Моя двоюродная еврейская бабушка
Моя бабушка в дальнейшем дважды замуж выходила.И оба этих раза ее мужьями становились.Юноши украинского народа.Первого она полюбила художника, который ругался матом. а умер от алкоголизма.
Она полюбила украинского певца.Он пел хорошим тенором для нашей Красной армии...И вскоре тоже умер..Но от туберкулеза
А вот жизнь моих бабушек! Это же просто тихий ужас.Они родились далеко от центра. В Бобруйске они родились.Наверное, это тогда называлось чертой оседлости? Но родились в очень культурной и прогрессивной семье.Там мой прадедушка служил доктором.И хорошо известным в народе.Прабабушка владела многими языками и работала в какой-то гимназии учительницей немецкого...Они и дочкам давали массу разных знаний в многих областях.
И настал у них момент в жизни, когда отец благословил жену и дочерей. Посадил их в поезд, и приехали юные девушки продолжать свое обучение. В Москве.
Та из них, что потом станет мне просто бабушкой. поступила учиться в московскую консерваторию по классу рояля к кому-то известному в те времена.Та же из них, что была на два года старше, обнаружила в себе литературные наклонности и пошла по этой дороге.Потом даже стала членом...Этого. Союза.Писателей. Вот.
Она освещала театральную жизнь.И одна из ее книг даже у меня была тоже, хоть я ее так и не прочитала совсем. Книга та была об актере Андрееве-Бурлаке, хотя основная сфера ее интересов была возле Шекспира и его произведений.
Скажу по совести, я эту свою бабушку знала довольно мало. Я ее крайне боялась всегда.Она для меня оказалась очень загадочной дамой во всем.
К тому моменту, когда мы уже изрдка общались.Она просто уже совсем никак не ходила.Хоть костыли и стояли у стенки.Она только лежала, как вот и я сейчас стала лежать.Зато имелось у нее одно серьезное отличие от всех нас. У нее уже была отличная квартира от этого как раз Союза Писателей на улице Черняховского. У метро Аэропорт.Она уже и вдовой успела стать.Но бездетной совсем.
Но главным ее достижением в жизни и отличием от всех нас, была ее личная.Домработница по имени Домна.Мы-то ее панибратски называли Домашей.Так вот эта Домаша клала всю свою жизнь, а не просто часы в сутках для поддержания уюта и комфорта максимального своей хозяйки Софьи Марковны.
Раз в неделю Домаша отправлялась в московскую область за молоком от особо прикормленной коровы.Думаю, что Софья Марковна молоко не обожала.Так этот удой пускала на детальную обработку.Из сливок производилась сметана большой жирности.Само молоко тщательно кипятилось для спокойного хранения. А вот из сметаны вручную сбивалось масло для уже приятного употребления хозяйкой.
Однажды даже и я его сбивала.Чайной ложкой в майонезной банке.Но помню, не досбивала до конца. Мне быстро надоело бить. Добила до конца Домаша.Она не боялась никакой работы.
вот помню одну историю, которую мне просто рассказали.Поехали софья Марковна с Домашей на пароходе по Волге вниз. А потом обратно.
На одной из длинных стоянок парохода.Домаша спустилась на причал прикупит для хозяки овощей и фруктов.Хозяйка лежит внизу и ждет возвращения Домаши.
Тут в окно просовывается рука.Окно было открыто по погоде. Софья Марковна сразу поняла, что Домаше просто на покупки денег не хватило. Вот она и просит ей добавить.И вложила Софья Марковна в эту руку кошелек.
Через некоторое время на пороге появилась и Домаша. Софья Марковна с достоинством отчитывается, что она все сделала. как и просила ее Домаша.
Домаша...
- Я? Кошелек? Какой?
Ну. Дальше все понятно.
А вот как раз на моей памяти вот какая была история. Со мной.Это в начале одного лета моей маме удалось подкинуть меня на несколько дней на проживание к этой вот еврейской бабушке.
В первый же день она меня посадила на свой диван.И провела со смной воспитательную работу Как должна молодая девушка беречь свою честь смолоду. Я ничего не поняла из того урока. Видно, в девять лет. Мне еще просто и нечего было беречь.Особо.
Тогда мое воспитание покатилось дальше. стала эта бабушка воспитывать из меня актрису.Она сама написала текст для некоего моноспектакля по маленькой трагедии Пушкина А. С."Дон Гуан".Там для меня были созданы все роли сразу. Я должна была и читать за всех. а за женщин еще и танцевать. Я честно учила тексты.Текстов оказалось много.Он же.Пушкин.Он коротко почти и не умел писать.
Часто в этот дом приходили настоящие актеры.Они приседали со мной рядом.Немножко сюсюкали о разном.И уходили по своим взрослым актерским делам общаться.
Тоже должна признаться. Спектакль так и не состоялся никогда.Наверно, было во мне артистизма маловато для такого исполнения.Не оказалось во мне актерской жилки. Уже в 9 лет это стало ясно.
Когда Софья Марковна упокоилась.Домаша честно ходила убирать ее могилу много лет.
Хоть та квартира и перешла по завещанию преданной до конца Домаше.Но я знаю абсолютно точно. Что ее преданность хозяйке держалась отнюдь на мечтах о своем жилье в столице.
Свидетельство о публикации №219062201543