Об одушевлённости и воскрешении животных

Души животные

Есть ли души у животных, а если есть, то воскресит ли Бог и животных вместе с людьми?
Уже в первой главе книги Бытия говорится о сотворении Богом животных одушевлёнными:
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И после сотворения не оставляет Бог животных своим попечением:
10 В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти.
(Иов. 12:10).
Более того, не так уж и велика разница между нами и животными, как иногда кажется нам в гордыни нашей:
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
(Еккл. 3:18-21).
Намёк на воскрешение животных содержится ещё в Ветхом Завете:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому (Ис. 11:6).
Что-же касается прямого ответа на вопрос. Будут ли воскрешены животные?
То ответ на этот вопрос содержится в послании святого апостола Павла римлянам:
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
(Рим.8:18-23)
Более того, в девятнадцатой главе откровении святого апостола Иоанна Богослова упоминаются небесные кони, оказавшиеся достойными носить на своих спинах ангелов и самого Господа нашего Иисуса Христа:
«19.11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
19.12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
19.13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».
19.14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
19.15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
19.16 На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»».
Согласуется со Священным Писанием и мнение современных богословов. Так русский философ, православный священник Сергей Николаевич Булгаков свидетельствует:
«Почему думают, что преображенная Мать-Земля позабудет об этих бессловесных чадах своих и не изведет их к жизни? Трудно мириться с мыслью о прославлении человека в пустынном мире, не населенном преображенной тварью, которая теперь населяет землю проклятия. (…) Ведь даже и теперь дети, еще сохраняющие на себе отблеск Эдема, в зверях имеют лучших друзей своих. И тогда окажется, быть может, что иные из них, теперь особенно ненавистные и отвратительные зловредностью своей или безобразием своим, были лишь оклеветаны клеветником-дьяволом…».
Вывод: животные одушевлены Богом, животные есть на Небесах!

Животные — помощники

Как установлено в предыдущей части, животные одушевлены Богом, животные есть на Небесах. Однако в качестве кого Бог сотворил животных?

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». — Книга Бытия, глава 2, стихи 18-20.

Вывод: Бог сотворил животных и птиц в качестве помощников человека, хоть и не подобных людям. Однако данный вывод в свою очередь порождает вопрос. Помощниками в чём сотворены животные и птицы?

«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». — Книга Бытия, глава 2, стихи 15.

Животные и птицы изначально сотворены Богом в качестве помощников нашего пращура, первой обязанностью коего стала забота о Райском Саде.

Да и поныне помогают животные людям:
Собаки сторожат и охраняют, до сих пор друзьями людей бывают; Кошки дом уютом наполняют, от вредителей избавляют;
Дельфины с людьми на море играют, тонущих спасают…


О православном отношении к животным

Как мы ранее установили в предыдущих частях сей работы. Животные созданы Богом одушевлёнными в качестве наших помощников и помогают людям до сих пор. Так же с учётом этого людям в целом и православным христианам в особенности следует относиться к животным?

Для начала следует чётко разделить отношение даже к самым дорогим вещам и животным. Вещи тленны, крепчайшие алмазы и то распадутся со временем. Для сравнения животные разделят с нами (по крайней мере с лучшими из нас) райское блаженство. Причём, скорее всего, в Рай попадут все животные. Так святитель Лука Войно-Ясенецкий в своём фундаментальном труде «Дух, душа и тело» пишет: «Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира… и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям». Животные, птицы, прочая Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей. Что же будет с Божией тварью дальше, уже на Небесах после конца мира сего?

«Волк и ягнёнок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому” (Исайя, 65:25). То есть животные превращённые бесами на проклятой за нас Земле в хищников и паразитов, снова станут травоядными созданиями, какими и были изначально задуманы Богом. На Небесах «бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” (арх. Лука Войно-Ясенецкий: «Дух, душа и тело”). Так как же следует относиться христианам к животным?!

Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь всё существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил («Премудрость Соломона”, гл. 11, стих 25). То есть Творец любит все свои создания, а нам следует уподобляться Богу!

Впервые опубликовал по ссылке


Рецензии