Чудо-рейтинг президента

                Будущие воспоминания о реальных и
                вымышленных событиях и людях
                сегодняшнего дня
                Июнь 2019 

         В первые летние дни меня больше всего занимал президентский рейтинг доверия. В конце мая он всего за неделю вырос почти в два с половиной раза. Я такого случая ни у нас, ни за границей тогда припомнить не мог. Правда, знакомые политологи мне рассказывали, что кое-где такое бывало, если политику удавалось заявить или сделать что-нибудь необыкновенное или крайне нужное, чего народ давно требовал. Но наш президент ничего феноменального в те дни не совершил и не сказал. Он, как обычно, вел государственные дела так, чтобы россияне от его  решений не пострадали.

     Однако благостную стабильность нарушил политический опрос 24-го мая. Оказалось, что президенту доверяют   всего 31,7 % россиян. Раньше такого низкого рейтинга доверия у него никогда не было, что вызвало беспокойство. Не знаю в каких выражениях, но встревоженный пресс-секретарь   президента г-н Песков попросил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «проанализировать ситуацию». Центр моментально исполнил просьбу. Дело не в ситуации, повинился он по результатам анализа, а в нашем неправильном вопросе.
 
    Понимаете, мы спрашивали граждан, кому из политиков они доверяют, не предлагая на выбор ни одной фамилии.  Ну, а без подсказок они, само собой, называли тех, кого могли вспомнить или кто был на слуху. Лично я, Денис Кириллов, такому ответу поверил. Мне самому с тех пор запомнилось, как люди, бывало, не обращая внимания на президента в телевизоре, больше всего говорили о других. Например, о Собчак, когда она разводилась, или о Навальном, когда он собирал на Тверской старшеклассников бунтовать против коррупции.

      После звонка Пескова ВЦИОМ опросил других россиян с другим вопросом. Не надеясь на человеческую память, на этот раз вциомовцы спрашивали в лоб: «Вы доверяете президенту или нет?». Куда тут денешься!? 72,3% ответили «Да». Меня это не удивило. Я сам голосовал за Путина и, признаюсь, ни разу не пожалел, хотя знакомые, меня, бывало упрекали…

     Наверное, мне будет грустно расставаться с ним в 24-м году, раздумывал я. Однако, тут ничего не поделаешь: конституция, она и есть конституция. Раз по ней нельзя переизбираться в третий раз, значит, нельзя.  Правда, как политолог-юморист, я допускал, что, если на миг включить отвёрточную демократию и кое - что подкрутить в основном законе, то   можно было бы ещё раз выбрать прежнего президента под видом нового.

    «Это даже не смешно» -  сказал мне знакомый серьёзный политолог из Центра общественных настроений.  Он считал политологию фундаментальной наукой и неплохо на ней зарабатывал.Я с ним согласился. Смешного было мало.
     - Чтобы быстро провести опрос и получить нужный результат, не заставляй людей тяжело и долго думать. Побыстрее задавай простые вопросы с подсказанным ответом -  начал он пересказывать свою последнюю статью в американском журнале.

     - Но вопрос о доверии очень даже непростой. Доверять можно или во всём, или ни в чём, или кое в чём. Я прислушиваюсь к Навальному, когда он разоблачает коррупцию, но руководить Москвой, как он захотел в 13-м году, я как избиратель, ему не доверил.

     - Знаешь, у меня похожая история. Разным людям я не доверяю по разным причинам. Министру экономического развития Максиму Орешкину, когда он говорит о развитии экономики, а Филиппу Киркорову, когда тот поет о любви.
     - А возможен один ответ на два разных вопроса?
    - Конечно. Можно спросить «Кому вы доверяете больше всех?», а можно «Кому вы не доверяете меньше всех?».

     Ещё один опрос добавил информации, но не ясности. Россиян спрашивали, одобряют ли они работу Путина. Одобряющих (65 %) оказалось на 7% меньше, чем доверяющих. Сравнивая результаты, г-н Песков сохранял спокойствие. Он демократично объяснил, что «можно одобрять, но не доверять, или доверять, но не одобрять».
     Лично мне, как избирателю, были ближе и понятнее вопросы об одобрении работы. Иногда я под настроение отвечал «нет» по конкретным делам, но на общем рейтинге президента мои ответы не сказывались.

                _______________




 


Рецензии