Экскурсия в Полоцк

Еще на Новый год дети подарили нам с мужем подарочный сертификат по экскурсию в Полоцк. Надо заметить, что муж и я в Полоцке побывали еще школьниками, давным-давно. И вот вчера, послав всё и всех, мы отправились на экскурсию.

Если бы наша поездка из Минска в Полоцк произошла тысячу лет тому назад, мы бы ехали из пограничного укрепленного пункта в столицу Княжества Полоцкого! А вчера – из столицы в красивый провинциальный город на Западной Двине.

По дороге узнала кое-что новенькое для себя. Оказывается, в Беларуси водятся страусы! Вернее, разводятся. Увидев из окна автобуса за забором страусов, я оторопела, решила, что перегрелась. Оказалось, они существуют! Нам объяснили, что достаточно приобрести самца и дух самочек, и через год у тебя 70 страусов. За год каждая самка по 35 яиц откладывает.
Оказывается, в Беларуси это модный бизнес, ведь страуса легко прокормить, обогреть, страус – это 60-120 кг вкусного мяса с низким содержанием холестерина и ценный жир, не вызывающий аллергию и великолепно увлажняющий кожу. Кожа прочнее слоновьей и очень красивая, идет на сумочки, туфли. Омлета из одного яйца хватает на 8-10 человек. Перья тоже ценятся. Нас угостили ликером из желтка страуса. Мужчины пришли в восторг, мне не понравилось.
Оказывается, по всей Беларуси разбросаны страусовые фермы, и можно их посещать. Входной билет – лишний доход для фермеров, и недорого. Еще и омлетом угостят. Забавно живем!

Проехали через Березинский биосферный заповедник, уникальное местечко с таким чистым воздухом, что люди из мегаполисов иной раз теряют сознание. Ну, экскурсоводы – народ опытный, вытаскивают «павших товарищей» на дорогу к автобусу и просят водителей газануть. Помогает. Что там поражает: бобровые хатки 11*5 метров и высотой 3 м. Это уже коттеджи, а не хатки. Я рада, что бобров стало много, да они уже и в Минске имеются. Наши предки почти совсем извели их к двадцатому веку, мех был в три раза дороже соболиного, мясо бобров в пост ели – у бобра чешуя на хвосте, так вместо рыбы. Кстати, вспомнила рекламу российскую – бобра с белоснежными зубами. Эмаль на зубах бобров желто-оранжевая, невероятно крепкая, а белые пятна на зубах бобра – свидетельство болезни.
И живет там зоопарке молодая медведица Умка, обожающая апельсины и мандарины. И фотографироваться.
Зубры в Березинском заповеднике более дикие, чем в Беловежской пуще, где их подкармливают.
Много птиц, и больших, вроде лебедей и подорликов, и совсем маленькие, например, мандаринка. Вообще,  в составе орнитофауны насчитывается 234 вида птиц из 17 отрядов, в том числе 177 гнездящихся, 36 пролетных, 14 залетных и 7 зимних. На территории Березинского заповедника встречается 58 видов птиц из 72 включенных в Красную книгу Республики Беларусь. И они игнорируют людей, в основном, понаблюдать при желании можно.

По всей дороге – знаки, что на дорогу могут выскочить лоси и олени. И лягушки, которых тоже надо беречь и не давить. Но мы никого из них не видели.

Спокойно повсюду вдоль дорог расхаживают аисты – знают, никто не посмеет их тронуть. Это очень любопытная птица, им все надо рассмотреть.

Наконец добрались до Полоцка. Оказалось, что Полоцк и Новополоцк уже срослись в один город.

Полоцкое княжество — княжество кривичей на "Пути из варяг в греки". Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. В "летописях руских" впервые упоминается в 862 году. Археологические раскопки подтверждают, что город еще старше, но принято считать от первого упоминания в летописи.

Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, был Рогволод (умер в 978 году). Прямых наследников по мужской линии он не оставил — киевский князь Владимир («Красно Солнышко», креститель Руси) убил его и его сыновей, и насильно взял в жены дочь Рогнеду.
Рогнеда, родив ему несколько детей, хотела Владимира убить, не получилось. Тогда он решил убить ее, но мать защитил маленький Изяслав, первенец. Владимир отправил Изяслава с Рогнедой на жительство в специально построенный город Изяславль, остальных детей оставил себе, пятерых, среди них и будущий Ярослав Мудрый, и Переслава – герцогиня Венгрии, и Всеволод, первый князь волынский. Это стряслось в 985 году. В 988 году Изяслав крестился. В 989 году он отстроил на прежнем месте Полоцк и переехал в него. Ссыльная княгиня Рогнеда умерла в 1000 году, а на следующий год скончался и сам Изяслав, в двадцать один или двадцать два года. Полоцкую землю унаследовали его сыновья, Брячислав и Всеслав. У Брячислава родился сын Всеслав, знаменитый Чародей.
Изяслав не желал называться «Владимировичем», называл себя по деду Рогволодовичем. Современники приписывали раннюю смерть Изяслава тому, что он был отравлен по приказу своего отца, Изяслав не скрывал ненависти к нему.

«И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.»
Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей («Рогволожи внуки» — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей («Рюриковичи» — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.

В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава), Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.

1003-1044 княжение Брячеслава (его брат Всеслав умер в детстве).
Брячеслав Изяславович присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.
В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов, построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.
Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым.

1044-1101 княжение Всеслава Чародея
Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий. В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора.
Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород. Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск. Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.
В 1067 произошла битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках (теперь центр ремесел). По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.
Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями, которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

XII век
Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.
1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя. В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление. К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская» характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое «крещение» языческих капищ в Полоцком княжестве — так большинство исследователей определяет назначение Двинских камней.
Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) — Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава Чародея) и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов — «ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя...»

Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава "Чародея", св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.
Странно читать на православных порталах о том, что «преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ.

Софийский собор.
Стоит на возвышении, на очень красивом месте, похож на плывущий корабль.
Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, храм передан униатской церкви. В семнадцатом веке Софийский собор несколько раз переживал страшные пожары, но был реставрирован и перестроен.
Во время Северной войны в соборе был размещён склад амуниции, по приказу Петра. Царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. Тогда собор и было решено использовать под склад. Увы, взрыв этого склада и стал для старинной постройки фатальным. От оригинального здания на сегодняшний день остались лишь кладка, фундамент и фрески. В семнадцатом веке здание полоцкого собора было построено заново и на сей раз в стиле виленского барокко.
Да, в Полоцке плюются при упоминании Петра Первого. И заслуженно, по-моему. Надеюсь, ему икается на том свете!

Пусть оригинальное старинное здание собора не сохранилось, но он поражает красотой и величием и в наши дни! Собор расположен на живописном берегу Западной Двины. Здесь проходят богослужения, проводят экскурсии и концерты органной музыки. Акустика просто фантастическая, никаких усилителей звука не требуется. И орган уникальный.

Сохранилась фреска со старинной копией «Тайной Вечерии» Леонардо да Винчи. Но на ней на одного персонажа больше, он заглядывает в окно. Непонятно.

Побывали в музее беларуского книгопечатания, ведь в этом году отмечается условный юбилей первопечатника – 525 лет с года рождения Франциска Скорины. В музее можно увидеть документы, связанные с жизнью Скорины. Представлена Полоцкая ревизия 1522 года – фамилия Скорина упоминается среди купеческих семей. Список студентов, которые поступали в Краковский университет 1504 года. Там написано «Франциск, сын Луки из Полоцка, заплатил 2 гроша при поступлении». За 2 гроша в те времена можно было купить хорошую кожаную обувь.
В музее находится первая конституция Европы – статут ВКЛ. Слова «Конституция» в названии нет, но, если рассматривать содержание книги, там как в конституции были статьи, в которых оговаривается устройство государства, права и обязанности людей, живущих в нем. Статут издан в 1588 году на белорусском языке.
В музее можно увидеть оригинальные журналы и газета начала XX века и даже самый первый в Беларуси журнал «Месячник Полоцкий». Он издавался в Полоцке при Полоцкой иезуитской академии на польском языке в 1818 и в январе 1820 года.
 Первые азбуки, буквари… книги с нотами. Книги с рисунками великолепными и с неумелыми. Маленькие и огромные… Интересно необыкновенно!

Спасо-Ефросиньевский монастырь
Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей Полоцких епископов и деревянным Спасским храмом.
В 1125 году сюда вселилась преподобная Евфросиния Полоцкая и около 1128 года здесь зародилась монашеская обитель благодаря ее подвижнической жизни. В середине XII века на месте деревянной церкви преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. Также, по заказу святой в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест - крест-ковчег со множеством святынь: частицами Древа Креста Господня, камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона.

Не одну меня интересует место нахождения креста Ефросинии. Версий много: в России, в Америке и т.д. Но я уверена, что он спрятан в Полоцке и явится при необходимости. Недаром Ефросиния – внучка одного из самых сильных колдунов на все времена, самого Всеслава Чародея, мага и оборотня. Сама она была святой, по молитве которой чудеса происходили. Охраняет Ефросиния свой крест! Как далеко не святая Барбара Радзивилл охраняет Апостолов.
Завет Ефросинии – не вывозить этот крест из земель полоцких, думаю, выполнен. Читала когда-то ученого российского, уверяет, работал с этим крестом на дубовой основе. Врешь, профессор, на кипарисовой основе этот крест! Копий много было и есть, для сохранности святыни.

Гуляли по городу. Памятников… наверно, можно в книгу рекордов по количеству памятников на квадратный километр.
Конный памятник Всеславу Чародею, памятник Изяславу, памятник Симеону Полоцкому, Ефросинии Полоцкой, «полоцкий купец», весы (!!), отмечен географический центр Европы, Памятник Франциску Скорине, Памятник 23-м гвардейцам (погибшим уже во время ВОВ), Памятник кривичам, Памятник букве «Ў», зодчему Иоанну. Даже зонтику! Желудю, сосновой и еловой шишкам. И, конечно, Ленину. Памятник Ленину стоит себе спокойно, кто-то венок положил, лежит себе. Тоже история, никто не отрицает и не покушается.

Набрели на бывший иезуитский коллегиум.
Иезуитский коллегиум в Полоцке изначально являлся центром просвещения и культуры. Это не изменилось и сейчас, ведь в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета, а также крупнейшая в Беларуси художественная галерея. Духовная и культурная связь не оборвалась.
Началась история иезуитского ордена в Полоцке еще в 1574 году, когда король Стефан Баторий предложил видному религиозному деятелю Петру Жалобе основать в Полоцке иезуитский монастырь. Строительство началось вскоре после этого. К 1579 году был готов деревянный корпус самого коллегиума, а также костел. Иезуитский коллегиум в Полоцке стал первым средним учебным учреждением ордена иезуитов на территории Беларуси. Первый ректор коллегиума Петр Жалоба был известным общественно-политическим деятелем в Речи Посполитой, именно он стал идеологом контрреформации на этих землях. В это время школьная программа была довольно-таки насыщенной: здесь изучали латинский и греческий языки, античную литературу, стилистику, поэтику, красноречие и священное писание. Коллегиум становился центром просвещения на полоцких землях.
Правда, так продолжалось недолго. Во время войны с Московским княжеством город захватил царь Алексей Михайлович. Он приказал отдать земли и поместья иезуитов православным. Костел разобрали. В 1667 году Полоцк опять стал частью ВКЛ, то иезуиты вернули все свои владения. И отстроили новый костел – костел св. Франтишка Ксаверия. Простоял он недолго – сгорел во время пожара 1682 года.
Коллегиум опять стал центром просвещения и культуры. При нем работала библиотека и типография, существовал театр, картинная галерея и музей. И это еще не все – частью комплекса являлось общежитие, аптека, госпиталь для бедных.
В 1734 году российская армия снова вторглась в Полоцк – они уничтожили костел и забрали казну монастыря. Правда, казна все-таки вернулась в город, но для этого пришлось писать жалобу царице. После этого иезуиты приняли решение о строительстве каменного храма, который был готов к 1745 году. Его освятили в честь святого Стафана. Работы по оформлению внутреннего убранства продолжались до 1765 года. Это был гармоничный ансамбль, строительством которого руководил известный австрийский архитектор и математик Габриель Грубер.
Много известных людей вышло из стен иезуитского коллегиума в Полоцке. Здесь учился Валентий Ванькович, который потом стал известным живописцем. Поэты Михал Дудински и Франтишек Папроцки тоже закончили коллегиум. Учился здесь известный мемуарист и историк религии Станислав Шантыр, один из первых белорусских писателей Ян Баршчевски.

Сейчас это чудный ансамбль, с юмором стилизованный под старину, обожаемый своими студентами. Так много интересного - механические часы с фигурками на фасаде, маленький, но уникальный музей истории университета в виде манекенов, точно во производящих образы студентов всех исторических этапов жизни университета. А «говорящая голова старца» - это такая невероятно эффектная «точка» в конце экскурсии. Сейчас это компьютерная техника, но когда-то голова была механическая, отвечала на разных языках (в соседней комнате сидели студенты-старшекурсники, отвечали и дергали веревочки).
Да, царя Алексея Михайловича в Полоцке тоже не любят. Много вреда принес. Углубляясь в историю, и не знаешь, кто больше гадостей моему народу сделал: немцы, шведы, русские? Все хороши.
Сейчас в Полоцке действуют православные церкви, католические костелы, синагоги, старообрядческая церковь, протестантский храм, кирха. Никто ни с кем не враждует.

Забыла упомянуть о симпатичном кафе «Дамиан», где мы пообедали. Такой милый старинный интерьер с заборчиками, прялками, граблями, полками со старыми книгами, банками с закатками и прочим. Еда понравилась. Очень хорошо заварен чай – для меня это некий показатель, не везде умеют.

За кафе – земляной вал. Полоцк постепенно превращался из торгового города в приграничную крепость. В 1500—1530 годах русские войска десять (!) раз подступали к ней. Захватить ее они не могли, но постоянные осады внесли в жизнь полочан новую интонацию. Сообразно ей изменился и облик Софии: она приобрела черты оборонного храма, и без того узкие окна заложили еще больше, превратив их в бойницы.
15 февраля 1563 года Полоцк все-таки пал под натиском войска Ивана IV. Двухнедельная осада увенчалась успехом. Грозный царь надеялся закрепить город в составе Русского государства, для чего приказал возвести в нем еще одну крепость — так называемый Нижний, или Стрелецкий, замок. От него до наших дней сохранился вал, окруживший территорию в шесть гектаров и когда-то имевший десятиметровую высоту. На валах были сооружены деревянные башни и стены.
Впрочем, усилия Ивана Грозного (а он лично наблюдал за постройкой замка) пропали даром. В 1579 году русский гарнизон почти без боя сдал его Стефану Баторию. Полоцк вновь оказался в составе Великого княжества Литовского — а точнее, Речи Посполитой. Кстати, появление на геополитической арене Речи Посполитой было во многом ускорено падением Полоцка в 1563 году. Литва, желая упрочить свое положение в Ливонской войне, пошла в 1569 году на заключение унии с Польшей, тогда как прежде литовские магнаты противились ей, опасаясь потерять свои права и привилегии.

А теперь к той стороне вала, что дальше от реки, пристроены скамейки – там стадион. Хоть вал и пригодился, но Ивана Грозного тоже проклинают.

Возле памятника Всеславу (памятник очень хорош, но стоит на фоне современных домов, его бы перенести) был смешной эпизод. Экскурсия из Литвы. Не подлинной, естественно, а сегодняшней. Мужчина спрашивает экскурсовода: «А почему Вы Гедиминаса Гедимином зовете? А Миндовгаса Миндовгом?»

Гедимин - великий князь литовский с 1316 по 1341 год, основатель династии Гедиминовичей.  Миндовг, король пруссов и литвинов с 1236 по 1263 год.

Ответ экскурсовода насмешил: «Потому что они сами так себя называли и во всех летописях названы именно так. Потому что были литвинами, а не жемойтами». В ответ было только угрюмое молчание.

Это была интересная поездка, но я устала. Возраст, а тут еще и жара, просто пекло. И искупаться некогда было, хоть столько озер (с легендами!) и рек встретилось.


Рецензии