ГКЧП и его наследники. Статья 2006 года

  * В статью внесены незначительные терминологические корректировки  14.12.2010.               

 19 августа 2006 года  исполнилась 15 годовщина   попытки  переворота со стороны ГКЧП,  главной целью которого было восстановление  монополии  центральных органов власти, ликвидация республиканских суверенитетов и возвращение к  модели СССР  1970-1985 годов.    Путч под руководством ГКЧП  различными средствами массовой информации  был назван  «попыткой коммунистического переворота»  и  попыткой спасения «советского социализма». 
В частности  электронная версия украинского журнала «Корреспондент»  от 19 августа 2006 года  сообщает: «В августе 1991 года в Москве провалилась попытка коммунистического переворота под руководством ГКЧП. Эти события привели к распаду СССР. Как показало исследование, 39% опрошенных россиян, оценивая августовские события 1991 года, называют их просто эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны. Трагическим событием, имевшим гибельные последствия для страны и народа, считают те дни 36% респондентов.  Победой демократической революции, покончившей с властью КПСС, оценили 13% россиян. Еще 12% затруднились дать свою оценку тем событиям».  (Сегодня 15-тая годовщина путча в СССР. 19 Августа 2006, 15:20. www.korrespondent.net).
Государственный комитет по Чрезвычайному  положению (ГКЧП) в который входили высшие руководители СССР и КПСС, успел ввести танки на улицы Москвы, но был нейтрализован через 3 дня (с 19 по 21 августа)  членами руководства Верховного Совета Российской Федерации во главе с Б.Ельциным. Провал ГКЧП  был объявлен  «демократической революцией в России,  концом диктатуры КПСС, а Борис Ельцин «русским Сальвадором Альенде»,  спасшим Россию от фашистского путча».  Вместе с провалом ГКЧП  рухнула структура КПСС, были распущены правящие республиканские компартии, а  Верховные Советы  всех союзных республик  декларировали полные государственные суверенитеты.
За 15 лет  события  19-21 августа 1991 года  намерения ГКЧП успели обрасти мифами и домыслами  как со стороны его  демократических противников, так и со стороны его сторонников и наследников  из  лагеря краснознаменных сталинистов.  И   буржуазные демократы,  и  краснознаменные наследники КПСС, в лице руководства действующих  «коммунистических партий» в оценке ГКЧП  сходятся в одном: «Руководители ГКЧП  пытались спасти от распада СССР и,  возродив диктатуру КПСС,  продолжить путь к социализму».
Демократические и  краснознаменные сталинистские  версии, пытающиеся представить ГКЧП   как «коммунистов и борцов за социализм»  являются преднамеренным обманом. ГКЧП  действовал в интересах высшего слоя консервативной номенклатуры из центральных министерств и имел полную информацию о том, что крупные предприятия   во всех союзных республиках уже делят между собой республиканские  номенклатуры, а   прибыли республик, которые раньше отчислялись в союзный центр, пускают в собственные бизнес-проекты  республиканские элиты. ГКЧП можно охарактеризовать, как  «рыночных сталинистов»,  и как  сторонников китайского пути реформ  капитализма без демократии.  ГКЧП* состоял   из скрытых и открытых противников  М.Горбачева  и его «перестройки, гласности и демократии». ГКЧП  планировал   запрет партий и политических движений, кроме КПСС, которая  в основе административного централизма ГКЧП,   должна была играть только вспомогательную роль.  Мировоззрение  членов ГКЧП  можно охарактеризовать словами депутата Верховного Совета СССР полковника В. Алскниса: «Сначала рынок, а потом демократия. Цивилизованный,  полноценный капитализм у нас можно создать только на основе единого союзного государства. Для успешных рыночных реформ нам необходима военная диктатура по типу генерала А.Пиночета в Чили».  Тогда В.Алскнис  входил в депутатскую группу «Союз».  Позднее В.Алскнис был почетным членом президиума Фронта национального спасения России (ФНС), состоящего из краснознаменных сталинистов и российских национал-патриотов, до октября 1993 года группировавшихся вокруг руководства Верховного Совета России и пытавшихся отстранить от власти  «Б. Ельцина и демократов, разрушающих страну».      
      Главным фактором, побудившим к действию членов ГКЧП,   был конфликт между государственными структурами и министерствами СССР и  государственными структурами и министерствами Российской Федерации, расположенными на  одной территории и фактически оспаривавшими функции друг друга. Б.Ельцин  12 июня 1991 года уже успел быть избранным президентом РСФСР. Создаваемое им правительство Российской Федерации планировало до конца  1991 года  взять под свой контроль все министерства и ведомства СССР, расположенные на территории РСФСР,  и  в 1992 году подписать  договор с союзными республиками от имени правительства России. Таким образом,  руководство РСФСР  во главе с Ельциным  шло к тому, чтобы упразднить  союзный центр,  распустить Верховный совет СССР,   сделать фиктивной фигуру президента Горбачева и стать новым союзным центром. Провал ГКЧП  только ускорил эти процессы  и подтолкнул республики к полному суверенитету.  Именно по фигуре Б.Ельцина  и по руководству  Верховного Совета Российской Федерации ГКЧП планировал нанести основной удар,  декларируя  запрет забастовок, митингов, собраний и политических организаций. Именно в Б.Ельцине и демократических фракциях российской составляющей КПСС,  члены ГКЧП видели   главных конкурентов в борьбе за власть и за контроль над государственной собственностью. ГКЧП,  пытаясь  вернуть  власть консервативной части союзной номенклатуры, действовал как олигархическая группировка. Провал ГКЧП был закономерен и обусловлен, не столько лозунгами – «За новую власть без диктатуры КПСС! За рынок со свободой и демократией!», сколько тем фактором,   что значительная часть новой  номенклатуры и новых управленческих    слоев  в России  уже сделали свою ставку  на правительство  новой российской элиты  против сходящей со сцены элиты старого союзного центра.
Вот что пишет по  поводу мифов  о завоевании независимости  бывшими  республиками СССР  известный Киевский политолог  Михаил Погребинский: «Одним из фундаментальных мифов, лежащим в основе современной оценки августовских событий 1991 года в Киеве, является   утверждение, что непосредственно украинский народ сделал выбор в пользу создания собственного независимого государства. Никто не спорит о том, что были выдающиеся достижения в деле борьбы за эту независимость. Но если бы Россия, СССР, не выбрала бы себе путь через Горбачёва, а не путь китайский, то никакой независимости Украины не было бы. Вектор задавался не в Киеве, а в Москве».
   Другим мифом, созданным в последние полтора года, Погребинский назвал миф об «оранжевой революции», утверждая, что подлинной революцией** можно назвать весь путь, пройденный обществом и государством за 15 лет, в котором президентские выборы 2004 года стали лишь эпизодом.»  (Шанс Украины - в разрушении мифов.  http://www.regnum.ru. 26.08 - 22:30.) 
Здесь следует отметить, что замена однопартийных государственных диктатур  буржуазными демократиями, представляет собой  только лишь эволюцию  формы государственного правления. В конце ХХ века, когда позади уже была целая  эпоху империализма  (транс-национальных корпораций), переход от  диктатуры к демократии (от одной политической формы господства  монополистического капитала к другой), никак не  может быть связан с революциями. Ибо все буржуазные (или демократические)  революции остались  в прошлом. Сам термин «демократические революции» на сегодняшний день является спекулятивным.
      В  анализе  событий  распада СССР  (1988-1992 годов)   существует необходимость опираться на следующие тезисы:
 1) СССР   имел государственно-капиталистическую природу  и к 1988 году «советский социализм»,  вошедший в длительную полосу экономического кризиса и стагнации, оказался пустой оболочкой без содержания. Планирование, рассчитанное в основном на обеспечение Военно-промышленного комплекса -  оказалось  полной фикцией.
 2) Все фракции КПСС  от  либералов,  рыночных демократов до  государственных консерваторов, к 1990 году  отказались от «строительства социализма» и уже декларировали и планировали  различные варианты  открытой капиталистической экономики. Отличие  было только в формах контроля: свободный рынок у  либералов, жесткий контроль и протекционизм  консерваторов. Плюс еще варианты государственно-номенклатурного капитализма, которые идеологически выдавались за «демократический социализм».
3) ГКЧП  «планировал» преодоление кризиса государственного капитализма СССР и его интеграцию в мировую экономику на основе  административного централизма и сильной власти, которые будут контролировать открытые формы капиталистического накопления.
4)  Демократы, националисты и сталинисты в каждой из отделившихся союзных республик – являются прямыми наследниками ГКЧП. Ни одна из союзных республик не завоевала свою «независимость». Эта «независимость» была  подарена республиканским элитам  провалом ГКЧП и являлась механическим следствием этого провала. Примером являлась  «полная независимость» Украины, которую 24 августа 1991 года   провозгласил  Верховный Совет УССР, на 80% состоящий из номенклатуры КПУ-КПСС. Таким образом,  республиканская  элита  КПУ-КПСС  стала  полным хозяином всей собственности республики. 
5)  Демократия и  фашизм, демократия и  авторитарная диктатура -   это две формы господства  буржуазии, две основные формы капиталистического государства. Так называемая «борьба за демократию», «защита парламентаризма» или контрмеры по усилению президентской власти – это формы конкурентной борьбы за власть различных политических групп и фракций крупного капитала, которые могут выходить за конституционные рамки и приобретать силовое противостояние.

Так Б.Ельцин, который в августе 1991 года  выступил в роли  защитника демократии и был назвал  «русским Сальвадором Альенде»,   в   начале  октября  1993 года  отдал приказ о расстреле  здания  Верховного Совета России   и выступил в роли  генерала Пиночета. Однако никакой затяжной  диктатуры после этого не последовало. Было быстрое переформатирование Верховного Совета в   двухпалатный законодательный орган (Государственная Дума и Совет Федераций) и была сохранена многопартийность,  без запрета краснознаменных партий-наследников СССР-КПСС. Объяснение этому явлению в том, что конкретные  политические группы и фракции монополистов и  государственных капиталистов    в борьбе  друг против друга и в соглашении друг с другом определяют для себя  не только демократию, но и ее содержание.
 
Примечания   
         
  *  В состав ГКЧП входили  вице-президент СССР   Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр внутренних дел Б. Пуго, министр обороны СССР  Язов, председатель КГБ СССР  Крючков, председатель совета обороны СССР Бакланов, руководитель крестьянского союза  Стародубцев и председатель ассоциации государственных предприятий  Тизяков.  К помощникам ГКЧП  приписывают председателя Верховного Совета СССР  А.Лукьянова и членов президиума ВС СССР.
    ** М.Погребинский является официальным  политологом, и вынужден демонстрировать лояльность к  элите  «оранжевой революции» во главе с президентом В.Ющенко, якобы  совершившей прорыв «к новым ценностям национального развития». На самом деле  в 2004 году  двухсторонний оранжевый и бело-синий  Майдан был массовым зрелищем для обывателя, с платными статистами и  режиссурой от олигархов. На этом фоне  за пост президента  соревновались  два премьер-министра режима Л.Кучмы: Ющенко-Кучма и Янукович-Кучма. Если  соглашаться с утверждением, что путь,  пройденный Украиной за 15 лет, то есть   путь закрепления  за национальной номенклатурой и олигархами институтов буржуазного государства  -  это «подлинная революция», то тогда  подлинной или национальной революцией можно  называть  что угодно.

***  Название  демократы  или  рыночные демократы, присутствующие  в тексте, как показал  исторический опыт  постсоветского  пространства,  -  является очень  условным. Либерализма  в чистом  виде  уже  давно (с конца 19 века)  не  существует. Авторитарный  либерализм  постсоветских  либералов  защищает  только элитарные меньшинства   номенклатуры,  пытающихся получить  средства из   бюджетов для   бизнес-проектов  (объявляя «новую  реформу» или  новый  этап  приватизации). А демократия  обязывает защищать  трудовые и гражданские  права большинства в их полном объеме.

*** В СССР  с конца 1950-х  годов    присутствовал  такой  фактор,  как  кланификация республиканских номенклатур, особенно  в  республиках  Средней  Азии и Закавказья. Ключевые  посты  в республиканских  министерствах  и партийных  аппаратах  занимали целые  кланы  родственников. С  кланификацией  начал  бороться  Н.Хрущев, однако  его  попытки  наталкивались  на  жесткое сопротивление  и не имели  успеха.   При Брежневе  республиканские  экономики  уже  оседлали  семьи  советских  феодалов. Для  того  чтобы  занять  какую-то  должность  нужно иметь  влиятельного  родственника   или  купить  себе  это  место (ректора, прокурора, начальника  райотдела  милиции  т.д.) Сбор  взяток или денежных  пожертвований за услуги,   был  одним  из основных  источников   доходов   должностных феодалов  советской  эпохи.   Ранняя  перестройка и  борьба  с коррупцией  Горбачева  потерпела  провал,  ее   захлестнули  теневые  процессы  и быстрая  криминализация    потребительских  рынков.  На  окраинах   СССР вспыхнули  этнические распри, резня гражданского населения,  и  непонятно  «как и  откуда»  поднявший  голову  бунтующий национализм  и  исламский фундаментализм.
На  сегодняшний  день  во  всех вышеописанных  бывших республиках (от  Азербайджана  до Киргизии),  существуют  стойкие  родственные   кланократии с  президентами  во главе,  отжимающие из своих  экономик  80%  прибылей и  распределяющие  доходы   между  собой согласно     статусу  в  больших  и  малых  семейных иерархиях. Это  социальный  регресс и  глубокая  бедность  для  90% населения, отмена  среднего  образования, и в первую очередь для  девушек, полу грамотность, ликвидация  реальных  гражданских  прав. Единственной  реальной оппозицией   в  таких   условиях  является  не  мифический розовый  либерализм  «творческой национальной интеллигенции»,  а  грубый  исламский  радикализм. 


Рецензии