянному, чувствовали себя обманутыми и ограбленными. И за стихийными выступлениями в Кабарде и Балкарии стояло предельное человеческое отчаяние.  Обвинение в том, что он «прямо говорил о неизбежности гибели советской власти», он не подтвердил и не опроверг.
Гемуев понимал, что насилие, ложь и безумие, которые творились от имени советской власти,  есть худшее из возможных зол. Крайне информативно то, в чем он признался. Так, он признал, что «политическая установка моя сводилась к  отрицанию классовой борьбы, к нужности  мирного существования с кулачеством и бывшими князьями и  необходимости  привлечения их к советскому строительству». По мнению Гемуева, балкарский народ не должен делиться на князей, кулаков, таубиев. Он считал и считает, что совместное сотрудничество с зажиточной частью крестьянства не может привести вреда строительству новой жизни.
Гемуев также признал, что он выступал за самоопределение Балкарии, потому что считал – это могло предотвратить массовые аресты среди народа, которые проводились по распоряжению Калмыкова, и что только самостоятельность Балкарии поможет сохраниться в будущем балкарскому народу.
«Я  пришел в революцию,  потому что верил – она даст возможность моему народу жить свободно. Всем, независимо от социального происхождения.  Поэтому я против арестов и расстрелов состоятельных людей, только потому, что они состоятельны» – говорил следователю Гемуев. То есть он опровергал главный постулат революционной диктатуры – беспощадность классовой и сословной борьбы.
Сегодня признано, что самым катастрофическими действиями большевиков было уничтожение людей только по сословному, религиозному признаку. Гемуев это осознал в 1920 году. В обвинительной речи на процессе прозвучала следующая информация, что балкарская народность до революции делилась на сословия таубии, чанки, или княжеско-феодальное помещичье сословие (около 22% к общему населению), къара уздены или мелкопоместное дворянство и вернее свободное крестьянство (около 30%) и къарала – крестьянское бесправное население (48%). Если принять эти данные, а они спорны, то по этой директиве большевиков  – следовало уничтожить, сослать, отправить в лагеря 52% народа.
Гемуев категорически отрицал идеологию поспешной и насильственной коллективизации, вполне осознавая ошибочность подобных действий и предвидя те необратимые, невосполнимые потери среди народа, которые она  несёт. Он знал, что реализация приказа – уничтожения кулака, как класса, будет ещё более драматичной, поскольку механизм, динамику и масштаб выполнение этой задачи в республике единолично будет определять  Калмыков.
При наличии  решения  пленума краевого комитета партии, обязывающего  подойти к коллективизации и раскулачиванию в национальных областях более осторожно, Калмыков, наоборот, использовал самые жёсткие меры и ускоренные темпы. Сегодня можно констатировать, что также одна из разрушительных идеей большевизма, реализовываемая столь энергичным и  усердным диктатором, практически уничтожала генофонд народов республики. Ако Гемуев знал это и доказывал: «Нельзя забирать приусадебные участки, огороды, крупный и мелкий скот – им нужен хозяин». «Нельзя разрушать то, что строилось на земле веками», –  повторял он.
А 12 февраля 1930 г. бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) рапортовало: «Контрольная цифра по коллективизации выполнена со значительны превышением. Типичным животноводческим районом, как для области, так и для соседних районов, является Балкария. Считать необходимым, сделать её в области коллективизации опытно показательной». (ЦДНИ КБР. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 99). Это был единственный случай, когда Калмыков назначает Балкарии роль пусть и опытной, но показательной площадки. Следовательно, он все же осознавал последствия своих усилий по «значительному превышению темпов коллективизации».
Все аргументы Гемуева, обосновывающего, что в условиях традиционного многовекового бытия и географии Балкарии, коллективизацию раньше 10 лет начинать нельзя, её надо смягчить, провести осторожно, обдуманно и т.д. оставались услышанными только стукачами. Еще в 1924 году Гемуев, выступая на 4 съезде советов, подчёркивал: «Сельское хозяйство – дело десятилетий.… Надо дать крестьянству руководство на своей земле». Сегодня это звучит как непреложная аксиома, а в то время отстаивание  этой истины воспринималось как покушение на основы новой системы, нового мира. Для ареста и расстрела Гемуева по тем временам было достаточно его поступков по защите таубиев, его противостояние коллективизации, его либерализма, которых он не скрывал.
«Буржуазно-демократическая и националистическая деятельность» Гемуева, состоящая из собственной позиции, обострённого чувства национальной ответственности и достоинства, огромного авторитета среди жителей всей республики,  нетерпимости  вообще к насилию, унижению кого бы то ни было, раздражала многих. В первую очередь Калмыкова. Именно он организовал  «группировочную войну» между А. Мусукаевым,  которого он любовно опекал,( было за что), и А.Гемуевым, которого боялся и  ненавидел. Исповедуемый сталинистом неписанный имперский девиз  «разделяй и властвуй» был усилен местным диктатором дополнением – «разделяй, властвуй и уничтожай». Член ЦКК Грузель детально расследовал одно из заявлений (а их было много и, наверное, следовало бы назвать фамилии их подписавших)  в центральную контрольную комиссию, возглавляемую С.Орджоникидзе, в котором  Ако Гемуев назван опасным контрреволюционером. 
Грузель в своей «Докладной записке» опроверг все обвинения против Ако, отметив, что «со стороны Гемуева есть только наличие смазывания классовой линии  и установка в своих выступлениях  и поступках на интересы балкарского народа. Но для объективной оценки данного заявления необходимо учесть то обстоятельство, что против Гемуева ведётся на протяжении пяти лет групповая война, и его всеми силами стараются дискредитировать».
Однако  честный  анализ автора «Докладной записки»  ничего не изменил и изменить не мог.
 Пребывая в застенках, Гемуев знал, что он приговорён. И в собственноручно написанных  11 августа 1930 г. за тюремной решёткой показаниях он попытался  назвать причины, из-за которых его будут  расстреливать: «… Балкария, все эти годы получала какие-то крохи, в десять раз меньше того, что ей выделялось. Об этом я неоднократно говорил членам обкома  в Исполкоме и в частности т. Калмыкову. А в 1928-ом году, когда балкарские окружные работники поставили вопрос ребром перед секретарем  обкома тов. Павалюхиным о том, чтобы обратили серьезное внимание на хозяйственно-культурную отсталость трудящихся Балкарии, на то, что Балкария мало что получает из средств, выделяемых из края и центра, и если так будет продолжаться, необходимо выделить Балкарию в самостоятельную автономию.  Когда об этом узнал  Калмыков, на другой же день весь руководящий состав Балкарского округа был  разогнан им и заменён другим. Подобраны им были подхалимы» (ЦДНИ КБР. - Ф. 1. - Оп. 33 . - Д. 35. - Л. 144).   
Сталинский подмастерье умело собирал вокруг себя холопов, бездумных исполнителей. 
Гемуев  указал, что, целенаправленно обворовывая средства, выделенные Балкарии, Калмыков стремится уничтожить всякую возможность автономного, самостоятельного существования балкарского народа, без которого у него будущего нет. ( Здесь отметим, сколь долгосрочными были методы Калмыкова и сколь последовательно они реализовываются  все годы после него).
Уничтожение Гемуева и всех ему близких по крови и по духу людей не удовлетворяло Калмыкова. У него была  более зловещая цель, о чём  говорят многочисленные архивные источники.
Тотальный террор, запущенный в Москве в 1937 году, в нашей республике вновь со значительным опережением был задействован   в 1929 году. И он был связан с именем  – Ако Гемуев. В 1928 г. в судебном процессе по делу выдающегося кабардинского деятеля Назира  Катханова  было арестовано  9 человек. Однако в апреле 1930 г., ещё до ареста Гемуева, были задержаны 104 человека как контрреволюционеры и соратники Гемуева. 11 из них было расстреляно, все остальные получили сроки, навсегда искалечившие их здоровье и судьбы. Более того, следом, в 1931 году, когда начался процесс непосредственно над Ако Гемуевым, было вновь 70 человек заключены под стражу, из них 6 расстреляны. В мае 1932 г. арестованы 14, а в июле  – еще 12 человек. Но и этих жертв было мало … Вплоть до ареста в 1938 году самого Калмыкова «энеевщина-гемуевщина» была как бы самостоятельной статьей УК и статьей – зловещей. Если искать ему аналогию в числе кровавых и персонализированных процессов в стране, к нему  в первую очередь относится то, что вошло в историю политических процессов, как «борьба с троцкизмом». Любое неосторожное слово и неосторожное молчание, поднятая голова или опущенная – все можно было подтянуть к этой статье. И подтягивалось…
10 июня 1932 года на 6-м объединённом пленуме КБ обкома ВКП (б) и областной контрольной комиссии ВКП (б) большевик Курский, начальник особого отдела полномочного представительства ОГПУ по Северно-Кавказскому краю, выступая по делу «гемуевщины», отнес его к опасности всесоюзного масштаба. Оратор  подчеркнул, что без активной помощи Калмыкова эта угроза социализму не была бы ликвидирована. В многословном выступлении он, повторив известные всей республике ярлыки Гемуева, остановился на личности Калмыкова. Чекист, не понимая, что оказывает  своему кумиру медвежью услугу, сказал: «Товарищ Калмыков, имеет какое-то определённое свойство, обладает классовым чутьём, знает не только местную обстановку, но и знает расстановку классовых сил в национальных областях. Товарищ Калмыков нам ежедневно на сто процентов помогал разбираться в этом сложном переплёте, помогал нам не только срезать головки, но и корешки. Думаю и в дальнейшем т. Калмыков будет нам сигнализировать и помогать» (ЦДНИ КБР. -  Ф.25. - Оп. 1. -  Д. 98. -  Л. 4).
Признание докладчика приоткрывает неприглядную картину скрытой деятельности палача, который помогал органам «не только срезать головки, но и корешки».  И если этим вопросом заняться серьёзно, то обнаружится, что памятник Калмыкову необходимо воздвигнуть не только в Нальчике.
«Единственное в чем твёрдо я уверен, так это в том, что оно, наше пока не ясное будущее, целиком зависит от нашей способности преодолеть своё закоренелое отвращение к правде.
Мы не можем рассчитывать на лучшее будущее пока не скажем себе, что на самом деле произошло с нами в ХХ веке, что мы есть на самом деле и на чем на самом деле держится этот мир». – писал философ А. Цыпков в книге «Насилие лжи». Вопрос – что на самом деле произошло с нами в ХХ веке, многотруден. Ако Гемуев был человеком, о котором надо помнить ещё и потому, что он своей судьбой, смертью и послесмертием  объясняет, кто мы есть и что с нами произошло и что происходит…
1987год


Рецензии