1. Понятие о душе

Христианская Психология Аскезы.

«Введения в Христианскую Психологию Аскезы».

Глава 1. Понятие о «душе».[1]

[1] Написана с использованием главы «О душе» из книги Яцкевич Константина «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии». Интернет-страница: http://www.b17.ru/article/o_dushe/

«Душа, ты сотворена по образу и подобию Творца твоего, они отпечатлены в тебе, - берегись, запятнавшая образ Божий, ты подвергнешься осуждению Царя, образ которого ты поругала».
(Преподобный Ефрем Сирин 28, 302).

О, «душа», незримая сущностная основа человеческого «Я», имеющая материальную энергийно - информационную «природу» и несущая в себе нематериальный небесный свет, как знак присутствия человеческого «тварного лица»! Во все времена ты восхищала своей непостижимостью и невыразимостью человеческий «ум». О, «душа», вместилище «сознания» и «самосознания». Содержательница «ума», «сердца» и «воли», сосредоточие их «энергий». О, нетленное дыхание, поток жизненной энергии, дуновение Бога, обратившегося к человеку с предложением своего общения, озарившего каждого из нас светом своего Лица. Ты, бессмертная «психея», потрясающая нас красотой своих способностей, «сил» и призвания. Как по-детски смешны многие представления о тебе и твоей «сверхъестественной природе» нашего современного «ума», пойманного в сети естественнонаучных представлений и руководствующегося психологией рационализма и идеологией прагматизма. Так что же ты такое «душа»?
Отвечая на этот непростой вопрос, составляющий основу любой науки о «душе» (психологии или онтологии) светской или церковной, следует отметить, что сама категория «души» в настоящее время находится в сложном положении. Она сохранилась в более-менее целостном понимании только в религиозных представлениях. И, частично, в ранней психологии и философии. Они ещё несут на себе отражение религиозного знания о существовании внутреннего мира человека, как совокупности психических явлений.
В современной научной психологии эта категория - «душа», уже совершенно отсутствует, поскольку на смену ей пришло более формальное и рационализированное понятие «психики», как системного свойства «материи», именуемой высокоорганизованной, - способности «материи» к психическому отражению.
Самый простой и очевидный вопрос о том: - «Как появились эти системные свойства «материи», и какая такая причина и для какой цели, привела «материю» к подобной высокой организации и упорядоченности?» - остаётся без внятного ответа и попросту опускается, подменяясь рассуждениями о теории эволюции и исследованиями механизмов наследственности.
Чаще всего эволюция «материи» для всей естественнонаучной мысли есть процесс происходящий - «сам собой». - Это изначально присущее самой «материи» свойство. И вот это пресловутое «само собой» по сей день является основой научных представлений о метафизическом порядке «реальности». Хотя любой серьёзный философ или учёный прекрасно знает о том, что процесс упорядочивания, от микроскопического до более или менее глобального, такого как жизнь, в масштабах планеты или всей Вселенной, требуют наличия постоянного источника некой упорядочивающей энергии, организующей любой созидательный процесс, особенно такой как жизнь. И только процессы «распада» и «разрушения» идут с выделением той творческой энергии, которая была заложена в «материю». - Только кажущееся торжество смерти происходит как бы так, - «само собой». Хотя это и не так, если задаться вопросом: - «Зачем существует смерть?», а не ограничиваться исследованием, - «Как происходит умирание?»
Вопрос об источнике этого упорядочивания «материи» и появления жизни – «живой материи» имеет сугубо практическое значение, поскольку он самым непосредственным образом касается существования и строения «души как таковой», - той самой энергийно - информационной структуры, посредством которой и приходит в «материю» упорядочивающая энергия для жизни. - От Бога Творца, через «небо», к «земле».
Что же изменилось в «индивидуальном сознании» и в «общественном сознании»? Почему большинство религиозных познаний о «душе» практически полностью утрачено и заменено рациональным и утилитарным представлением о «психике», как наборе отдельных свойств «высокоорганизованной материи» - «живой материи»?
Как случилось, что знание, лучше сказать понимание, сути и устройства «души» (психеи), которое во все времена признавалось самым важным духовным знанием о сущности самой жизни, вдруг, обесценилось. И было заменено более поверхностным представлением о «психике», как способности «сознания» к «отражению» и как способности любого живого существа - «живой материи» или «плоти» к саморегуляции?
Как и почему естественная наука и академическая психология потеряли «душу», как энергийную и упорядочивающую основу жизни, подменив процесс обеспечения вселенской жизни энергией (по цепочке: нетварная энергия - тварная умозрительная небесная энергия - тварная физическая земная энергия) проистекающей из единого Источника, поистине оригинальным заключением о том, что жизнь возникла и поддерживается «сама собой»?
Это очень непростые вопросы для современного «рационального мышления», на которые человеческий «ум», вернее сказать, «рассудок», обуславливающий себя одной лишь «материальной» (проявленной) стороной «реальности», не может найти полностью правильные и совершенные ответы. «Рассудок» не имеет в поле своего зрения метафизическую сторону «реальности» - «душевно-духовную» (непроявленную), которая связана с энергийно - информационной, небесно - умозрительной стороной жизни - «тварного бытия». Ибо «рассудок» не «ум», он имеет в себе только начатки «неба». Тем более что и «ум» - это не «разум», который божественной любовью поднимается превыше «неба»: - «Честнейший херувим и славнейший без сравнения серафим…!» - говорится о «душе» богородице.
Следует признать, что существуют многочисленные свидетельства, подтверждающие существование «материальной» составляющей феномена «души». Так называемого «тонкого тела». Оно, по этим свидетельствам, является полноценным вместилищем «личного» человеческого «сознания». Но академическая наука как не располагала, так и не располагает технологическими возможностями для фиксации и исследования этой составляющей феномена «души». Таким образом, не отсутствие «души», а только невозможность её фиксации существующими в распоряжении человечества технологиями, и лежит в основе большинства скептических и атеистических взглядов.
Это, в известной мере, оправдывает рационально мыслящих учёных и психологов, отрицающих феномен «души». Всё, что относится к области метафизики, к сверхъестественному, т.е. тому, что превышает возможности «ветхого» и рассудочного естества, превышает методологические и технологические возможности естественнонаучных методов исследования и «ветхого познания как такового».
Невозможность фиксации «тонкой материи души», до недавнего времени, была   связана с тем, что за самой «душой» не все признавали и признают эту самую «материальную» составляющую. Согласитесь, сложно называть «материей», в научном понимании то, что является, по существу, «нематериальной», энергийно - информационной субстанцией. Это своеобразный «конденсатор» или «ёмкостью», очень специфический насос для закачки энергии жизни в «материю». Так сказать, «небом» на «землю», из «нетварности» в «тварность». Здесь Дух встречается с «материей» и соприсутствует ей.
Последние научные открытия в области «квантовой физики» и «нейронных сетей сознания» оцениваются некоторыми учёными как подсказка о «материальной» составляющей «души». Она представляется системой тончайших проводников энергии и информации, которая обладает способностью к росту и структурированию.
Следует отметить, что вопрос о «материальной» составляющей «души» вызывал споры даже среди св. отцов. Наиболее известна переписка по этой проблеме святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым. Итогом этой творчески захватывающей переписки о «материальной» составляющей «души» двух св. отцов стало согласие о её «тонкоматериальности» или условной «материальности»:
- «Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, всё проникает и всюду проходит, служа последней гранью вещественного бытия. Полагаю, при сем, что в этой стихии витают все блаженные духи - ангелы и святые Божии, - сами, будучи облечены в некую одежду из этой же стихии» (Св. Феофан Затворник, «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», Письмо 13).
Вместе с тем, святитель Феофан совершенно чётко указывает и на «нематериальную» составляющую «души». Он подразумевает под «материей» только лишь среду обитания «души» (образ бытия) - «землю». А не её «природу» (естество), которая «небесна».
- «Вся книга моя направлена к доказанию того, что естество души и ангела не может быть вещественно. Но иное дело естество, иное - образ бытия. Кто не хочет принимать душу без оболочки; тот пусть допускает сию оболочку, но мимо естества души, которое должно быть духовно. Допустив оболочку - тонкую, эфирную, получит форму и останется доволен» (Св. Феофан Затворник, «Собрание писем», Выпуск II)
Таким образом, говоря о «материальной» составляющей «души», святитель Феофан говорит о ней, как о тончайшей промежуточной субстанции (стихии). Она располагается между «материальностью» и «нематериальностью», которая и называется в Библии «небом». Предание же уточняет - «первым небом» - в началах всего.


Рецензии
согласно смотри_название душа это правое ШКАЛА ЗАКОНЫ ФИЗИКИ имеет плюс правое и СЛЕПОЙ мат.фактор к... проблемы материальной эволюции. Если ты чего то хочешь, то такое вряд ли будет.
Существует человеческий вид и муравьи рыбы.

Смотри Название Иванов Сергей Бо   22.06.2019 11:45     Заявить о нарушении